Наблюдатель

Иерей Виктор Крючков
Меня зовут Юджин. Почему вас удивляет это имя? Да, оно непривычно в мире людей, но мне нравится и вам придется его принимать, поскольку вы читаете эти строчки. Я буду рассказывать здесь о себе. Но если меня зовут Юджин, то и вам придется так меня называть. Это же очевидно, не так ли?
Я живу в мегаполисе, в современной высотке на двадцать втором этаже. В нашем доме четыре лифта, иначе подниматься и спускаться по ступенькам лестничных переходов просто невыносимо с моим возрастом и весом. Мы живем вместе с Анной. Точнее с Анной Михайловной. Она немолода, но и не стара. Короткая стрижка, волосы с легкой сединой, крупный нос, широкие брови, узкие губы, накрашенные яркой помадой, в ушах крупные серьги. Вообще Анна Михайловна любит все крупное и яркое – крупные серьги, крупные кольца, яркую помаду, яркие цвета в одежде. Я тоже крупный. Видимо, поэтому и возникла наша симпатия. По виду она напоминает мне одну известную артистку. Про себя я ее так и зову. Она меня любит, а я ее уважаю за это и позволяю себя любить. А кому так не понравится!?
С нами еще живет кот Шипр. Ужасное создание. Терплю его только из любви к Анне. А вот она в нем души не чает. У нас с Шипром непримиримый антагонизм. Ну, а если честно, то ревность. Иногда я впадаю в сомнение, что Анна больше привязана бывает к коту, чем ко мне. Не люблю я кошек, не л-ю-б-л-ю! В доме есть мое любимое кресло. По нашему негласному соглашению, это кресло Анна Михайловна оставила за мной. Я люблю его мягкую кожу, когда забираюсь на него, чтобы подремать или помечтать. И страшно возмущаюсь, когда на мое место претендует мой непримиримый враг в этом доме – противный Шипр.
Вы, наверное, уже заметили, что я слишком наблюдателен.
Да, я люблю наблюдать. За всем и за всеми. Это даже не хобби. Это мой образ жизни.
Вообще сегодня быть наблюдательным – это не просто положительное качество, но, как я считаю, качество необходимое, так как быть осторожным, взвешенным, с холодным рассудком, осмотрительным, и имеющим собственное суждение на основании этого, позволяет строить свою жизнь и жизнь моей Анны Михайловны в правильном русле.
В обычном человеческом измерении мне пятьдесят с лишним лет. В старики себя не записываю, но выгляжу, конечно, не на все сто процентов. Я очень полный, с короткими ногами и отвисшими щеками, вздернутым носом и глазами навыкате. Но вы и представить себе не можете, что многим мой образ нравится. Когда, например, мы встречаем у лифта нашу соседку Эмму Васильевну, то она умильным взглядом всегда смотрит на меня и всегда почему-то пытается потрепать меня по щеке. Не люблю.
- Анечка, дорогая, – сладко начинает петь Эмма Васильевна. – Собрались погулять? А я из магазина, покупала рыбку для своей Муси.
Муся – это кошка Эммы Васильевны. Такая же слащавая, как и она.
- Юджин, голубчик, – доходит очередь до меня. – Дай-ка я тебя потреплю за твою щечку… ха-ха-ха. Ну что ты отворачиваешься от меня? Ха-ха-ха. Чудный Юджин!
- Охохо! Чудный Юджин! – передразниваю я про себя интонацию соседки. Так и хочется сказать Эмме Васильевне какую-нибудь гадость, чтобы она отстала от меня. Но культура мне не позволяет. 
Эмма Васильевна крутится вокруг меня с пакетом, дурно пахнущим дешёвой мойвой, а я тяну мою Анну Михайловну в кабину лифта.
- Ну что ты вечно тормозишь? – ворчу я. А Анна Михайловна все еще раскланивается с Эммой Васильевной на площадке. Наконец двери лифта смыкаются, и мы спускаемся вниз.
Другой наш сосед Андрей Семенович Тоцкий, ученый муж, доцент в каком-то университете, он меня как раз не любит. И я его тоже не люблю. У нас это взаимно. Вечно от него пахнет дешевым одеколоном типа «Шипр». Я сразу вспоминаю нашего вредного кота, и от этого настроение сразу как-то портится. Когда лифт останавливается на его этаже, Анна Михайловна с готовностью подвигается, уступая место в кабине лифта Андрею Семеновичу. В отличие от меня, Анна Михайловна благоволит к Тоцкому. И что она в нем такого нашла? Сущий павлин!
- Добрый день, Андрей Семенович, – говорит любезно Анна Михайловна.
Но всегда, когда он видит нас вместе, в ответ мы слышим вежливый отказ:
- Вы опять вместе? Езжайте, я потом, – Андрей Семенович брезгливо смотрит на меня поверх очков. Я знаю, что Тоцкий не прочь пококетничать с моей Анной Михайловной, но я для него непреодолимая помеха. Тем более, он, кажется, аллергик, а большое скопление присутствующих в кабине лифта затрудняет дыхание Андрея Семеновича.
- Юджин, ты сегодня не в меру активен, – замечает недовольно Тоцкий. Он явно заметил, что я в отличие от Анны Михайловны, стараюсь не дать возможности ему свободно пройти в кабину…
Но вернемся к главной теме. Итак, я наблюдатель. Мне все интересно и я с удовольствием «сую свой нос» в каждую щель. Мое любопытство оправдывается известным правилом: «Хочу все знать!»
Люблю смотреть в окно, люблю смотреть с балкона нашей квартиры. Жизнь сверху видится мне во всем ее многообразии, когда я представляю общую картину не только нашего двора, но и нашего микрорайона.
Это своеобразная карта местности. И когда я оказываюсь во дворе или местном парке, то мастерски ориентируюсь в пространстве, и точно знаю, куда лучше пойти, чтобы получить полное впечатление и удовольствие от происходящего вокруг.
А еще очень люблю наблюдать за всем, что делает Анна. Уборка, готовка, чтение, просмотр телевизионных программ, разговоры по телефону. Я всегда участвую в делах Анны Михайловны, но по большому счету, по ее же выражению, я больше мешаю.
Особенно мне нравится, когда и как она готовит. Готовит она всегда завтрак, обед и ужин. Обычно мы едим с ней раздельно, но Анна Михайловна всегда присутствует во время моего приема пищи как бы прислуживая мне. Ведь не известно, какие могут возникнуть у меня желания, поскольку в пище я очень привередлив. На меня трудно угодить. Я не люблю рыбу, но люблю мясо. Особенно приготовленный для меня Анной Михайловной замечательный паштет. Когда ем с удовольствием, я даже причавкиваю. Анна Михайловна никогда не делает мне замечаний, наоборот, поощряет и подкладывает полюбившееся мне блюдо, курочку или мяско.
Мы с Анной Михайловной ведем здоровый образ жизни. Людям нашего возраста полезны прогулки. Обычно мы гуляем утром и вечером. В любую погоду. Это наш общий принцип «здорового образа жизни». Я наблюдаю многих, таких же как мы, кто придерживается наших правил. Они входят в наш круг общения.
Вот идет девочка со своей собачкой. Мы всегда здороваемся, потому что они производят очень приятное впечатление. А вон навстречу идет семейная пара – Андрей и Ольга, знакомые Анны Михайловны, они как всегда радостно машут нам руками с палками для скандинавской ходьбы:
- Привет, Юджин! Привет, Анна!
Я с радостью улыбаюсь приятным мне людям, и Анна Михайловна с удовольствием здоровается с друзьями.
Но мне не очень нравится спортивная ходьба. Обычно я иду медленно, раскачиваясь из стороны в строну, и сознательно притормаживаю, чтобы насладиться моим любимым занятием, наблюдая за чем-то. Поэтому скандинавские палки мы на прогулках не используем.
Впереди детская площадка. Я останавливаюсь. Внимательным взором осматриваю все пространство. Анна Михайловна обращается ко мне с определенной долей сарказма. Я понимаю, что ей хочется встретить как можно больше знакомых, чтобы узнать новости, но это пока не в моих планах.
- Юджин, что ты встал? – Тянет меня с трудом к себе Анна Михайловна и говорит сквозь смех: – Ты похож на городового, который обходит свой околоток.
Я не обижаюсь, но и не двигаюсь, а смотрю со вниманием. Вывод однозначный:
- Я бы запретил!
- Юджин, что с тобой? Пойдем, – снова тянет меня Анна Михайловна.
- Нет, и все же я бы запретил! – Я смотрю на обескураженную Анну Михайловну и начинаю медленно двигаться по выложенной плиткой тропинке вдоль площадки. Она даже «зависает» от неожиданности, и уже мне приходится тянуть ее за собой.
Так мы и двигаемся, постоянно останавливаясь и наблюдая за окружающим нас миром детей, людей, отдыхающих, животных, растений, птиц, пролетающих мимо нас автомобилей и велосипедов с самокатами. Мне все интересно!
В парке, прилегающем к нашему кварталу, мы любим наблюдать, как местные жители кормят уток в расположенном здесь пруду. Пруд образовался благодаря деятельности обитающих в этом месте семьи бобров. Я их не люблю за их скрытность. А вот наблюдать за дикими утками для меня большое удовольствие – как они бросаются за летящими в воду кусочками хлеба, как ныряют и плавают, крякая на всю округу от удовольствия. Мне они напоминают меня. Это меня радует. Моя Анна Михайловна редко кормит уток, потому что забывает взять кусок хлеба. Для нее это хлопотно. Ведь это легче, просто ходить без цели и не брать на себя никаких дополнительных обязательств. А смотреть на других, по моему убеждению, великое удовольствие.
У нашего дома затеяли строительство. Это будет кинотеатр. Об этом строительстве много сообщали в местных новостях. И мне очень интересно посмотреть, насколько информация соответствует действительности.
Я умело направляю Анну Михайловну пройтись мимо стройки. И хотя здесь довольно грязно, мы изучаем строительную площадку со всех сторон. Мне хочется пролезть и в запретную зону, посмотреть глубину котлована, познакомиться со строительными подсобками. Но все испортил сторож.
- Женщина, вы куда со своей собакой? – прокричал он нам своим строгим хриплым голосом. Явно, что мы оторвали его от перекуса, нарушив границы строительной площадки.
- Юджин, за мной, – скомандовала Анна Михайловна, дернув меня за поводок.
Мне ничего не оставалось, как отправиться вслед за своей хозяйкой:
- Но, согласитесь, все же это было очень интересно!

20 ноября 2020 г.