Утиные истории. Отголоски прошедшего дачного лета

Марфа Звонарёва
И снова здрасте!
Вот и начался дачный сезон. Из многолюдного города - на свежий воздух, на зелёную травку, к цветам, к деревьям, к птичкам! Ну да это знакомо каждому дачнику, а вот лесной карьер в конце участка есть мало у кого. У нас есть.
Он живописен и романтичен, им можно бесконечно любоваться, наблюдая, как в его воде отражаются босоногие, зелёно волосые берёзы и золото ствольные струнки-сосны, трепещущие осины и алеющие рябины, нежно – серенево - розовым цветёт вереск, покрываются сизыми ягодами густые кусты гонобобеля – голубики.
По утрам на водной глади застенчиво распускаются бело-розовые, словно накрахмаленные, лилии, удивительно красиво контрастирующие с изумрудной палитрой вездесущей ряски, захватившей весь водоём.Однако, даже все эти красоты не идут ни в какое сравнение с тем, что на этих лесных карьерах и озере, которым они заканчиваются, живут дикие утки. Они издавна поселились в тихих , труднодоступных заводях, освоили ,заросшие камышом отмели, а главное – признали  частью природы нас. Ежегодно, вот уже более тридцати лет, они прилетают по весне, устраивают гнёзда, выводят птенцов, и  как только малыши начинают плавать, приводят «флотилии» пушистых комочков к нашим мосткам. Видимо, за многие годы, этот маршрут стал для них таким привычным, что вошёл в генетический код. А как не стать привычным, если люди на этом берегу их искренне любят, никогда не обижают и вкусно кормят!
С появлением уток к берегу, с хлебом в руке, со всех ног, бегут все, кто находится на даче. Кормить диких уток – фирменное развлечение нашей семьи, ни у одного из друзей нет такого! Поэтому любой гость, навещающий нас на даче, обязательно должен привести с собой буханку, а то и две – хлеба.
Птицы приплывают выводками : мама-утка и семь утяток – «семёрка», девять утят – «девятка» и так далее. Раньше по весне насчитывалось до десяти - двенадцати выводков: «шестёрки», «восьмёрки», «десятки», «пятёрки», с каждым годом их всё меньше и меньше. Прежде нам, подросткам, не очень-то разрешалось разбазаривать хлеб, поэтому, мы всю зиму откладывали кусочки и чёрного и белого, и к новому сезону набирался средних размеров мешочек, полный хлебных остатков. Теперь не то. Ни детям, ни тем более внукам, делать этого уже не приходится. Хлеба стало намного больше, бери сколько хочешь, а утиных выводков намного меньше. Вот и этой весной к нашим мосткам приплыли всего две утиные семьи: «девятка» и «четвёрка». Ну что же, «здрасте!» и «добро пожаловать!» 
Умник
Время идёт. Уточки растут, вот уже из серо-жёлтеньких комочков они превратились в коричнево-серых , у них удлинились шеи, стали отчётливо видны темно - оливковые клювы, да и характеры стали  проявляться.
Вот приплыла «девятка», ждать, пока мы сбегаем на кухню за хлебом им невмочь, поэтому они смешно закарабкиваются на мосток и призывно крякают.
С нашим появлением все плюхаются в воду, кроме одного утёнка. Он остался на мостке, сел и поджал свои оранжевые лапки.
- Ой, ой, бедненький, наверно, он повредил ножки или заболел, - запричитали мы, подбрасывая бедолаге самые лакомые кусочки, которые поедались им с большим аппетитом и скоростью, в то время, как остальные, находясь в воде, бросались то туда, то сюда за кусочком хлеба. Наевшись досыта, без всякой суеты и борьбы, наш «больной», не торопясь, поднялся на свои крепкие ножки и, невозмутимо перейдя по сухому мостку на противоположную сторону карьера, устроился на берегу и стал чистить свои пёрышки. Ну что же, вот и появился в утином коллективе УМНИК.
Смелый
С течением времени утята совсем привыкли к нам и осмелели, теперь они не только ждут поживы в воде у мостка, но и, выбираясь на сушу, гуляют по нашему газону, щиплют нежную травку. Дальше больше: переваливаясь из стороны в сторону, они , подталкивая друг друга, подбираются к кухне. Но им , по-видимому, всё-таки немного страшновато так уж доверять людям.
Стоит встать или резко повернуться, как они смешно шлёпая перепончатыми ножками, убегают к водоёму. Но через некоторое время мы стали замечать, что один утёнок и не думает убегать, он только чуть отходит  и наблюдает, что же дальше-то будет. Нашим восторгам нет конца! Мы вновь достаём хлеб и кормим его. Пока беглецы возвращаются, Смелый успевает подобрать все лакомые кусочки. Ну что же, « кто смел, тот и съел!»
Старшой
Пока утятки маленькие, их охраняет только мама-утка, но как только они начинают подрастать, среди них обязательно кто-то выделяется. Как правило, это – самый крупный и сильный утёнок. Он-то и становится её настоящим помощником: наблюдает, не появилась ли опасность, поддерживает слабых, подгоняет отставших. Наконец-то и мамаша может спокойно поесть, выводок под надёжной охраной! А он полон важности и гордости за оказанное доверие: в кормёжке не участвует, плавает пооддаль, вытягивает шею, постоянно вертит головой по сторонам, пристально следит за происходящим.Одно слово – СТАРШОЙ!
Одинокий
Вот уж совсем нетипичное явление – в утиной семье появился изгой.
Один утёнок по неизвестной нам причине перестал быть со всеми вместе, точнее, он не уходил с карьера со стаей, а оставался плавать рядышком с нашим мостком, а затем и вовсе поселился в зарослях, под берегом. Нам он тоже не оказывал ни малейшего предпочтения: близко не подплывал, на берег поблизости не выходил. Но на карьере можно было постоянно видеть его одинокий силуэт. В чём было дело? Быть может, он повёл себя так не по-утиному, что семья отказалась от него и изгнала из своих рядов?
А может быть у него такой характер, и он просто по своему складу – ОДИНОКИЙ?
Счастливого пути!
Незаметно кончилось это чудесное лето. В садах появились астры и гладиолусы, собраны плоды, наварено варенье и засолены огурцы. Пора назад, в город!
Вот и уточки стали совсем взрослые, они подросли и выровнялись, и теперь совершенно невозможно отличить, где мама-утка, а где её бывшие малыши.
К нам утки уже совсем не заходят. Им некогда. После того, как «встали на крыло», они ежедневно с утра до вечера тренируются на большом озере: учатся летать в стае, готовятся к трудному и опасному перелёту на юг. Как назло именно в конце лета открывается сезон охоты на птиц, и на озере нет-нет, да и раздаются выстрелы. Мы вздрагиваем от каждого из них, молясь в душе, чтобы ни одна пуля не попала в наших уток. Летите, дорогие, своим древним путём в тёплые края, а весной обязательно возвращайтесь назад. К нам! Домой! На Родину!