Техника безопасности

Георгий Моршанский
Говорят: «Все инструкции по технике безопасности написаны кровью».
Как показала практика, в этом есть сермяжная правда. Производство геологоразведочных работ регламентируется соответствующими инструкциями и правилами по технике безопасности и охране труда. Буровые работы являются их составной частью и относятся к работам повышенной опасности.

До смены вахты оставался один день. Утром во время сеанса связи по рации сообщили, что попутным бортом на буровую прилетит инженер по технике безопасности. Погода портилась. Начинало мести. Вертолет Ми-8 между тем точно вышел на заданную точку посадки. Взметая снежную пыль, он завис над площадкой и плавно приземлился. Инженер по ТБ, укрываясь от потока воздуха, создаваемого работающими винтами, подождал, когда вертолет взлетит, а затем прямиком направился к балку-столовой. Столовая на буровой являлась своеобразной «кают-компанией». Здесь гостя встретил мастер Володя. Он не очень обрадовался визитеру. Для него это лишняя головная боль. В отношении соблюдения правил техники безопасности имелась одна «заковыка»: копер буровой установки был несколько деформирован, что могло стать причиной остановки бурения до устранения нарушения. Известно, что написать на бумаге замечания гораздо проще, чем потом все это выполнять. Скважина шла к закрытию, а там перевозка агрегата на новую точку и забурка. Работы полно, а здесь еще проверка ТБ.

Инженер по ТБ Ларионыч был мужчиной пенсионного возраста, невысокого роста. Более тридцати пяти лет связывало его с Севером,  с геологоразведкой и бурением. Случилось ему также побывать во второй половине 60-х годов в командировке в Египте. Работать Ларионычу доводилось в различных ипостасях: буровым мастером, начальником отряда, инженером по организации труда, буровым работам, диспетчером и т.д.». Человек он был в геологоразведочной экспедиции известный и дело свое знал.

После обеда инженер по ТБ, не откладывая, приступил к проверке, планируя уже на следующий день вылететь с вахтой. В сопровождении мастера он посетил буровую, дизельную, осмотрел емкость с ГСМ, заглянул в баню, в балки, прошелся по территории поселка, делая для себя соответствующие пометки. Мастер Володя, получая соответствующие «ценные» указания, все больше грустнел. К вечеру Ларионыч составил предварительный список замечаний в несколько десятков пунктов. Буровой мастер заранее смирился с неотвратимостью их выполнения.

На следующий день метель разыгралась всерьез. Смена вахты откладывалась на неопределенный срок. Погода на Севере вещь непостоянная и капризная. Вполне можно было на недельку задержаться по воле «небесной канцелярии». В этой ситуации проверяющий решил продолжить процесс выявления нарушений техники безопасности на буровой. Сделав еще один заход, он «обогатил» свой список дополнительно целым рядом пунктов. Так, обратив внимание на пожарный щит, Ларионыч отметил, что черенок лопаты недостаточно гладкий  и красная краска кое-где на инструментах облупилась. Буровой мастер небезосновательно предположил, что процесс проверки продолжиться далее, а количество  замечаний будет стремиться к бесконечности. Следующий день также не принес улучшения погоды. Цепкий профессиональный взор инженера по ТБ по инерции фиксировал даже незначительные нарушения.  Подумав, мастер решил пойти «встречным палом»:

- Ларионыч! Забыл тебе сказать, что  буровой копер в средней части деформирован. По-хорошему менять надо.
- Надо же, а я из-за плохой погоды и не заметил! Пусть помбур залезет и кувалдой подрихтует, - то ли всерьез, а то ли шутя, отреагировал он.

Понятно, что останавливать бурение при отсутствии явной аварийной ситуации инженеру по ТБ не хотелось. Экспедиции нужен был метраж. Трактора для перевозки из-за непогоды могли подойти лишь через несколько дней. Скважина по сути дела выполнила геологическое задание. Ее можно было закрывать, но до проектной глубины еще оставалось метров сорок. Вот и бурили. «Совок» живуч.

Буровой мастер на всякий случай написал докладную записку относительно копра с необходимостью его полной или частичной замены, понимая, что это станет возможным только на следующей скважине.

В итоге бурение было приостановлено по предписанию геолога. На буровой закончились керновые ящики. Ларионыч предложил раскладывать керн в столовой, но эта инициатива не была поддержана. Необходимый метраж бригадой был набурен, да и смена подустала.
 
Инженер по ТБ наконец-то закончил проверку. К утру метель утихла. Выглянуло солнце. Смена вахты произошла в установленном порядке. С бортом дополнительно доставили десяток ящиков для керна. Бурение решено было продолжить в пределах проектной глубины до подхода тракторов.

В наследство мастеру остался целый шлейф замечаний, которые следовало устранить в определенные сроки.

Своеобразной «вишенкой на торте» стал заключительный лаконичный пункт:

«Сцали возле балка».

Вот так серьезное смешалось с формальным!


Ноябрь 2020 г.