Не навреди!

Исай Шпицер
               
   В 30-м номере 2019 года журнала «Контакт» в статье «О тех, кто не сдался» я писал о двух замечательных людях, с которыми свела меня судьба. Они покорили меня тем, что наперекор многим болезням (Михаил Котляров) и тяжелым  ранениям на фронте в годы Отечественной войны (Давид Душман) в результате постоянных тренировок восстановили своё здоровье, свои силы и, по сути, стали долгожителями.
  В этих заметках я хочу рассказать о судьбе ещё одного уникального человека, с которым я тесно общался в середине 80-х годов, живя в Ленинграде Это - Юрий Андреевич Андреев. Писатель, доктор филологических наук, в те годы главный редактор серии «Библиотека поэта», активный пропагандист здорового образа жизни.
    Наше знакомство состоялось в Ленинградском доме писателей, где Юрий Андреевич прочитал лекцию... нет-нет не по литературе, а посвятил её здоровью человека. Эта лекция была его первым публичным выступлением на эту тему и её тезисы в дальнейшем легли в основу его книги «Три кита здоровья». Этот сборник стал, пожалуй, одним из первых изданий в пропаганде здорового образа жизни в СССР и имел большой успех. Об этом свидетельствуют и огромный поток писем читателей к автору, и более десятка переизданий.   
   Что же это за киты, которые, по утверждению автора, служат фундаментом здорового человеческого организма? 
   Первого кита в этой троице автор обозначил как дух, высокий, деятельный, доброжелательный, творческий. И если нам всегда говорили, что «в здоровой теле – здоровый дух». То тут как бы не наоборот: здоровый дух – основа здорового тела. Примеров много, когда люди, встав на путь природного оздоровления, в первую очередь изменили себя, своё отношение к жизни, к людям, к природе, наполнив свою душу любовью ко всему сущему, в том числе и к самому себе. Прониклись верой в собственные силы, в неисчерпаемые резервы и возможности организма, отказались от вредных привычек, преодолели в себе инертность и лень.  И результаты не заставляли себя долго ждать.
    Второй кит  - «максимальная высокая энергетическая обеспеченность организма». Она возникает тогда, когда весь ход своей жизни мы осуществляем в соответствии с ритмами и законами природы, а также своими физиологическими потребностями.
   А это есть активный образ жизни, включающий в себя движение, длительное пребывание на свежем и чистом воздухе, использование целительных свойств природы: закаливание, обливания холодной водой, летом - солнечные и воздушные ванны, босохождение, приведение суточного режима дня в соответствии с природными циклами и особенностями своего организма. И эти особенности каждый человек в взрослом возрасте должен хорошо знать. Как писал известный натуропат Поль Брегг, к сорока годам человек должен быть сам себе доктор.
  Правильное  питание – это третий кит, по-Андрееву.  С учётом индивидуальных вкусов человека исключение по возможности рафинированной и консервированной, что назвается «мёртвой» пищи, отдавая предпочтение свежеприготовленным блюдам, а также пище растительного происхождения. На эту тему сейчас в СМИ огромное количество информации. Но в годы, когда вышла в свет книга «Три кита здоровья», её постулаты в том числе и на тему питания были для многих откровением. Так же, собственно, как и для меня.
   Но в этих заметках мне хочется больше поговорить об авторе, с которым до моего отъезда в Германию в середине 90-х у меня сложились тесные дружеские отношения. Я слушал его лекции по природному оздоровлению, участвовал в семинарах и практических занятиях, им организованных. Он же посещал группу закаливания в ленинградских Озерках, в которой я был тренером.
   Я видел его в различных ситуациях и обстоятельствах. Мне был интересен его личный опыт в поддержании высокого уровня здоровья и самочувствия. Я отмечал  его предельную доброжелательность и внимание к людям, к тем, кто обращался к нему со своими проблемами. Юрий Андреевич никому не отказывал в консультации и помощи.
   Он был крепок телом, бегал в любое время года на длинные дистанции.
Купался в проруби. Регулярно устраивал себе разгрузочные от приёма пищи дни, два раза в год практиковал двухнедельное голодание, рационально питался. И работал, работал, работал.
  Как историк и теоретик литературы публиковал научные и критические статьи, писал прозу и драматические произведения, как редактор издавал книги из серии «Библиотека поэта». И конечно же, продолжал писать книги, посвященными здоровью и долголетию человека. Свой небольшой дачный дом в посёлке Репино он перестроил в многоэтажный и назвал его «Храм здоровья». Там он принимал всех желающих пообщаться с ним. Вёл семинары и занятия, читал лекции, привлекал к работе с людьми специалистов по природному оздоровлению.
  Живя в Мюнхене, я вёл переписку с Юрием Андреевичем. В моей библиотеке хранятся подписанные автором и присланные мне книги: «Исцеление человека», «Мужчина и женщина», «Резонанс земли и неба».
  Не хочется эти заметки завершать на печальной ноте. Но ничего не поделаешь.
  Когда в 2010-м году 6 мая я позвонил в Санкт-Петербург, чтобы поздравить Юрия Андреевича с 80-тилетием, то дозвониться до него не получилось. Не получилось и в последующие дни. Лишь из Интернета я узнал, что он скончался скоропостижно в возрасте 79 лет.
  Эта печальная весть была для меня шоком.  До этого я был уверен, что его организм запрограммирован на более длительный срок. Я много думал, что могло быть причиной его внезапного ухода из жизни. Перенапряжение от работы? От той общественной нагрузки, которую он нёс в последние годы? От чрезмерных физических усилий, которые он допускал во время тренировок? Не рассчитал свои силы? На эти вопросы нет однозначного ответа, кроме как «Все мы ходим под Богом».
  Но я сделал для себя вывод, что человек в пожилом возрасте должен хорошо знать свой организм и быть максимально осторожным в выборе тактики укрепления своего здоровья. Врачебный тезис: «Не навреди!» относится и к каждому из нас по отношению к собственному организму.
                Исай Шпицер