Сестрица-мастерица

Татьяна Азарова Плесовских
      Людмила Андреевна Мельцер моя двоюродная сестра. Но мне привычнее, как в  девичестве Люда Баландина. Мы, вообще-то, родом из Тюменской области. Но потом переехали в Казахстан. Мои родители ещё до войны, а её семья в 60-е годы. Помню их приезд, пока они устроились, жили у нас. Была весёлая кутерьма, куча детей, гвалт, какие-то игры, забавы, спали на полу. Потом они уехали далековато в какой-то совхоз. Гостила у них. Кругом степь, простор, божественный запах пряных трав, полевых цветов, совхозные поля, засеянные горохом. Мы, естественно, паслись на этом горохе.  А ещё озеро, замечательное, красивое, чистое, с прозрачной водой, оно казалось мне морем. Мы там купались, рыбу ловили, но почему-то ничего не поймали.

      В дальнейшем их семья перебралась ближе к городу Целинограду, где жили мы,  в совхоз Мичурина. Там многодетной семье с пятью детьми выделили трёхкомнатную благоустроенную квартиру. Видеться смогли чаще. Люда ещё не совсем закончила школу и стала жить у нас в городе, работала почтальоном, училась в вечерней школе. Мороз на улице трещит, а она приходит с работы  весёлая, довольная, глазки блестят, щёчки румяные. Может кому и холодно, а ей жарко. Наивная, простодушная, добрая, всегда в хорошем настроении, доверчивая ко всем людям. Такой она запомнилась мне в годы своей юности, такой, впрочем, осталась и сейчас. Тогда она, честно говоря, ничего толком по дому делать ещё не умела, но пыталась научиться.

      И вот как-то по осени нашу Людочку отправили в совхоз на сельхозработы. А вернувшись, она сообщила новость: "Судьбу свою встретила, замуж выхожу, он солдат, но службу заканчивает, скоро приедет за мной". Прошло несколько недель и действительно на пороге дома Баландиных появился демобилизовавшийся солдат Женя. Родители пригласили нас на свадьбу.

      И увёз наш Женя невесту далеко-далеко, аж в Хакассию в деревню с красивым названием Летник. Там Людмила научилась всякому делу по дому, по хозяйству, в огороде, варить, печь, делать соленья, ухаживать за живностью. В общем, стала отменной хозяюшкой! Работала на почте, потом в библиотеке. Родила двух сыновей Юру и Сашу. А сейчас у неё пять внуков и один правнук. Недавно они с Евгением  отметили золотую свадьбу. Полвека вместе! Вот как быстро время-то идёт. О таких говорят: "Жизнь удалась!"

      Сейчас с Людой живёт её мама Елена Герасимовна, которой 92 года и ей нужен особый уход. А я помню, что когда-то жила в их семье наша бабушка Прасковья Федуловна. А ведь была она не родная по крови. Сначала умерла мать и отец привёл её в дом. Потом кулаки убили отца, то есть моего деда. И вот Прасковья Федуловна взяла на себя заботу о чужих детях, сиротах, заменила им и отца, и мать. А как состарилась бабушка, Баландины не бросили её в деревне, а увезли с собой, любили и заботились о ней.

      За многие годы мы виделись с Людой всего один раз, она приезжала из своей деревни. Но потом я уехала со своей семьёй в Калугу, а адрес сестры у меня затерялся, хотя я часто о ней думала. И вот встретились на "Одноклассниках", обе пенсионерки давно. Конечно  были рады. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что Люда хорошо вяжет и во многом преуспела в этом деле.  А научилась этому как-то сама. Для себя, для всех родных она стала вязать свитера, шапочки, береты, носки, прихватки, все нужные вещи. 

      Но на этом не остановилась, стала вязать коврики, зверушек, поделки всякие. И всё это со вкусом, сочными нитками. Куклы в русских и хакасских нарядах, Дед Мороз, Снегурочка, красавицы всякие, тигрёнок-органайзер для карандашей, старичок - лесовичок, киски, коврик-мишка и многое другое. Таких у нас уважительно называют народный мастер. Живёт у неё в доме сказка, сделанная с любовью своими руками, создаёт уют и радует глаз. И сестёр своих, приезжающих в гости, не забывала одаривать, а мне прислала подарки по почте. Спасибо, Люда!  Сестра с детства  любила рисовать, но никогда этому специально не училась. И вот теперь её художественный талант нашёл своё применение.

      Много раз она участвовала в выставках у себя селе и в районе. Столько  радости встретиться с такими же творческими личностями, показать своё, посмотреть, что делают другие, может поучится чему-то новому.  Только из-за коронавируса сейчас выставок не бывает. Но можно и подождать.

      Со временем у Людмилы проявился и литературный дар. Она стала писать  заметки в местную газету о земляках-односельчанах, об их добрых делах, а так же о своих родителях, проживших трудную жизнь. А сказки она ещё в юные годы сочиняла для своих младших братьев, сёстёр и племянниц, которые приезжали к ним погостить. Рассказывала их детям на ночь и никогда не записывала. Теперь вспоминать будет.

      Конечно, сейчас у Людочки моей стало много проблем со здоровьем, но унывать она не привыкла. Вот поправится и порадует родных чем-то новым. И особенно шестилетнюю внучку Викушу, которая живёт совсем рядом и каждый день навещает бабушку, чтобы попить чаю с вареньем, сказки послушать, поиграть с куклами.

     18.09.23. Недавно мне сообщили, что Людмила ушла из жизни. Светлая память о тебе, сестрёнка. Буду помнить тебя всегда, хранить твои подарки.