Кутузов в Крыму. Из записок пожилого человека

Валерий Заикин
   
 
  После событий в Карабахе, турецкий предводитель Эрдоган вообразив себя Наполеоном, обмолвился
по поводу принадлежности Крыма ,и о Кючук-Кайнаржийском договоре...
 Но на каждого "Наполеона" В России всегда найдется свой Кутузов!
 Вспомнилось мне, в связи с намеками этого ПАШИ ТУРЕЦКОГО, как я в детстве узнал о крымских событиях
с участием Михаила Илларионовича в схватке с турками!
 Мне было 9 лет, когда родители взяли меня в поездку к Южному берегу Крыма.(До этого я бывал
 только у моря в Евпатории.)
  В мои детские годы путешествие из Симферополя  на Южный берег Крыма было весьма сложным мероприятием!
 Транспорт состоял из грузовика, в кузове которого навешивались на борта  деревяннные лавки,на которых
все пассажиры долго устраивались, усаживая детей поближе к задней стенке кабины.
Я старался попасть к борту в угловой части, где можно было держаться за бортовую доску,и смотреть вперед
 на дорогу.
А у заднего борта складывали сумки с провизией, и все, что служило подстилками на пляжной гальке на берегу
моря.

 Грузовик двигался с небольшой скоростью, чтобы не раскачивать сидящих на лавках на поворотах,
и дорога занимала довольно много времени: по пути делалась "туалетная" остановка на Ангарском перевале,(с памятной доской "272 м над уровнем моря").

 Но я взмолился об остановке после перевала, и дедушка обещал,  что остановимся уже на спуске к Алуште, у Кутузовского фонтана.

 Про Кутузова я уже кое-что знал в связи с войной 1812 года, но что он имел отношение к Крыму ,я и не подозревал!
 
  Когда мы остановились, я , оглядевшись, не увидел ничего, напоминавшего мне фонтан!
Справа, по ходу к морю на крутом обрыве скалы виднелась мраморная доска с чашей, в которую лилась тоненькая струйка воды из короткой трубочки.
 Не было ничего, что говорило бы о Кутузове!

  "А где фонтан?"-спросил я у деда, который всегда откликался на мои вопросы.
"Такой, вот, фонтан, так его называют с древних времен!"
"А почему он Кутузовский"?               

 И дедушка рассказал мне, что на этом месте когда-то, был бой между десантом турок, высадившихся
 у Алушты, и русскими солдатами, которыми командовал молодой Кутузов. Бой был ожесточенный!
 Кутузов был ранен: пуля попала ему прямо в правый глаз!
 
 Солдаты отнесли раненного офицера к роднику, бившему  из скалы, промыли рану, и целебный источник спас ему жизнь!
 

  Упомянув Кутузова, и предавшись воспоминаниям, я тут же из Интернета почерпнул, что выздоровев, Михаил Илларионович посадил близ помогавшего
 ему ключа тополь в благодарность судьбе за спасение. А тот памятник, который я помнил из детства,
создали не русские, а турки!
 Командир турецкого десанта, ага Измаил, в бою с отрядом Кутузова погиб на этом же месте!
Его сын обратился к татарской власти,(В то время Крымское ханство было имело самостоятельность!),
поставить отцу памятник на месте его гибели.
 В 1804 г. он  получил разрешение оформить его в виде фонтана в память о погибшем отце, обустроив его
в традиционном восточном стиле, с капающей в чашу водой.
 Но русская народная молва назвала его Кутузовским фонтаном!

  Сегодня Это памятное место переустроено!
 Вместо  старого фонтана -барельеф  полководца в профиль,
а через дорогу -бюст Михаила Кутузова, и мраморные  доски с повествованием о произошедших здесь
 событиях!
 Кутузов всю жизнь отдал военной службе, не раз бывал ранен в боях, и смерть свою нашел в походе:
 преследуя Наполеона на  польских землях. В городке Болеславец он был похоронен, у могилы его
был поставлен обелиск, который сохранился и поныне!
 Позже его прах был перенесен в Санкт Петербург.

 Я нашел фотографию современного памятника у "Кутузовского фонтана".
Это, скорее, целый мемориал, торжественный и помпезный!
 В центре окаймленной полукругом мраморными досками площадки, на постаменте возвышается бронзовый бюст
 легендарного полководца, в маршальском мундире со всеми наградами и регалиями, взгляд левого глаза
устремлен вправо, навстречу неприятелю, в назидании недругам: "И не вздумайте!"

 
 Но мне ближе образ Кутузова из фильма Эльдара Рязанова "Гусарская баллада", в талантливом исполнении Игоря Ильинского:
 седовласый грузный старец добродушного вида с повязкой на правом глазу, и с
  хитринкой в левом!
Но  преисполненный власти и достоинства!
       *              *             *