Казанская церковь Пекинского подворья. Часть 2

Рената Платэ
ПО СЛЕДАМ УТРАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ
Старожилы Лиговского проспекта, который пересекает Расстанную улицу и идёт параллельно Воронежской, вспоминают, что Казанская церковь бывшего Пекинского подворья (Воронежская улица, д. 110) была огромная, белая, с едва различимыми фресками на звоннице, а разрушить её удалось не сразу, а только с третьей попытки.
Обратившись к статье историка и педагога Фуганова Артёма Сергеевича, посвящённой юбилею Пекинской духовной миссии и её разрушенного храма, опубликованной в Вестнике Русской христианской гуманитарной академии (СПб, 2013 г., т.14, стр. 34-39), мы узнаём, что только для фундамента этой церкви требовалось 60 кубических саженей бутовой плиты, которая была доставлена с Волховского месторождения, куда лично ездил настоятель будущего подворья иеромонах Леонид (Антощенко), (1872-1938 годы жизни), впоследствии канонизированный Русской Православной церковью как новомученик. К владельцам ломок известковой плиты он обратился с призывом пожертвовать известняк на строительство храма и они согласились. В 1912 году, когда храм был уже возведён, на звонницу подняли два больших колокола 150 и 70 пудов, что соответствует более двум тоннам и более одной тонны веса современной системы мер. Самый крупный колокол был пожертвован прихожанином Николаем Ефимовичем Масловым, а второй был отлит на деньги собранные самими прихожанами. Всего же на этой колокольне было 11 колоколов. В честь Казанской иконы Божьей матери был освящён правый придел верхнего храма.
После революции 1917 года Пекинского подворье существовало ещё несколько лет, в его ведении находилась церковь. Но колокола самой церкви были изъяты, это произошло согласно версии историка Фуганова, в апреле 1922 года, когда повсеместно изымались церковные ценности. 12 июня 1922 года исполком Володарского района постановил: в соответствии с декретом отделения церкви от государства «церковь закрыть и ликвидировать. Здание подворья передать в ведение Райкоммунотдела…». Однако, благодаря деятельности настоятеля храма архимандрита Леонида (Антощенко), церковь стала приходской и была переосвящена во имя Рождества Христова, остальные же помещения подворья отошли государству. Батюшка был председателем церковной двадцатки и пользовался большим авторитетом у прихожан. При храме действовало Братство Царицы Небесной, объединявшее больше 3000 человек. Архимандрит Леонид проживал в Ленинграде до 1927 года.
Интересно, что старейший житель Воронежской улицы Дмитрий Владимирович Стефанович (читатель нашей библиотеки в 1972-74 годах), который провёл своё детство в доме-причта церкви Казанской Божией Матери (Воронежская улица, д. 59) вспоминает, что в его семье всегда помнили о том, что его дедушка (Михаил Антонович Гулин, 1910 года рождения) и бабушка (Лидия Ивановна Гулина, 1915 года рождения) венчались в этой церкви в начале 30-х годов. Во время войны в этот дом причта дважды попадала бомба и его бабушка с матерью дважды выбирались из-под завалов, но остались живы. Мама Дмитрия Владимировича во время блокады училась в 359 школе на углу Расстанной и Тамбовской улиц и там же, уже после войны, начинала свою преподавательскую деятельность. Дмитрий Владимирович в наши дни – дирижёр хора Александро-Невской Лавры и известный музыкант.
Изучая историю здания церкви, на сайте фондов музея обороны и Блокады Ленинграда, мне удалось найти её уникальную фотографию, сделанную во время войны. Церковь уже без крестов, её фотография представлена в разделе «Баррикады на улицах Ленинграда», направление съёмки: юг. Дом, который виден вдалеке справа – дом № 5 по Расстанной улице. До капремонта этот дом был двухэтажным (построен в 1900 году), и получается, что из домов, расположенных на этой фотографии церкви, сделанной во время войны (точная датировка года съёмки отсутствует), сохранился только дом №5 по Расстанной улице. На месте же дома, расположенного слева от церкви, находится поликлиника, построенная в 1967 году. В связи с этим удивительно и символично смотрится фотография старожилов Лиговского проспекта (дом № 261), двух женщин, которые помнят Казанскую церковь ещё до её разрушения. На заднем плане, справа на этой фотографии, виден тот самый дом на Расстанной улице (жёлтого цвета), соответственно надстроенный во время капремонта, который запечатлён на фотографии церкви, сделанной во время Блокады. Людмила Августовна, она на скамеечке слева, вспоминает, что в этот район она приехала в марте 1961 года, а в апреле в космос полетел Гагарин! В здании же церкви были склад и общежитие. Людмила Августовна 33 года проработала почтальоном в районе этих улиц и особенно жалеет ещё один дом на Воронежской улице, который снесли напротив Казанской церкви, и даже вспоминает его жителей, которым она приносила письма.

                - более подробно об этой церкви можно прочитать в статьях группы "Библиотека на Расстанной" ВКонтакте -