Теория юмора. Часть 2

Альдер Ан
        Параметры шутки

        Любое явление имеет определённые признаки, причём некоторые из них отличаются свойством вариативности, т.е. могут иметь различное количественное или качественное наполнение. Всякий материальный объект имеет длину, ширину, массу, цвет и т.д. Подобные признаки именуются иногда параметрами. Аналогичное понятие применимо и для свойств шутки. Рассматривая классификацию юмора, мы приводили полную, исчерпывающую классификацию по каждому критерию, стараясь охватить все существующие в мире шутки (например, две формы юмора либо их сочетание, три типа юмора либо их сочетания). Следовательно, всякая шутка может быть охарактеризована с позиции того или иного классификационного основания. Форма, объект, тип, тема, сфера юмора, а также юмористический приём присущи любой существующей шутке. Поскольку сами по себе они вариативны, то получили наименование параметров шутки.

        Юмор и иные виды информации

        Вопрос соотношения юмора и нейтральной (серьёзной), неюмористической информации был затронут в первой части работы при определении понятия юмористической информации. Обратимся теперь к соотношению юмора и примыкающих к нему иных видов информации.
        Афоризмы характеризуются как крылатые выражения, законченные мысли, которые отличаются лаконичностью и меткой выразительностью, а зачастую и совершенной неожиданностью. Как правило, они направлены на описание окружающей действительности с той или иной степенью истины. Проявление кропотливой умственной работы, афоризмы отличаются высокой интеллектуальной составляющей и зачастую имеют своего автора. При этом они могут быть как совершенно серьёзными ("Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней" (К. Поппер), "В гостях хорошо, а дома лучше" и большинство других пословиц и поговорок), так и носить юмористический оттенок. Последнее достигается за счёт краткости и выразительности афоризма ("Если делать – так по-большому" (В. Черномырдин), "У семи нянек дитя без глазу"). В приведённых выражениях всё же можно констатировать превалирование серьёзного над юмористическим – они применимы к реальным ситуациям и несут чётко уловимый смысл, а потенциально вызываемый ими смех является лишь побочным воздействием афоризма, но не его самоцелью. В других же высказываниях, несмотря на присущую им афористичность, заметно превалирование юмористического над серьёзным: "Наличие мозгов – дополнительная нагрузка на позвоночник" (С. Гольман), "Таковы мои принципы, и если они вам не нравятся, у меня есть другие". Случается и так, что грань серьёзного и юмористического размывается, а потому определять, является ли высказывание  юмористическим афоризмом или афористической шуткой, становится бессмысленно: "Из этой жизни ещё никто не уходил живым". Таким образом, жанры юмора и афористики содержательно пересекаются: афоризмы могут носить юмористический характер, равно как и наиболее остроумные шутки, по сути, можно одновременно считать афоризмами.
        С другой стороны к юмору примыкает такая разновидность информации, как бред. Как и в случае с афоризмами, проявления юмористической и бредовой информации могут соприкасаться самым тесным образом. Однако здесь отличие в том, что грань между юмором и бредом не размыта, а совершенно отчётлива. То, что распознаётся человеком как бред, исключает какое-либо наличие для него юмора, и наоборот. Так происходит потому, что юмористическая информация предполагает абсурдность, т.е. неправильное в правильном, нелогичное в логичном, бессмысленное в наполненном смыслом. Бред же лишён всякого смысла – он не улавливается и никаким образом не связан с окружающей действительностью. Напомним, что даже в юмористическом приёме каламбуре, несмотря на смысловые и логические дефекты фраз, перестановки слов или даже их частей, подчёркивалось, что смысл их всё же интуитивно улавливается. Полностью же бессвязный набор слов в отсутствие иных средств выразительности вызывать ЧЖС не способен.   
        Неоднозначно соотношение юмора и лжи. С одной стороны, эти понятия часто употребляются в качестве антонимов. Не случайно говорят: «ты сказал это в шутку или всерьёз?», ведь юмор по своей природе не предполагает серьёзного отношения. Самой настоящей ложью начинаются шутки-розыгрыши. Разыгрываемый заведомо вводится шутниками в заблуждение, воспринимает действительность искажённо до момента раскрытия розыгрыша. Особенность этой лжи – она обладает юмористическим потенциалом и в конечном счёте открывается всем, поднимая всем настроение, если розыгрыш был удачным. Вместе с тем, существует целый пласт шуток, направленных на высмеивание житейских ситуаций и имеющих место обстоятельств в окружающей действительности. Такие «жизненные» шутки даже не требуют особой творческой изобретательности, необходимо лишь проявить внимательность, чтобы обнаружить абсурд в окружающих нас явлениях, и в яркой, привлекательной форме сообщить о нём слушателям. В итоге шутки подобного жанра отличаются правдивостью, искажение действительности, свойственное лжи, в них отсутствует – если, конечно, автор в целях повышения юмористического потенциала своей шутки не приукрасит в ней чего-либо на один-два порядка. Наконец, многие шутки невозможно оценить с позиции истинности, поскольку они существуют в сфере художественного пространства, не имеющего отношения к окружающей реальности (например, вымышленные истории-анекдоты). Там же, где высказывание не относится к действительности, истины или лжи быть не может.

        Юмористические картинки

        Помимо традиционных, словесных шуток существенное место в сфере юмора занимают шутки с наличием графического оформления (изображения). Подчеркнём при этом, что графический элемент должен иметь определённую роль в восприятии шутки – поэтому, к примеру, не подпадают в эту категорию юмора анекдоты, которые публикуются в Интернете в формате картинки (jpg и т.п.), даже если они сопровождаются рамками, смайликами и иными подобными визуальными элементами, которые никаким образом не влияют на восприятие юмористического текста. В данном же разделе речь пойдёт о шутках, которые не способны существовать без графического сопровождения. Шутки, содержащие в качестве неотъемлемой составляющей изображение, мы будем именовать юмористическими картинками.
        Наверное, первой юмористической картинкой в истории было изображение забавной физиономии. С течением сотен и тысяч лет сущность графического юмора практически не изменялась. Определённый импульс такой юмор получил в Новое время в связи с распространением типографии. Именно тогда прочно утвердился жанр карикатуры. В российской истории карикатура, в первую очередь, связана с эпохой гражданской войны и последующим за ней периодом советской власти.
        В последние десятилетия юмористические картинки перешли в комиксы и Интернет, а популярность их вышла на новый уровень. Объясняется это не только переходом значительной части человеческого общения в текстово-визуальное пространство Интернета, но и «высококонцентрированностью» графического юмора: если анекдот обычно содержит несколько строк, два информационных потока (классические завязка и развязка) и к тому же может ещё остаться непонятым после прочтения, то юмористические картинки ввиду отсутствия текста или минимального его количества воспринимаются почти мгновенно, их содержание обычно проще и доступнее, а информационных потоков в них, как правило, не менее трёх. Последнее означает наличие не менее двух юмористических элементов, что делает юмористическую информацию ярче и положительно отражается на её юмористическом потенциале.   
        Нетрудно заметить, что для юмористических картинок не характерна символьная форма юмора. Даже если изображение только сопровождает текст и не несёт самостоятельного юмористического элемента, оно, тем не менее, влияет на содержание шутки, создаёт необходимые атрибуты (обстановку и т.д.), в которой разворачивается непосредственно комическое повествование. Так, в юмористической картинке-фотографии, на которой изображен столб с забавным объявлением (вроде "Внимание! Спасибо за внимание!"), непосредственное изображение лишь создаёт условия, обстановку, в которой в полной мере разворачивается юмористический потенциал текстового элемента шутки. В отсутствие данного изображения «чистый» текст из приведённого примера воспринимается по-другому, не как «объявление» в общественном месте, а потому не в лучшую сторону отличается от своего аналога с наличием визуального сопровождения. Юмористические картинки, таким образом, могут существовать в двух формах: непосредственной, где наличие текста не предполагается, и смешанной, где текст сочетается с графическим элементом шутки.
        Специфична структура шуток с изображениями. Говоря о словесных шутках, мы выделяли в их составе, по меньшей мере, завязку и развязку. Справедливо ли это суждение относительно обыкновенных фотографий, на которых изображена та же смешная рожица или любое другое самое простое изображение, без какого-либо подтекста, а тем более текстового элемента? На этот вопрос следует дать твёрдый положительный ответ. Даже самое простое изображение, которое вызывает ЧЖС (чувство желания смеяться), представляет по смыслу настоящей Теории шутку, которая, напомним, образуется, по меньшей мере, двумя информационными потоками, один из которых – нормальная, правильная, логичная, серьёзная действительность (наши представления о ней), а второй – действительность неправильная, нелогичная, несерьёзная. Сочетание информационных потоков образует резонанс с нормальной действительностью, вызывает состояние абсурдности. В этом и заключается суть завязки и развязки как двух информационных потоков, создающих абсурд, т.е. неправильное в правильном и нелогичное в логичном.
        В примере с физиономией условной завязкой выступают представления человека о лице каким оно должно быть, т.е. как о нормальном явлении окружающей реальности. Вторым же информационным потоком, «развязкой», в данном случае выступает искажение, которое присутствует в выражении лица человека.
        Стоит отметить, что и в символьных шутках, т.е. состоящих лишь из текста, завязка иногда внешне сливается с развязкой. Ведь порой самостоятельной и законченной по смыслу юмористической информацией, т.е. шуткой, является одно-единственное слово, способное вызвать смех в силу разных причин – в основном по причине сходства с другим реально существующим словом. Завязкой в таких случаях будут именно представления о правильном, существующем в действительности слове, а развязкой – те искажения, которые вносятся в него и образуют новое забавно звучащее слово.
        Наиболее распространёнными юмористическими приёмами в шутках-изображениях являются метафора и ассоциация. Примеры шуток с графической метафорой были приведены выше (столб с объявлением, физиономия). С приёмом метафоры, как правило, связаны и фотожабы – изображения на основе фотографии, которая в результате монтажа меняет своё содержание. Классическими примерами таких изображений уже стали шутки с заменой лиц (отец – ребёнок, человек – животное и т.п.), появившейся после разработки соответствующего приложения для телефонов, или картинки из серии «обработайте фото, пожалуйста». К ним можно отнести шутку, в которых девушка просит сделать фон своей фотографии «покрасивее на выбор редактора» и в результате в качестве такового получает гигантский бутерброд с салом.
        Графическая ассоциация особенно характерна для упоминавшихся уже карикатур, которые, как известно, отличаются едкостью и высмеиванием того, что на них изображено. Достаточно вспомнить картинку с дедушкой и внуком, вдохновенные взгляды которых устремлены то ли на телевизор, то ли на сцену, а уши обильно покрыты лапшой. Смысл карикатуры, а вместе с тем и её юмористический потенциал раскроется наблюдателю в том случае, если последний знает выражение «вешать лапшу на уши». Без этого знания восприятие карикатуры окажется совершенно иным и будет сопоставимо с наблюдением тех же персонажей, у которых, к примеру, вместо лапши на ушах будет сметана на голове. Некоторые карикатуры выполняются в виде фотожаб – распространённым приёмом является «пририсовывание» политикам каких-либо элементов, будь то длинный нос или рога чёрта; другим примером выступают юмористические картинки на тему огромной лужи, образовавшейся посреди асфальтированной городской дороги, где в результате монтажа плавают утки, соревнуются пловцы или тонет Титаник.
        Между тем, большей популярностью пользуются юмористические картинки со смешанной формой юмора, т.е. содержащие определённый текст, дополняющий графическую часть шутки. С учётом того, что шутки могут содержать несколько картинок и текстовых вставок, юмористических элементов в них оказывается два, три или более, в результате чего юмор становится ещё более «высококонцентрированным» и привлекательным. Так, в Интернете распространение получила четырёхкадровая юмористическая картинка с Виталием Кличко, беседующим с доктором, в виде следующего диалога: "— Доктор, я съёл пиццу вместе с коробкой! Я умру? — Ну, все когда-нибудь умрут! — Все умрут?.. Боже, что я наделал!". В данной шутке ЧЖС вызывается многократно, что свидетельствует о большом количестве юмористических элементов в ней. Лишь в текстовом её формате имеет место не менее трёх юмористических элементов (соответственно, ЧЖС достигается не менее трёх раз). Если же брать в расчёт графическую часть шутки, в которой персонажи имеют абсурдные, чрезмерно серьёзные выражения лиц, можно заключить, что наиболее удачные юмористические картинки в своей концентрации юмора, пожалуй, действительно превосходят всякие иные его формы.

        Мемы

        Ряд изображений носит типовой характер и употребляется во множестве шуток с различным содержанием. Однако, несмотря содержательную вариативность таких шуток, они имеют некоторые сходные признаки, которые определяются типовым изображением, выступающего их фундаментом, ядром. Подобные изображения получили наименование мемов.
        Понятие «мем» возникло задолго до распространения Интернета и носило сугубо научный оттенок. Под ним понималась «единица культурной информации, любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. ». В наше время это слово употребляется широкими кругами населения применительно именно к юмору, сохраняя в определённой степени генетическую связь с первоначальным значением, но получив уже существенную автономность. В настоящей работе мы будем понимать под мемом явление исключительно юмора.
        К числу наиболее популярных мемов в разные годы их ещё не долгой истории относились «Trollface» и «Facepalm», «Fffuuu» и «Poker face», «Омская птица» и «Филосораптор», «Гарольд, скрывающий боль» и «Грустный Киану Ривз», «Нельзя так просто взять и...» и «Потрясающий ход», а также многие другие. Само наличие названия у мемов, а также выражений вроде «создатель/герой мема» говорит о том, что шутки, образованные на их основе, имеют ряд отличительных свойств.
        Первым свойством мемов является их стабильность. Становясь своеобразным ядром, они способны сочетаться с неограниченным количеством информационных потоков – надстроечной частью шутки – и образовывать теоретически бесконечное число шуток, отличных по содержанию, но сходных по неким характеристикам, задаваемым мемом, т.е. как бы несущих его отпечаток. Появляющиеся спонтанно или целенаправленно, например, в результате рисования или забавного фотоснимка, мемы подобны конструктору, который можно собирать снова и снова, причём чем универсальнее мем, тем он жизнеспособнее. Если же он позволяет образовать лишь небольшое число шуток с приемлемым юмористическим потенциалом, то по мере выработке своего ресурса мем исчерпывает себя, а после этого приходит в забвение (подробнее о юмористической ёмкости мема будет сказано в дальнейшем).
        Вторым свойством мема следует назвать его сущностную черту. Мем всегда несёт определённый устойчивый информационный (юмористический) образ, что в терминологии настоящего сочинения следует описать как устойчивую совокупность параметров юмора либо содержательных особенностей шуток, образующихся на его основе. Мемы могут определять как отдельные параметры шуток с их участием (наиболее часто таковыми становятся тип юмора, юмористический приём, тема юмора), так и особенности языковой структуры шуток, будь то обязательное наличие определённых слов или специфика построения фразы.
        Так, мем со студентом отражает рассказочный тип юмора, а также определяет специфическую его тематику, связанную со студенческой жизнью ("Повесили новое расписание – стоишь и выбираешь себе выходные"). В сфере лингвистического типа юмора действуют такие мемы, как «Омская птица» ("Сжал зубы в кулак"), «Енот-каламбурист» ("Вышивание в диких условиях"), «Stanley Stoner» ("Отжал – упался").
        Юмористический приём ассоциации отчётливо прослеживается в меме «Ba-dum-tss» (имитация звучания барабана), шутки с которым заканчиваются двусмысленным, имеющим подтекст комментарием ("Больше года получил житель города за попытку кражи тортов – теперь ему придётся несладко, ведь жизнь в колонии – не сахар... Такие вот пироги"; "Сел с утра в маршрутку с разряженными наушниками – недолго музыка играла").
        Мем «Филосораптор» отличается тем, что шутки с его присутствием обычно имеют форму вопроса, носящего одновременно риторический и комический характер ("Чем больше самоубийц – тем меньше самоубийц?"; "Слово не воробей... Всё не воробей, кроме воробья"). Мем «Пингвин-социофоб» описывает трудности людей, сталкивающихся с проблемами при взаимодействии с собеседниками, обществом. Нередко также в них в юмористическом ключе затрагиваются проблемы заниженной самооценки ("Побоялся объявить свою остановку в маршрутке – уехал в Улан-Удэ"; "На конкурсе неудачников занял второе место"). Мемы с еврееями также имеют яркую содержательную особенность ("Упал рубль – поднял два"). В последнем случае, заметим, могут использоваться совершенно разные изображения (фотографии), при этом суть шуток от этого не изменяется ввиду устойчивости того юмористического образа, который несёт фотография с изображением еврея.
        Некоторые мемы могут употребляться в шутках без слов. Так, забавные изображения старой бабушки с жутковатым лицом (мем «Wat», или «Шта?») или потрёпанное чучело лисы («Упоротый лис») могут просто вставлять в другие изображения, так что сочетание двух ранее не зависящих друг от друга информационных потоков образует шутку-мем с непосредственно действующей (несимвольной) формой юмора. Так, благодаря мастерам фотомонтажа «Упоротый лис» побывал на встрече президентов России и США, у психоаналитика и даже в компании «грустного Киану Ривза» (т.е. другого мема). В этом смысле такие мемы сближаются с фотожабами.
        Вместе с тем, мем «Wat» («Шта?»), например, употребляется и вне графического оформления. Он вполне применим «на словах» в случаях, когда слушатель понимает, что подразумевает говорящий. Данный пример автономного существования текста от изображения, в которому он привязан, является далеко не единственным и свидетельствует о том, что мемами могут выступать не только изображения, но и иные формы информации – в виде текста или даже видеоролика.
        В частности, одним из самых популярных текстовых мемов последних лет стала фраза «Это фиаско, братан», используемая в шутках с пустым кошельком, проигравшим войском тевтонцев и т.п. Наиболее известными видео-мемами являются «Джон Сина» (боец, внезапно появляющийся под громкую музыку в середине какого-нибудь видеоролика) и «Coffin dance» – танцующие негры в торжественных костюмах, в действительности выполняющие похоронный ритуал, а в шутках используемые в качестве комментария неприятных происшествий, которые варьируются от достаточно безобидных (сын забыл достать мясо из морозилки к приходу мамы, кот прыгнул на своё отражение в зеркале) до ситуаций из разряда «шутка смешная, ситуация страшная», куда относятся навернувшиеся с крыш и заборов экстремалы, падающие велосипедисты, лыжники и т.д.
        На основе сказанного определим понятие мема. Мем – это спонтанно или целенаправленно созданный образ, пригодный для создания неопределённого числа шуток и определяющий ряд их устойчивых свойств (параметров) и (или) содержательных особенностей, а также сама шутка с таким образом.

        Классификация мемов

        I. Прежде всего, отметим ещё раз, что мемы варьируются по своей форме: задаваемый ими юмористический образ заключается чаще всего в графическом виде, однако наряду с ними существуют также текстовые и видео-мемы. Графические мемы предстают зрителю в виде рисунка («Trollface»), набора символов («Lenny face»), фотографий людей («Злой школьник», «Pain Harold»), реальных и выдуманных существ («Grumpy cat», «Ждун»). Нередко мемы содержат в себе две формы, в особенности это проявляется на примере текстово-графических мемов, в которых устойчивыми являются изображение и подпись к нему («Будь мужиком!»). Очень часто текстово-графические мемы возникают на основе фильмов, мультфильмов, телепередач («Нельзя так просто взять и...», «Ты втираешь какую-то дичь», «Ну да, ну да, пошёл я нафиг», «Сильное заявление, проверять я его, конечно, не буду»). Видео-мемы представляют собой сочетание видеоролика и его звукового сопровождения в виде слов или музыки.
        Устойчивость и общеизвестность мемов позволяет порой пренебрегать одной из его форм, в результате чего, например, специальное использование фразы из мема в живом разговоре позволяет слушателю определить, что его собеседник имеет в виду именно мем, вызывая ассоциацию с переносимым им юмористическим образом.
        Видео-мемы в сравнении с остальными видами этого жанра юмора сравнительно редки, что не мешает им, тем не менее, время от времени взрывать Интернет-пространство, как это сделал «Coffin dance». В течение короткого промежутка времени появились сотни шуточных видеороликов, где после каждого падения или происшествия появлялись танцующие негры; мелодия из мема – Astronomia – звучала во дворах и на звонках мобильных телефонов. Поскольку юмористический потенциал видео-мемов раскрывается в динамике, где важны движения, а кроме того, звуковое сопровождение, их практически невозможно приспособить к статическому восприятию, какое имеет место в юмористических картинках. Соответственно, шутки с видео-мемами возможно создавать лишь в программах видеомонтажа.

        II. В зависимости от факта обладания юмористическим потенциалом мемы подразделяются на те, что несут самостоятельный юмористический потенциал, и те, которые таковым не обладают. Несмотря на само понятие мема как сердцевины и ядра шутки, далеко не все из них несут юмористический элемент, т.е. смешны сами по себе, без взаимодействия с другими потоками информации.
        Не несут юмористического потенциала (и, соответственно, не содержат юмористического элемента), как правило, такие мемы, которые были взяты из фильмов и передач, а также ряд специально нарисованных мемов. К данной категории относятся такие мемы, как «Это норма!», «Потрясающий ход!», «Ну да, ну да, пошёл я нафиг», «Грустный Киану Ривз», «Полностью оправдан», «Poker face» и многие другие. Юмористический потенциал с их участием образуется за счёт сочетания двух информационных потоков, где мем-ядро и надстроечная, или переменная, часть шутки, сочетаясь нелогичным образом, создают «резонанс абсурда». Вместе с тем, нередко переменная часть шутки, неся в себе абсурдное зерно, обладает собственным юмористическим элементом.
        Проиллюстрируем это на примере мема «Полностью оправдан», который представляет собой шаблон для диалога между судьёй и подсудимым, который обязательно оканчивается фразой «полностью оправдан» либо её аналогами вроде «Вы свободны» и т.п.: "— Вы обвиняетесь в том, что избили девушку. — Победителей не судят! — Полностью оправдан". Переменная часть шутки ("— Вы обвиняетесь в том, что избили девушку. — Победителей не судят!") в данном случае содержит юмористический элемент, поскольку фраза подсудимого здесь выглядит явно абсурдной и неуместной для реальной ситуации. В свою очередь, ответ судьи в виде той самой фразы-мема в сочетании с предыдущим высказыванием также является нелогичным, что образует второй юмористический элемент, усиливая ЧЖС и юмористический потенциал шутки. 
        Противоположный пример: "— Вы обвиняетесь в убийстве человека. Ваше последнее слово? — Не суди, и не судим будешь! — Полностью оправдан!". Здесь надстроечная часть шутки ("— Вы обвиняетесь в убийстве человека. Ваше последнее слово? — Не суди, и не судим будешь!") не содержит юмористического элемента, поскольку не несёт достаточной абсурдности и едва ли может вызвать ЧЖС. Абсурден в данном примере лишь вердикт судьи – «полностью оправдан», поскольку в действительности подобные реплики обвиняемых, безусловно, не могут являться основанием для освобождения от уголовной ответственности.
        Последний пример показателен тем, что при отсутствии юмористического элемента в меме отнюдь не обязательно его наличие в надстроечной части шутки. Достаточно сформировать надстройку таким образом, чтобы она нелогично сочеталась с ядром-мемом, так что в результате соединения двух информационных потоков получится один юмористический элемент, и шутка окажется удачной. Так, достаточно соединить несмешную картинку с грустным Киано Ривзом и несмешную фразу "Когда булочка, которая всегда стоила 15 рублей, теперь стоит 20", и образовавшиеся завязка и развязка дадут приемлемый юмористический потенциал.
        Вместе с тем, значительная часть мемов отличаются тем, что они смешны уже сами по себе, т.е. обладают юмористическим потенциалом без какой-либо внешней надстройки. В большинстве случаев это характерно именно для графических мемов, где оказываются запечатлены забавные лица, рисунки или продукты фотомонтажа. К таким мемам относятся «Гарольд, скрывающий боль», «Wat», «Упоротый лис», «Stonks», «Смеющиеся волки», «Stanley Stoner» и др.
        Наличие юмористического элемента в меме-ядре позволяет присоединять в нему надстройку, не обладающую таковым. Например, изображение «Гарольда, скрывающего боль» («Pain Harold»), известного старика с «натужной», словно через силу, улыбкой, подходит в качестве комментария к нейтральной фразе "Когда увидел новые цены на бензин". Однако даже при отсутствии юмористического потенциала в надстройке получившаяся шутка содержит два юмористических элемента, один из которых содержится непосредственно в меме, а второй получается в результате сочетания мема с надстройкой.
        Если же и надстроечная часть шутки обладает юмористическим потенциалом, то её сочетание смешным мемом-картинкой «Pain Harold» даёт уже не два, а три юмористических элемента: "Когда на календаре уже третье апреля, а твоя жизнь всё ещё шутка".

        III. Наиболее специфичной представляется классификация мемов по роли (функции) в шутке, которая выражается в том, каким образом мем-ядро взаимодействует с переменной частью шутки. Прежде всего, роль мема зависит от того, в какой степени он присутствует в содержании шутки. Ведь далеко не каждый юмористический образ озвучивается в шутке или выступает её полноценным визуальным дополнением. Подобные мемы «пассивного присутствия» присутствуют в шутке лишь с целью создания условий для её правильного восприятия и почти никогда не обладают юмористическим элементом. Подобная роль получила наименование функции фона. В том же случае, если мемы выступают неотъемлемой частью шутки, т.е. активно участвуют в её содержании, проявляются иные роли, наиболее яркие из которых функции комментария бланка и фотожабы.
        Строго говоря, в данной классификации речь пойдёт именно о функциях, которые могут играть мемы в шутках со своим участием, поскольку, как будет видно в дальнейшем, некоторые мемы способны выполнять в шутках разные роли, а потому подпадать под несколько групп классификации.
        1. Функция фона проявляется в том случае, когда мем не участвует непосредственно в содержании шутки, не вербализируется и не выражается каким-либо иным способом. Вместе с тем, мемы с функцией фона (мемы-фоны) задают определённый подтекст шутки, которая в отсутствие данного фона звучала бы гораздо прозаичнее, а в ряде случаев вовсе бы лишилась юмористического потенциала.
        Полагаем, пик мемов такого рода пришёлся на начало 2010-х гг., когда большой популярностью пользовались «Пингвин-социофоб», «Омская птица», «Злой школьник», «Типичная училка», «Филосораптор», «Енот-каламбурист», «Бабушка» и т.п. Все они отличались схожестью формы и представляли собой изображение, в центре которого находился непосредственный «персонаж» мема, из которого исходили разноцветные лучи, выступающие фоном для варьирующегося текста – надстройки шутки.
        Мемы-фоны, практически никогда не вызывая ЧЖС сами по себе, задают как содержательные особенности шутки (тему юмора), так и отдельные параметры юмора – достаточно вспомнить уже упоминавшегося «Енота-каламбуриста», яркого выразителя лингвистического типа юмора. Близок по духу к нему «Stanley Stoner» – молодой человек нелёгкой степени опьянения неизвестной природы, один из редчайших примеров мемов-фонов с самостоятельным юмористическим элементом.
        Любопытная черта мемов с функцией фона заключается в том, что порой они используются с совершенно обыденным, «серьёзным» текстом, сочетание которого с изображением мема, однако, в силу резонанса этих информационных потоков, а также жизненности самого текста способно вызвать достаточное ЧЖС. Изображение мема, который, безусловно, ассоциируется с юмором, способствует восприятию текста как абсурдного и беспроблемного. Например, мем «Типичная училка» превращает такие угрожающие высказывания, как "На ЕГЭ я посмеюсь!", "Вы идёте на уровне коррекционной школы!", "У меня за 20 лет такого плохого класса не было!", в довольно забавные выражения. Аналогичный эффект можно достигнуть, совместив фразу "Выключай компьютер, на улице гроза!" с мемом «Бабушка» или фразу "Мы что, на китайском говорим?" с мемом «Родители». Из этого следует, что мемы с функцией фона, хоть и не участвуя в непосредственном содержании шутки, не обладая юмористическим элементом, при грамотном их использовании способны вызывать ЧЖС у зрителей посредством юмористического приёма окрашенной формы, суть которого, напомним, в яркой, необычной подаче совершенно житейских ситуаций.
        2. Функция комментария предполагает, что мем присутствует в качестве неотъемлемого компонента шутки, находясь непосредственно в её развязке и чаще всего выражаясь в виде слова или фразы, реже – в виде жеста, выражения лица или ролика, с помощью которых выражается отношение к тому, что было изложено в завязке. Типичные мемы-комментарии – «Это норма», «Потрясающий ход», «Facepalm», «Stonks», «Coffin dance», «Как тебе такое, Илон Маск?» и др. Среди мемов данного рода особенно много заимствованных из других произведений кино, мультипликации, литературы. Вырванные из совершенно иного контекста, фразы, жесты или выражения лиц становятся яркими комментариями к надстроечной части шутки, обогащая последнюю, по меньшей мере, ещё одним юмористическим элементом.
        Наиболее простой шуткой с мемом-комментарием является соединение картинки, выражающей то или иное состояние или эмоцию (усталость, грусть, сомнение и т.д.) и текста, содержание которого начинается со слов "То чувство, когда..." либо просто "Когда...". ЧЖС в подобных шутках может быть достигнуто даже в случае, когда мем сам по себе не является смешным, однако его сочетание с текстом даёт необходимый юмористический элемент.
        Часть из мемов-комментариев при этом обладает собственным юмористическим элементом, что особенно относится к графическим мемам («Wat», «Stonks», «Гарольд, скрывающий боль»). Логично предположить, что содержащие собственный юмористический элемент, т.е. смешные сами по себе мемы находятся в более выгодном положении и используются в среднем дольше, нежели те, которые не обладают таковым свойством. Вместе с тем, относительно успешности и длительности использования таких мемов имеются и прямо противоположные аргументы, о которых будет сказано в дальнейшем. В действительности же несмешные сами по себе мемы также способны достигать огромной популярности, обретающей их на «творческое долголетие». 
        3. Функция бланка имеет место тогда, когда мем, являясь неотъемлемой частью содержания шутки, задаёт её содержательные особенности. Наименование функция получила благодаря бланкам, которые предлагают для заполнения гражданам в каких-нибудь государственных конторах, где требуется лишь дополнить типовой печатный текст, заполнив в нём свободные строки и поля. Типичные мемы-бланки специфичны тем, что задают в общем виде структуру шутки и её содержание, тематику. Например: «(Абсолютно) Никто:… Я:…»; «Нельзя так просто взять и...»; «In Soviet Russia,…» («В Советской России...»). Как правило, мемы с функцией бланка не обладают юмористическим потенциалом, акцент юмора в шутках с ними переносится на надстройку.
        Так, мем «Нельзя так просто взять и...», сочетающий соответствующий текст с кадром из фильма, призван озвучить некоторый факт-предостережение: "Нельзя так просто взять и лечь спать", "Нельзя так просто взять и пройти мимо кота". Часто при этом с его помощью выражается отношение к конкретным событиям или ситуациям: "Нельзя так просто взять и сказать цену на послестройтельную уборку". Юмористический эффект достигается, как это обычно бывает, за счёт сочетания кадра из фильма с серьёзным содержанием и не относящегося к нему текста, содержание которого само по себе нередко несёт дополнительный юмористический элемент.
        Мем «In Soviet Russia,…», берущий происхождение за рубежом, отражает полную противоположность событий, происходящих в России, тем, что происходят в остальном мире. В шутках с ним Россия показывается страной, где всё происходит как бы наоборот: "In America you find meteor, in Soviet Russia meteor finds you" ("В Америке ты ищешь метеоры – В Советской России метеоры находят тебя").
        4. Мемы-фотожабы. В данной роли обычно используются сами по себе смешные графические мемы, персонажей которых посредством фотомонтажа вставляют в другие изображения, так или иначе связанные по духу с образами, передаваемыми этими мемами. Нередко в качестве фотожаб используются мемы «Ждун», «Wat», «Упоротый лис» и т.д. . Например, бабушка «Wat», известная своим забавным лицом, побывала в лампочке мощностью 65 "wat", заменила своим лицом таких известных личностей, как "James Wat" и "Emma Watson" и даже оказалась первым лицом «WATican'a».
        В похожей ситуации оказался Игорь Николаев. Певец, державший на фотографии большую кружку пива, благодаря фотошопу был замечен на множестве вечеринок и банкетов, а также в качестве лица, поздравлявшего страну с Новым годом на фоне кремлёвской башни.

        Функциональная вариативность мемов неодинакова, и если одни из них всегда или в подавляющем большинстве случаев выполняют одну-единственную роль в шутке, то другие могут проявляться в разных ролях, сохраняя, однако при этом сущностную идентичность, т.е. устойчивость своего юмористического образа. К примеру, мемы «Упоротый лис» или «Wat» подходят для классических фотожаб, так и для выражения отношения к событиям действительности, выполняя в последнем случае функцию комментария.
        Стоит заметить, что часто между функциями бланка и комментария нет принципиальных отличий. В отдельных шутках они сливаются воедино, что заметно даже на примере мема «В Советской России» (Подпись к фотографии, на которой изображён человек, стоящий с контрабасом выше него самого: "In Soviet Russia violins play you" – "В Советской России скрипки играют на тебе".). Использование мема-бланка широко распространено для выражения отношения к явлениям окружающей действительности, что по сути является проявлением и функции комментирования.
        Сочетают в себе функцию бланка и комментария также мемы, которые используются в многокадровых графических шутках – «Избирательный Дрейк», «Светящийся мозг», «FFFUUU», «Мои вкусы очень специфичны», «Про Карла». Все они представляют собой резервуар (шаблон) с запрограммированным отношением к явлениям и событиям реальности, зафиксировать и выразить которые, в текстовой или графической форме, в качестве надстроечной части шутки предстоит её автору.
        Мем «Светящийся мозг» используется в шести- или восьмикадровых шутках и представляет собой совокупность изображений человеческого мозга, иллюстрирующих по возрастающей степени глубину сознания человека, его «просветления». Данные картинки, которые можно условно обозначить «Обычный индивид – продвинутый индивид – просвещённый разум – сверхразум», призваны охарактеризовать эволюцию или прогрессивность подхода человека к тому, что содержится в кадрах рядом с ними – безусловно, в юмористическом ключе ("Начать подготовку к экзаменам за месяц до экзаменов – Начать подготовку к экзаменам за день до экзаменов – Начать подготовку к экзаменам во время экзаменов – Начать подготовку к экзаменам после экзаменов").
        Большой функциональной вариативностью отличается и мем «Про Карла». Основанный на драматических кадрах из популярного фильма, где показан диалог отца и сына, мем способен выступить как комментарием какой-либо новости, так и стать основой для самостоятельного комикса. Неизменными остаются лишь черты графического содержания шутки (кадры из фильма, на которых показан плачущий отец, склонившийся над сыном) и концовка фразы, послужившей основой для названия мема, – «..., Карл!». Практически всегда в шутках с мемом «про Карла» имеет место рассказочный тип юмора в сочетании с юмористическим приёмом окрашенной формы. Шутки отличаются «жизненностью» – сам характер изображения, наполненного драматизмом, не требует изобретения чего-либо чрезвычайно оригинального, а наоборот, удачно подходит для выражения отношения к реальным, даже житейским, событиям и фактам ("— Пап, мне скучно. — Посмотри мультики в Интернете. — Там нечего смотреть. — Нечего смотреть?! Карл, я в детстве в 7 утра вставал по выходным, чтобы посмотреть мультики. А там, бывало, вместо «Утиных историй» идёт «Слово пастыря» или «Играй, гармонь»! «Играй, гармонь!», Карл!").
        Помимо перечисленных «раскадрованных» мемов-шуток функции комментария и бланка неразрывно представлены в графических мемах, где типовое изображение сопровождается вариативным текстом-подписью, причём обе части шутки – графическая и текстовая – органично дополняют друг друга в юмористическом ключе. К подобным мемам относятся, например, «Неверный парень», «Смеющиеся волки» и т.п. В отличие от мемов-фонов, которые направлены лишь на правильное восприятие шутки, рассматриваемые мемы выступают неотъемлемой частью шуток с их участием: юмористический текст активно взаимодействует с изображением и как бы привязан к нему. При этом сказать, что выступает первичным элементом шутки (картинка или подпись), а что её дополнением и комментарием, часто оказывается невозможно (Шутка-мем с волками: "Моя мама в продуктовом. – Я. – Её подруга").

        Проблемы терминологии

        Понятие мема в русском языке, как, впрочем, и за рубежом, остаётся неологизмом, и, как это часто бывает, требуется время, чтобы слово обрело общепризнанное, устойчивое значение. В настоящее время оно всё ещё сохраняет неоднозначность. Например, в выражениях вида «название мема», «стать мемом» речь идёт о меме как об устойчивом информационном юмористическом образе, вокруг которого возможно построение многочисленных типовых шуток. В свою очередь, часто употребляемые фразы вроде «опубликовать мемы», «мемы про Карла» имеют другую смысловую направленность – в них под мемом понимаются сами шутки, сформированные на основе «мема-ядра». Более того, ввиду возросшей популярности графического юмора в Интернете мемами часто стали именоваться вообще любые юмористические картинки вне зависимости от наличия в них типового начала.
        Данная терминологическая проблема может быть решена с развитием мемологии как области знания, связанной с изучением юмористических мемов. Нам же представляется, что наиболее рационально и целесообразно именовать под мемом именно устойчивый информационный образ, имеющий, помимо прочего, своё название, создателя или героя. Будучи исторически новым понятием, «мем» стал выражением принципиально нового направления юмора – типового, конструируемого, в котором шутки поставлены «на поток» за счёт того, что условная половина шутки оказывается написанной и требуется лишь завершить её, придумав надстроечный текст.   
        Вместе с тем, критерием истинности термина выступает и общепризнанность его понимания, что обусловлено спецификой языка как системы символов, согласованной людьми. При определении понятия невозможно не учитывать, какой смысл в него вкладывается в обыденном общении огромным количеством людей. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно понимать под мемом не только сам устойчивый юмористический образ (мем-ядро), но и созданные на основе него шутки (мемы-шутки). Именно по этой причине мы, повторим, предлагаем понимать под мемом спонтанно или целенаправленно созданный образ, пригодный для создания неопределённого числа шуток и определяющий ряд их устойчивых свойств (параметров) и (или) содержательных особенностей, а также саму шутку с таким образом.
        В отсутствие устойчивого юмористического образа, полагаем, применение даже к графической шутке понятие мема необоснованно – хотя бы потому, что в противном случае смысловое наполнение термина размывается, а само явление образа, пригодного для создания неопределённого числа шуток и определяющего совокупность их устойчивых черт, потребует нового названия.
        В частности, поэтому неправильно именовать мемами юмористические картинки с участием политиков, поскольку в подавляющем большинстве случаев вокруг них не сформировано юмористических образов, которые определили типовые черты шуток с их участием. Редким исключением здесь являются шутки-мемы с В. Кличко, отличительной особенностью которых является логическая дефектность, полная неинформативность или напускная значимость тривиальных фраз ("Почему Гагарина направили в космос именно в день космонавтики?"; "Зачем говорить, если можно сказать?"; "Плюс – это перечёркнутый минус"). Не являются мемами по вышеописанной причине шутки с В. Путиным, Д. Трампом или В. Жириновским, хотя в последнем случае элементы устойчивости и типичности шуток с участием политика имели место в начале 2010-х гг. (четырёхкадровая шутка-комикс в кадрами из выступления в Государственной думе). На сегодня вследствие существенно возросшей разноплановости шуток – по теме, структуре, юмористическим приёмам и т.д. – юмористический образ политика становится крайне размыт, а поэтому приходится констатировать, что мем-ядро не является сформированным. 
        По схожим причинам мемы как масштабное явление отсутствовали прежде, даже несмотря на наличие шуток-анекдотов с конкретными персонажами (про Вовочку и т.п.). Шутки с их участием были слишком разнообразны, что сводит на нет попытки выделения в них общих параметров юмора или содержательных особенностей, иными словами, юмористический образ персонажей анекдотов был нестабилен. Так, несмотря на преимущественно школьную тематику, анекдоты про Вовочку часто выходили далеко за её рамки ("В детстве Вовочка любил всех животных, а теперь любит только жатецкого гуся и велкопоповицкого козла"; " — Вовочка, что такое «Светит, но не греет»? — 15 лет строгого режима"). Не отличались они устойчивостью и иных параметров юмора.

        Юмористическая ёмкость и популярность мемов
 
        Сущностная черта мема (мема-ядра) – способность его сочетаться с многочисленными информационными потоками, которые могут иметь вид текста, изображения или видеоролика и, выступая надстроечной, переменной частью шутки-мема, образуют готовую шутку. При этом если одни мемы отличаются гибкостью и способностью взаимодействовать с большим количеством надстроечных элементов, то другие обладают данными качествами в гораздо меньшей степени. Свойство мема-ядра, выражающее его способность сочетаться с тем или иным количеством информационных потоков, образуя совокупность качественных шуток, получило наименование юмористической ёмкости (ЮЁ) мема.
        Под совокупностью качественных шуток здесь следует понимать шутки, вызывающие ЧЖС или близкое к нему состояние у среднестатистического слушателя или зрителя, т.е. обладающие приемлемым и достойным юмористическим потенциалом.
        На величину юмористической ёмкости и популярности мемов оказывает влияние ряд факторов.

        1. Особенности юмористического образа, задаваемые мемом. Содержание образа, напомним, складывается из параметров юмора и (или) содержательных особенностей, которые мем переносит на шутки со своим участием. Так, достаточно велика, но вместе с тем конечна юмористическая ёмкость у мемов, определяющих конкретную тему юмора («Злой школьник», «Бабушка», «Студент»). Даже никогда не сталкивающемуся с данными мемами человеку не составит труда практически сходу придумать несколько шуток с указанными персонажами – сам жизненный опыт может подсказать ряд юмористических ситуаций, типичных житейских фраз. Вместе с тем, по мере составления шуток с перечисленными героями их потенциал начинает исчерпывать себя, что свидетельствует о постепенной выработке юмористической ёмкости мемов, лежащих в их основе.
        Не столь велика ЮЁ мемов, используемых в качестве фотожаб. После десятка удачных юмористических картинок создание новых графических шуток существенно усложняется, а потому новые качественные фотожабы с прежним мемом появляются всё реже, и мем всё более становится достоянием истории – во всяком случае, именно в роли фотожабы
        Большей ЮЁ обладают мемы, связанные с комментированием или выражением отношения к тем или иным ситуациям. Действительно, под мемы «Facepalm», «Pain Harold», «Смеющийся Келвин Кенди» и им подобные можно подвести бесчисленное количество ситуаций. Данные мемы скорее потеряют свою актуальность и популярность в связи с выходом их из моды, определённого насыщения у публики, нежели по причине выработки своего юмористического ресурса.
        Теоретически бессмертны и многие мемы-фоны, в особенности те, которые связаны с наиболее абстрактными характеристиками юмористического образа, куда относится, например, тип юмора. Едва ли приходится сомневаться, что наступит момент, когда все имеющиеся в языке забавные сочетания слов, а также их частей будут установлены и зафиксированы – во всяком случае, даже если некий искусственный интеллект справится с этой задачей, то у читателя не хватит ни времени, ни сил, ни памяти для освоения столь глобального юмористического труда. В связи с этим приходится констатировать, что мемы, отражающие лингвистический тип юмора – «Енот-каламбурист», «Stanley Stoner», «Омская птица» и т.п. – практически навсегда заняли видное место в сфере юмора мемов, и если они и потеряли в своей популярности, то лишь в силу веяний моды, но не вследствие принципиальной невозможности создания качественных шуток со своим участием.

        2. Наличие юмористического элемента в меме. Ранее уже было высказано предположение, что смешные сами по себе мемы в среднем должны быть более успешны и популярны, чем те, которые не обладают собственным юмористическим элементом. Причиной этого является неоспоримое на первый взгляд обстоятельство, что шутка, обладающая большим количеством юмористических элементов, в целом должна быть смешнее и ярче, чем та, у которой юмористических элементов меньше. Однако у подобного свойства есть и обратная сторона, проявляющаяся особенно в долгосрочной перспективе.
        Особенность комичных мемов заключается в том, что шутки, образованные на их основе, даже обладая юмористическим элементом в надстроечной части, во многом образуют свой юмористический потенциал за счёт комичности мема. Когда же в процессе использования мема, т.е. при создании новых шуток с ним, переносимый им юмористический элемент задействуется снова и снова, возможна некоторая потеря внезапности шутки, а следовательно, и её свежести. В результате не исключена ситуация, при которой после первой, сверхуспешной волны мемов-шуток популярность мема резко идёт на спад, чему виной не только переменчивая мода, но и простое пресыщение от некогда смешного мема.
        Что же касается мемов, не обладающих собственным юмористическим потенциалом, подобному эффекту надоедания они подвержены в гораздо меньшей степени, поскольку не принимают непосредственного участия в накоплении юмористического потенциала шуток. Как следствие – в случае, если мем получился удачным, он может сохранять свою популярность долгие годы, как это произошло с мемами «Негр с пальцем у виска» («Roll safe»), «Лягушонок Пепе» или «Доге» («Doge»). В последней ситуации, правда, популярность мема объясняется ещё и крайней размытостью, абстрактностью юмористического образа, что позволяет использовать «Doge» с очень разнообразными информационными потоками. Следовательно, огромного успеха и популярности способны достигать не только смешные сами по себе мемы, но и те, которые не обладают собственным юмористическим элементом, а являются нейтральными по восприятию или даже отражают негативные эмоции – печаль, злость и т.п.
        Впрочем, сказанное не следует воспринимать как непреложную закономерность, ведь далеко не все комичные мемы, подобно комете, стремительно заполняют Интернет-пространство и столь же стремительно угасают в нём, равно как и все "нейтральные" (несмешные) мемы обречены на творческое долголетие. Приведённые соображения относятся скорее к разряду гипотезы, в действительности же годами сохраняют популярность такие, безусловно, комичные мемы, как «Pain Harold», «Forever alone», «Me gusta». С другой стороны, эта популярность обусловлена скорее удачностью их юмористического образа, поскольку с восприятием десятков, сотен шуток с одним и тем же мемом юмористический эффект его неизбежно улетучивается, и забавное лицо уже практически не воспринимается таковым.
        Таким образом, наличие собственного юмористического элемента мема не является определяющей причиной его успешности. В гораздо большей степени она определяется особенностями юмористического образа, выступающего ключевым фактором в  формировании такого качества, как юмористическая ёмкость мема.

        Шутки-видеоролики

        В сущности шутки-видеоролики, представляющие собой юмор в кино, клипах и т.п., мало отличаются от словесных шуток или юмористических картинок: в видео-шутках также, как в любой иной форме юмора, имеет место сочетание двух или нескольких информационных потоков, создающих впечатление беспроблемного абсурда. В то же время форма видео-шуток отличается своей полнотой и воздействием на зрителя широким спектром сигнальной системы – в виде слов, музыки, а также насыщенного, динамичного изображения.
        Помимо словесных шуток, видео-формат позволяет раскрыть возможности непосредственно действующей формы юмора, которая, напомним, предполагает информационное воздействие на зрителя напрямую, без использования слов или иного проявления коммуникативной символики. В частности, к непосредственно действующей форме видео-юмора относятся шутки в комедиях, где смех вызывается лишь в силу поступков героев, но не в результате того, что они говорят. Фактически такой юмор нередко тождественен символьному юмору по содержанию с той лишь разницей, что то, что в анекдоте имеет форму слов и выражений, на экране предстаёт как динамическое изображение.
        Классический пример таких шуток-видеороликов – серии «Мистера Бина», в которых главный персонаж систематически производит смешные движения, делает забавные выражения лица, а также застревает в почтовом ящике, одевается и чистит зубы, сидя за рулём автомобиля, или попадает в иные некомфортные ситуации. Доминировала непосредственная действующая форма юмора на экранах и в эпоху немого кино.
        На сегодняшний день комичные видеоролики в большей степени представляют собой символьный или смешанный юмор, где юмористический потенциал образуется как за счёт действия слов и обозначающих жестов, так и выходок персонажей роликов. В наше время в большей своей части видео-шутки представлены в виде юмористических шоу, комедий и разнообразных роликов, выкладываемых в огромных количествах в информационное пространство Интернета.