Казанская церковь Пекинского подворья. Часть 1

Рената Платэ
Дорогие друзья! Если идти от Боровой улицы, по чётной стороне Расстанной, мимо уже известных нам доходных домов военного инженера и русского офицера Ивана Леонардовича Балбашевского, расстрелянного в 1919 году, и остановившись перед Воронежской улицей, посмотрев налево, мы бы увидели небесной красоты высокую светлую церковь в неорусском (новгородском) стиле. Это – уникальная Казанская церковь Пекинского подворья, называемая местными жителями просто «Воронежская». Она была девять саженей в ширину (около 20 метров) и соответственно фотографии – 18 саженей в высоту (около 40 метров). Мы бы увидели её… Но только переместившись во времени как минимум на 53 года назад.
Церковь была разрушена примерно в 1967 году. Благодаря нашим изысканиям, нам удалось побеседовать со старейшей жительницей Расстанной улицы, которая училась в школе напротив этой церкви, и помнит эту церковь, разумеется, уже закрытую. Но и в те годы, заколоченная, Казанская церковь изумляла своим величием и осталась на всю жизнь в памяти учащихся 375 женской школы, которая находилась в здании нынешней Полярной академии напротив. Ирина Николаевна вспоминает, что пробежать мимо заколоченной церкви было своеобразным ритуалом у школьниц, а домой, на угол Расстанной и Лиговского проспекта (Расстанная, д. 8), она спешила вдоль двора дома по Расстанной улице, д. 4.
Какова же история возникновения Казанской церкви Пекинского подворья в нашем городе?
Русская духовная миссия в Китае была основана решением Священного Синода ещё в 1713 году после указа Петра Великого. В 1792 году она приобрела собственный статус и до 1863 входила в состав русского посольства в Китае. Первым начальником миссии был святитель Иннокентий Иркутский, а с 1896 года её возглавил энергичный епископ Переяславский Иннокентий.
В 1902 году вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии земельный участок с каменным дворовым флигелем, находящийся в городе Санкт-Петербурге на Воронежской улице, дом №110. В здании с разрешения Святейшего Синода и было организовано столичное подворье Православной духовной миссии в Китае. В октябре этого же года была построена небольшая деревянная церковь по проекту инженера Р. А. Берзена, которую освятили во имя Казанской иконы Божией Матери 22 декабря.
Сразу же была задумана и каменная двухэтажная церковь, но только в 1906 году техники-строители Б. М. Кишкин и В. С. Шорохов предложили её проект, который через пять лет главный епархиальный зодчий Андрей Петрович Аплаксин основательно переделал в „новгородском“ стиле. Проект оказался интереснее, чем прежний, и осенью 1910 года начались строительные работы.
Строящийся храм должен был подчёркивать преемственность славы Русского оружия и очертания его куполов говорили и победе над Наполеоном в 1812 году.
Освящение главного Рождественского верхнего придела этого храма на 1500 человек предполагалось произвести в столетний юбилей этого события, осенью 1912, но епископ Иннокентий сделал это только 15 августа 1913. 1 декабря того же года настал черёд и правого Казанского придела, по которому в те годы именовался весь храм. Это произошло незадолго до Рождества Христова, когда по обычаю особым молебном отмечалось изгнание Наполеона из страны. На Лиговке предполагалось также возвести часовню, но сделать это не успели из-за произошедшей революции.
Фасады вознесённого храма Пекинской мисси были украшены трёхлопастными арками и завершены щипцами. Над притвором возвышалась звонница. При Пекинском подворье, которым в 1913–1925 годах управлял иеромонах Леонид (Антощенко), будущий новомученик, был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в столице, зал для чтений „с туманными картинами“, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, церковно-приходская школа, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Кроме того, у миссии с 1914 года имелась временная деревянная Преображенская церковь в пос. Отрадное Шлиссельбургского уезда.
Каждый год 6 января в Казанской церкви торжественно отмечался день памяти святителя Иннокентия Иркутского, основателя Пекинской миссии, а в 1923 году храм, который хотели закрыть, стал приходским. При нём действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек. Но церковь всё-таки закрыли 25 марта 1938 года и её помещение отдали под общежитие и клуб.
А далее случилось самое страшное, что могло произойти с шедеврами архитектурного зодчества в нашем городе, – памятник неорусского стиля был снесён между 1967 и 1971 годами. Сегодня его участок частично занят руинами разрушенной котельной, которая стояла на месте церкви, и небольшой частью здания общежития Полярной Академии. Относительно точного расположения этой церкви на сайте "Проза.ру" есть отдельная статья.
Говоря об архитектуре Андрея Петровича Аплаксина, очень важно упомянуть, что, создавая свои творения, он вдохновлялся образами древнерусской архитектуры. Андрей Петрович является архитектором многих уникальных храмов неорусского стиля в Северной столице, большинство из которых, к сожалению, утрачено. Но познакомиться с его истинно русской и высоко духовной манерой зодчества можно благодаря чудом сохранившемуся храму свт. Петра, Митрополита Московского, на Роменской улице, дом 12. Этот храм выполнен также в стиле неорусского зодчеста и на сегодняшний день целиком восстановлен. Интересным является и то, что этот храм, расположенный на участке бывшей Ямской слободы, который примыкает к Николаевской (Московской) железной дороге, первым встречает гостей нашего города, направляющихся в Северную столицу по Московской железной дороге.
                - продолжение следует -