Дорогой веры

Алекс Нефедов
Отмечаемое в эти дни 400-летие легендарного протопопа Аввакума ознаменовалось не только открытием сразу трёх монументальных памятников, но стало импульсом к переосмыслению вклада этого титана духа в отечественную историю
Удивительно, но факт: осенью нынешнего года Аввакум был удостоен сразу трёх памятников – в Москве, в городе Боровск Калужской области и на территории комплекса Старообрядческой Поморской общины в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ). Они стали величественным дополнением к ранее поставленному памятнику на родине борца за истинную веру в селе Григорово Нижегородской области и знаку на месте его лютой казни в Пустозерске. Эти географические точки, расположенные друг от друга на расстоянии в тысячи километров  - своеобразные вехи удивительной судьбы протопопа.
Аввакуму Петрову (1620 – 1682), священнику Русской церкви,  приписывают 43 литературных сочинения. Самые знаменитые среди них «Житие протопопа Аввакума» - уникальный памятник русской литературы XVII века, полемические «Книга бесед», «Книга толкований» и «Книга обличений». В них он выразил свой протест церковной реформе, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в середине XVII столетия. В старообрядчестве на протяжении всей его многострадальной истории он является авторитетной и знаковой фигурой, почитается как священномученик и исповедник. За пламенную проповедь в защиту апостольского и святоотеческого Предания протопоп и его семья претерпели 28-летние ссылки и тюремные заточения. География этих ссылок и теперь поражает – он не раз путешествовал в кандалах от Москвы до Мезени, Боровска, Тобольска, Енисейска. В октябре 1656 года был на полтора месяца заключён в «студёную тюрьму» - башню Братского острога. В шторм пересёк озеро Байкал. Он годами преодолевал вместе со своей семьёй и конвоирами расстояния в многие тысячи вёрст по дикой тайге, горам и тундре, тащил тяжелые лодки - плоскодонки, спасался от диких зверей, двое его сыновей скончались от голода. Его преследовали, нещадно били, а он не переставал обличать жестокую и несправедливую власть. Жена протопопа Аввакума Анастасия Марковна, дочь деревенского кузнеца, любила своего супруга и следовала за ним повсюду. Разбивая в кровь ноги о камни в нелегком пути, она спрашивала у мужа, как долго продлятся их муки. «До самой смерти» — отвечал ей протопоп Аввакум. В 1682 году он вместе со своими сподвижниками был заживо сожжён в Пустозерске. По народному преданию протопоп Аввакум предсказал царю Федору Алексеевичу, повелевшему сжечь бунтаря, скорую кончину после своей казни. Через тринадцать дней это пророчество сбылось…
Примечательно, что сама Настасья Марковна дожила до петровской эпохи и скончалась в 1710 году в возрасте 86 лет. В наши дни в России и за рубежом проживает более пятидесяти прямых потомков этой четы, большинство их них носят фамилию Мезенины. И все они остаются приверженцами той истинной веры, которую так страстно проповедовал их предок.
23 октября 2020 года на территории духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви на улице Рогожский Поселок в Нижегородском районе города Москвы состоялось открытие памятного знака в честь 400-летия идеолога старообрядчества, русского писателя, священномученика Аввакума Петрова. Монумент выполнен в форме часовенного столпа высотой около шести метров с мозаичным изображением четырех исторических лиц - священномученика Аввакума, преподобномученицы  Феодоры – не менее легендарной боярыни Морозовой, святителей Павла Коломенского и Амвросия Белокриницкого. Под мозаичными изображениями размещена краткая информация о каждом из этих святых.
Фото Александра Нефедова©