Реакция на рассказ Хелью Ребане Кот в лабиринте

Сергей Алексеевич Наумов 5
               

                Уважаемая Хелью!

       Позволю себе прокомментировать Ваш культовый рассказ «Кот в лабиринте», в честь которого назван весь сборник. Именно в этом произведении со всей пролетарской откровенностью Вы беспощадно обличаете звериный оскал капитализма, особенно последней его стадии. Только в развращенном, загнивающем обществе от пресыщенности в удовольствиях люди способны на подобные развлечения. Основной персонаж рассказа, именно персонаж, а не герой, о герое речь пойдет ниже, видимо, преуспел набить карманы,  жестоко эксплуатируя трудящихся, а, может быть, выкачал немало природных богатств из многострадальной матушки-земли, решил отдохнуть, развлечься.  Возможно он торговец наркотиками, серийный убийца, избалованный сынок родителей-миллиардеров, пляжный катала, но никак не Нобелевский лауреат, ученый с мировым именем, последний бы проводил свой досуг более содержательно, скорее всего, расслаблялся бы в библиотеке и без водки и представительниц древнейшей профессии. А этот пресытившийся обормот сдуру добровольно полез в ловушку, да еще и наверняка за немалые деньги.
      Весь ужас нахождения в лабиринте любителя развлечься мастерски показан литературным талантом Хелью Ребане. В лабиринте чувствуется атмосфера кошмаров Гоголя и ужасов Эдгара По. Выхода нет. Спасенья нет. Не послушался дурашка голоса разума, не захотел честно работать и исправно платить налоги, сработала бандитская психология – урвать по максимуму и оторваться по полной. Хочется привести слова персонажа «Герой нашего времени»: «Дурак же ты, братец, - как сказал последние слова драгунский капитан Грушницкому перед его смертью – пошлый дурак! Поделом же тебе! околевай себе, как муха…» -  И это была бы справедливая закономерная концовка. Но беспредельная доброта автора «Кота в лабиринте» и позволю себе предположить, что и американское влияние хэппи-энд наложило свой отпечаток на завершение произведения.
      А теперь о главном герое, спасителе, при помощи которого безмозглый искатель приключений вышел из лабиринта. Но это была не Ариадна с катушкой ниток, не ясное ночное небо с путеводной звездой и не припрятанный навигатор. Перед подписанием договора по экстремальной забаве голоногие блондинки клиента досконально обшмонали. Это был кот. «Серый и благополучный», видимо из мещан. Как он там оказался, кот не рассказывал. Может быть, свалился с забора по пьяни, а может быть, был подослан, подослан тайным котиным братством имени Макаренко, призванным перевоспитывать любителей игры в русскую рулетку. Кот был профессионалом. Для завоевания доверия клиента кот ел сухари с любителем острых ощущений из одной миски, пил из одной посудины, спал в обнимку с обормотом, хотя коту это было очень противно. Однако цель была высокая – сделать из этой безмозглой твари существо, ну если не до уровня кота, то хотя бы собаки. Пусть служит хозяину. Высшие же существа – коты служат Отечеству, земле обитания. Хорошо знаю это по своему коту Борменталю. Все под контролем. На дальней даче, куда на лето отвозим котика на сафари, кузнечик не прыгнет без разрешения, ящерка не проползет без уплаты пошлины дорожной, коза не заблеет без подношения. Порядок и стабильность на вверенной территории. Посмотришь – сердце, истерзанное нарзаном отдыхает.
       О героизме, отваге и патриотизме котов написано немало. Есть многочисленные свидетельства о том, что коты активно участвовали боевых действиях на фронтах на протяжении длительного исторического периода, внося существенный вклад в победу над врагом. Например, во время 1-й мировой войны нередко вместе с бойцами в окопах находился кот, который предупреждал солдат о предстоящей газовой атаке. Известно немало случаев, когда во время Великой Отечественной войны коты действовали лучше радаров, предупреждая зенитчиков с какой стороны будет авиационный налет. На подводных лодках коты контролировали качество воздуха в отсеках. В лондонской «Таймс» от 1943 года рассказывалось о кошке Мурке, которая под пулями доставляла от сражающихся бойцов в штаб донесения. А разве можно забывать о героической помощи котов в блокадном Ленинграде. Умирающим от голода коты приносили пойманную живность: птичек, мышей и себя отдавали в жертву ради жизни блокадникам. Своим телом коты согревали погибающих от холода, нередко замерзая сами. Для спасения города Советом Народных Комиссаров было принято решение о доставке из Сибири пяти тысяч котов. Ленинград одолевали грызуны. Крысы нападали на продовольственные склады, разносили инфекции. Именно коты сыграли историческую роль в спасении произведений искусства от грызунов в Эрмитаже и других музеях и дворцах Ленинграда и Ленинградской области. Эта традиция работы котов в Эрмитаже началась еще при Екатерине Великой. За подвиги, проявленные во время II мировой войны, английское правительство особо отличившихся котов представило к государственным наградам. Скептики, не отягощенные неформальным мышлением, могут возмутиться –  разве допустимо в абсурдистских фантазиях приводить примеры трагедии и героизма нашей истории? Не только можно, но и нужно. Для доходчивости и скептикам и циникам. Чтобы понимать важность поставленных вопросов и серьезность современной ситуации, чтобы увидеть и понять величие и человечность котов и духовную ничтожность сформированного современного среднего так называемого человечка, напоминающего «иеху», о которых писал Джонатан Свифт в бессмертных «Путешествиях Гулливера».               
        Мудрые коты всегда понимали – отдать жизнь за Родину – это норма. Это почетно. Это тебе «не от водки и простуд», не от пресыщенности порочных удовольствий, как персонаж рассказа уважаемой Хелью Ребане. Да что говорить, что взять с продукта псевдорыночной экономики? Существа переходного периода, воспитанного на рекламе сникерсов и женских прокладок. Сформирована новая генерация. Ну, этот еще ладно, шустрый и пронырливый, наверняка пляжный шулер. А основная масса – это новый подвид – функционалы. Сейчас опишу. Это специально изготовленные существа для выполнения только одной функции: только пилить, только стучать, только считать, только бегать, только стрелять, только петь, только танцевать и т.д. Вторая операция исключается, думать нельзя, да и нечем.
        Вот, скажем, «слухач». Выглядит так: деревянный, длинный, руки, ноги на шарнирах, плечи узкие, голова маленькая, тоже деревянная с большими ушами в форме слуховых трубок. На длинной правой руке один палец, чтобы на груди нажимать единственную кнопку. После проведения операции деревяшки складывают в мешок до утра. Утром ситуация повторяется и опять в мешок. Когда появляются новые технологии, дрова сжигают. Функционалов много, не жалко. Прошу заметить: слухачи не потомки Буратино. Буратино был юноша с фантазией и доброжелательный, а слухачи безразличные, как и все остальные функционалы.
         Демонстрируя духовную нищету и примитивность запросов любителя острых ощущений, автор нас подводит к однозначной мысли – доколе? К говорухинскому – так жить нельзя! Скажу больше – рассказ Хелью Ребане – это зеркало мировой революции! Призыв к переустройству Мира, к обретению истинных ценностей, никак не меньше. Несколько отдает троцкизмом. Зато, какой масштаб!
         Дальновидность автора, ее понимание исторических закономерностей, идейно-теоретическая подготовка приводят госпожу Ребане к однозначно верному результату. Есть надежда на спасение, даже у падших. И спасти его может только самый передовой, самый организованный, самый революционный класс – пролетариат. Объясняю. В заключение рассказа, потерявший всякую надежду на спасение испорченный пороками несовершенного мира искатель экстремальных забав был вытащен из лабиринта. Конечно, первостепенная роль принадлежит коту. Это даже не обсуждается. Но дальше, только представитель рабочего класса мог поднять со дна заблудшего. Около лабиринта на отшибе, за городом, у леса, где никто не ходит, только дорожные рабочие прокладывали шоссе. Именно они, светлые души, не испорченные материальными благами и комфортом городской жизни, обитающие долгие годы в строительных вагончиках, не забывшие пионерские клятвы и делившие по глоткам портвейн, только они, впитавшие в себя с молоком матери, что человек человеку друг, товарищ и брат, только они, живущие истинными ценностями, могли вытащить незнакомца и подарить ему жизнь. Вера автора рассказа в пролетариат и бескорыстную помощь формирует у читателя уверенность в завтрашнем дне, надежду на торжество справедливости.
        Работяги помогли выбраться недоумку и тот бросился бежать со всех ног. А, если бы вместо развращенного типа случайно бы заблудилась в лабиринте честная девушка, она сказала бы пролетарию «…товарищ, как там тебя, а может, потанцуем?»