Хочу стать психопатом

Александр Гольбин
Не знаю, наблюдали ли вы или нет, но почему-то хорошие, добрые, человечные и богоугодные люди болеют и умирают чаще, чем злые, психопаты и идиоты. Недаром говорят: «люди без сердца дольше живут». Эмоциональные, чувствительные и отзывчивые гораздо чаще испытывают страхи, страдают депрессией, бессонницей и иными заболеваниями, связанными со стрессом. Ну, скажем, стрессовые ситуации до идиотов «не доходят», но психопаты, в отличие от них, всё понимают, однако стресс до их сердец не достаёт. Почему? В чем секрет здоровья психопатов? Как нам, «нормальным» избавиться от страхов и научиться не переживать?
Однажды, мне повезло встретиться с человеком, который приоткрыл для меня занавес этой тайны. Им оказался, как ни странно, наш профессор в резидентуре по криминалистике и судебной психиатрии. Среднего возраста, невысокого роста, лысеющий и простоватый на вид человек, с татуировками на руках. Поговаривали, что когда-то он был «undercover» (агент), участником раскрытия крупных мафиозных групп, сект, и даже террористических организаций. А сейчас он, помимо нашего курса, консультирует полицию и, как утверждают, само ФБР.
Как-то во время перерыва между лекциями я задал ему вопрос, который меня очень интересовал: каким образом он подавлял свой страх быть раскрытым, остановить пот и трепетанье сердца тогда, когда его пытались уличить в шпионаже, а у него на груди был приклеен микрофон? Лектор внимательно рассмотрел меня, как бы изучая, потом улыбнулся и спокойно сказал: «Просто надо стать немножко психопатом».
– Нет, я серьезно. Мне это нужно знать,  я - врач-психиатр, и должен понять, как научиться управлять своими эмоциями и телом.
– И я серьезно. Я тебе скажу так: знание психопатов помогло мне выжить там, где многие погибали. Помогло выжить в буквальном смысле. Прослушай мой курс,  потом и поговорим...   – Надо же, – удивился я. – С виду простак, а на деле, видать, знаток. Или их там так хорошо учат? Иначе, действительно, надо самому быть психопатом, чтобы выжить среди бандитов... Придется прослушать его курс, раз уж сам напросился. Хотя чего там слушать – психопат это бандит, а бандит - он и есть бандит!

Профессор оказался блестящим лектором, и, несмотря на сухой, академический тон, всё то, о чем и как он говорил, было захватывающе интересно. И чего я совершенно не ожидал, так это того, что курс криминалистики и судебной психиатрии начнется с истории эволюции эмоций.

– Чтобы понять бесчеловечные чувства и логику убийц, - начал он,- надо вникнуть в происхождение человеческих эмоций. Далеко не многим знакома наука под названием «Эволюционная антропология», которая изучает зарождение самой психологии, секреты человеческих эмоций, страстей и странностей.Представьте себе, что вы смотрите ускоренную съемку эволюции человека. Вот он поднимается вертикально. Освобождаются руки. И, чтобы ими манипулировать, идёт ускоренный рост центральных и задних отделов коры головного мозга, и, вместе с ним, центр тяжести черепа сдвигается назад, давая возможность голове подняться. Глаза уходят вперед и человек начинает видеть цель и опасность впереди. Но это всё анатомия, а где же психология и интеллект? – продолжал он. –  Вот тут-то и скрыт маленький подвох природы.  Парадокс эволюции человека в том, что мозг не приобрёл, а потерял жёсткую связь между новым и старым мозгом. Нейронные связи глубинных древних центров мозга не поспевали за быстро растущей молодой корой и, в конце концов, их связи настолько ослабли, что подкорковый центр эмоций с красивым названием «амигдала» почти высвободился от «тоталитарного» контроля коры мозга и стал «буянить».
Количество и интенсивность эмоций стали зашкаливать, и человека стало бросать в разные стороны, как корабль без руля. В отличие от животных, эмоции стали диктовать мысли и поступки человека. Мы, люди, радуемся  счастью, печалимся, удивляемся сюрпризам, чувствуем отвращение к ничтожеству, испытываем справедливый или несправедливый гнев. И не забудьте про ненависть. В природе, как в музыке – всего семь основных нот, но  бессчётное количество оттенков! А главное – крайняя нестабильность эмоций и стала отличать человека от остального животного мира. Но, основной, ведущей эмоцией человека стал страх - страх хронический, страх неопределенности с вечным ожиданием опасности. «Вечная тревога» - эволюционное приобретение человека! Тревога неопределенности и страх будоражили интеллектуальный, передний, мозг. Это, в свою очередь, вызвало зарождение фантазии, которая сформулировалась в знакомую каждому навязчивую мысль: А вдруг...?..». «А что, если случится...? Страх, как это ни странно, стал источником развития интеллекта, главная задача которого - поиск способов как предотвратить или уйти от вечного страха – болезней, смерти, опасности, наказания, одиночества.... Страх родил веру в спасающего Бога. Человек запуган страхами!

(Кажется, у Александра Писафона были строчки:
В нас страх вошел с рождения, с первым криком 
И с нами вместе рос, меняясь ликом..)
– Мы все ходим под стрессом, - продолжал профессор,- но стресс - это еще не катастрофа. На деле нас убивает не сама катастрофа, а страх ожидания её.  Фантазия не имеет границ, и мы сами себя доводим до катастрофы, поскольку мозг не различает реальную угрозу от воображаемой. Недаром говорят: «Нас убивает не то, что мы едим, а то, что ест нас». А нас постоянно ест страх. Страх – ведь он не за  спиной. Он – в  голове! Мы боимся всех и всего. Количество и видов страхов неисчеслимы, и заполняют всю нашу жизнь. Связанных с эмоциями психических и соматических болезней еще больше, но ключ к управлению эмоциями еще остается тайной. Как часто мы извинительно говорим: «ничто человеческое нам не чуждо», имея в виду совершённое нами неадекватное поведение под влиянием сильной эмоции.
Страх может убить, причём, буквально.  Был такой великий врач по имени Уильям Гарвей (William Harvey).  Это тот, который впервые открыл и описал малый и большой круг движения крови в организме и объяснил, зачем это нам нужно.  Гарвею приписывают такой эксперимент: приговоренному к смертной казни сказали, что повешение заменяют кровопусканием. Руку с иглой в вене прикрыли простыней, но, вместо крови, капли воды звонко падали в таз под столом. И человек умер со всеми признаками потери крови. Эмоции – это великое счастье человечества! И, великое несчастье! Извращение и «буйство» эмоций ведет к телесным болезням, извращению мыслей и буйству поведения - от преступлений до взлета творчества.. Еще Аристотель 2400 лет назад говорил: «Нет гения без капли  сумасшествия». Сильные эмоции и их болезненные бури присущи нам всем. Почти всем. Но, оказывается, – не всем...
– Пока, – думал я, – это всё лирика. Мы все знаем, что человек – марионетка эмоций. Но как ими управлять?
Второй курс профессор начал c того, что, оказывается, есть странные люди, которые не подверженны эмоциональным бурям. Они совершают преступления или подвиги не из-за переполняющих их эмоций, а по холодному расчёту. У этих личностей сознательный расчёт жёстко контролирует эмоции и не дает им разгуляться, оставляя их хозяина глубоко равнодушным как к ужасам, так и к прекрасному.  Они не знают страха опасностей, болезней, даже смерти, и не умеют любить.  Их называют «психопатами». Сначала термин «психо-патия» означал просто «отклонение, нестандартное поведение», и не связывался с грубой патологией (сравните: невро-патия, эндокрино-патия, гомео-патия...). Но, благодаря кинофильмам, телевидению и массовой прессе, которые перенасыщены кровь сворачивающими историями о серийных убийцах, каннибалах и «потрошителях», этот термин приобрел своё новое мрачное значение. Одно название «психопат» наводит ужас - ведь это, в основном, холодные убийцы, грабители, злобные мучители жен и детей, садистки-охранники в концентрационных лагерях, диктаторы-тираны.. Это все - «психопаты». Действительно, холодные психопаты встречаются во всех расах, странах, среди мужчин и женщин всех возрастов, - от стариков до детей, разного интеллекта, и, даже, среди номинантов на Нобелевскую премию. Я не шучу. Пример тому  – Стэнли Вильямс (Stanley Williams), убийца-рецидивист, который был приговорен к смертной казни даже в супер либеральной Калифорнии за то, что убивал, перерезая горло, и пристреливал беспомощных стариков.  Основатель жестокой банды «Крипс» (Crips). Вильямс со своими подельниками терроризировал Лос Анджелес. Например, он ворвался в магазин и выстрелил в голову клерку – подростку. Глядя на агонизирующего юношу, Вильямс громко смеялся от вида захлебывающегося кровью умирающего. Две недели спустя он убил хозяина мотеля, его жену и дочь выстрелами в лицо. В конце судебного заседания он спокойно сказал главному прокурору и заседателям – «я достану каждого из вас». Сидя в тюрьме в ожидании смертной казни в течение 10 лет (?!) он писал книжки для детей о мире, дружбе и любви.  Марио Ферр, член Шведского Парламента, прочитав эти книжки,  так расчувствовался, что выдвинул Вильямса на Нобелевскую Премию Мира (как третьего претендента после Матери Терезы и Мартина Лютера Кинга). Вильямс воспользовался отсутствием интеллекта у слепой Фемиды, которая не видела, что творится у неё прямо под носом, - он слёзно утверждал, что «перевоспитался» (в тюрьме он наводил ужас на других убийц). Он оказался настолько «продвинутым», что даже организовал интернет-сайт «Street Peace». Mарио Ферр никогда не связывался с сотрудниками тюрьмы с целью хоть какой-то информации об арестанте, который отрыто смеялся над либералами, гордившимися перевоспитанием злого Серого Волка в добрую Красную Шапочку. Вильямс жив до сих пор и, говорят, его готовы выпустить на свободу, как лидера «движения перерождённых». Фильмы ужасов кажутся детскими играми по сравнению с реальными «деятелями черного мира». То, что я читал о психопатах- убийцах и каннибалах в специальной литературе, оказалось еще хуже, чем я мог себе представить. Имена этих нелюдей слишком известны, и их не хочется упоминать, чтобы уменьшить число подражателей...  Есть еще психопаты – неуравновешенные личности с буйными дикими «истериками» и агрессией к близким. Одним словом, моральные уроды, дегенераты рода человеческого. Сколько их? Всё чаще и чаще начинает казаться, что в наше время психопатов вокруг нас становится больше и больше. Особенно в наш супер-компьютерный век, когда у играющей пары в видеоигру об ухаживании за грудным младенцем умирает в это время их собственный ребенок (реальный случай). Откуда берутся  эти психопаты-уроды? Как узнать, что свихнулось в их звериных мозгах? Ведь они – безэмоциональные акулы в море людей. Зачем психопаты нужны старухе-эволюции? Почему она их не уничтожает?               
Готовясь к экзамену по судебной психиатрии, я увлекся её историей. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин назвал психопатию «моральным безумием»,   а психопатов - «врожденными хулиганами». Его последователь, Адольф Мейер, иммигрировав в США, распространил эту идею под «научным» названием «психопатическая конституция». Долгое время была теория «деградации»- считали, что все психопаты – дегенераты с рождения, физические уроды и недоумки с поврежденным мозгом (т.е. это психбольные, которых надо не осуждать, а лечить. Как это иногда бывает, один эпизод изменил ход науки.               
Французкий врач Филлиппе Пинель описал поразивший его случай. Гуляя, он увидел своего знакомого, вполне порядочного гражданина. Этот гражданин, будучи в полном сознании и ясном уме, жестоко бил свою собаку палкой до тех пор, пока не убил её. Пинеля поразило, что этот человек не был «дегенератом», не был возбуждён, и совершенно чётко осознавал, что он делал, не испытывая при этом никаких эмоций или чувства вины. На вопрос Пинеля он спокойно ответил, что собака ему надоела, так как она все время лает.
- Убил, просто потому, что она лает?! Вспомнилась детская «повторялка» из прошлого: «У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса -  он её убил....». Любил, но убил – Значит, не все психопаты – уроды деграданты?! Сколько таких «попов и порядочных гражданинов» живет и ходят среди нас?!
Почитав Пинеля, ученые мужи посмотрели подозрительно друг на друга, и взялись искать что же общего у  психопатах. Главным признаком было «отсутствие нормальных эмоций при присутствии нормального интеллекта». Пинель назвал это «моральная (эмоциональная) депривация». Но, если это не болезнь, то что?  Стали составлять тесты на типы психопатов с «масками нормальности» («masks of sanity»). Отличительных свойств этих странных типов было много, но основными из них были отсутствие страха,(и, заодно, других «человеческих» эмоций- стыда, вины, любви), пренебрежение к нормам морали и поведения. Удивительно было, что эти типы мало болели и быстро выздоравливали.  По количеству и интенсивности свойств создали «индекс психопатии (ИП)».
К удивлению криминалистов, обнаружилось, что на другом конце спектра- высокий психопатический индекс оказался у целого ряда весьма достойных членов общества.  Это те самые удивительные люди, которым нам всем так хочется подражать - с железной волей, самообладанием, «без страха и упрека», стойкие, мало болеющие и выживающие везде:  раведчики, капитаны, лидеры бизнесов и государств. Их дипломатично назвали «функциональные психопаты». Так случилось, что «функциональная психопатия» неожиданным образом отделилась и  перекочевала из судебной психиатрии в социологию бизнеса и психофизиологию лидерства. Раскрылись многие, почти уникальные свойства индивидуумов с  высоким индексом функциональной психопатии. Например, они обладают талантом наблюдательности и особой способностью к выявлению эмоционально нестабильных, уязвимых и просто «озабоченных» личностей. Кевин Даттон (Kevin Dutton), ведущий эксперт по психопатии, в своей книге «The Wisdom of Psychopaths» описал такой эксперимент: сотню человек попросили просто пройти по сцене конференц-зала. Конечно, не без подвоха. Одному из них дали пронести 100 евро с собой. Условие: пройти спокойно. Если зрители в зале не распознают у кого деньги – эти деньги остаются ему. Среди зрителей были люди с высоким  ИП. К удивлению экмпериментаторов, они мгновенно вычисляли «вора» по походке....               
Я не видел профессора несколько лет, пока случайно не встретился с ним нос к носу, и не где-нибудь, а около своего дома. Он гулял с собакой вокруг небольшого парка по тропинке, где я делал легкую пробежку по утрам. Он, оказывается, жил по другую сторону парка и выгуливал собаку (или она выгуливала его) дважды в день. Он, как ни странно, узнал меня (видимо, так я ему надоедал своими вопросами). Мы заговорили  о его лекциях, и я высказался (может, не совсем тактично), что его курс судебной психиатрии не помог мне понять технику контроля своих эмоций. Тем более, что у психопатов отсутствие страха было врожденным. А вот как научиться подавлять страх  нам, не психопатам? Он не обиделся. Просто заговорил, как будто продолжал читать лекцию, но уже не о серийных убийцах.
Ты не понял концепцию, - тихо и спокойно сказал он, как бы сам себе – Психопатические черты это спектр, на одном конце которого холодные убийцы, а на другом – лидеры, литературные герои, спасители человечества и святые.Например, холодный морфинист Шерлок Холмс, который  говорил Ватсону, что «сентименты – черты неудачников», Эдгар По, Эдиссон... Психопатов отличает особый комплекс свойств – назови это, если хочешь, «синдром функциональной психопатии»: в обычной жизни они выглядят как все, но при осознании какой-то цели (аморальной или полезной), у них появляется железная воля к достижению цели, особое состояние «сверхрационального мышления». Они целеустремленны и терпеливы, и идут к своей цели любой ценой, не считаясь даже с собственной жизнью. У них - холодное спокойствие, замедленный  ритм сердца, нет потливости, покраснения лица, теряется  чувство боли, нет страшных сновидений и эмоциональных восклицаний в ситуациях, которые многие из нас находят угрожающими или ужасающими. У них ясная голова и четкий план действий. Психопат знает, что делает криминальный или героический акт, но ему все равно. В мозгу в это время эмоциональный центр (амигдала) отключен, и возникает особое состояние по типу транса. У многих психопатов эти свойства врожденные, но часто они проявляются или выявляются после  болезней, травм или других кризисов. Развить в себе удивительные способности психопатов не чуствовать страха и боли можно, если  есть цель и ты готов отдать жизнь, чтобы достичь её. Психопаты выигрывают в бизнесе, потому что не боятся проиграть, они идут к цели не боясь смерти, потому что готовы потерять жизнь. Помнишь притчу о скорпионе и рыбе?
 
Сидит скорпион на берегу, и говорит проплывающей рыбе:
– Перевези меня на тот берег, друзьями будем. 
  Рыба ему отвечает:      
– Ты мой злейший враг. Ты меня уколешь своим ядом.
  Скорпион опять:    
– Перевези, как же я тебя уколю, если я сам утону? 
  Рыба подумала:    
– Действительно, не хочет же он сам утонуть. А если перевезу, глядишь, помиримся.  И согласилась.    
  На середине реки скорпион вонзился в рыбу. Умирая, рыбы воскликнула:
– Как же так, ведь ты тоже утонешь? 
  Скорпион усмехнулся:
– Зато тебя убил, цель достигнута...
Скорпион, точно, был психопатом и, как все психопаты, обладал даром убеждения... Самоуверенный, организованный, бесстрашный,, настойчивый и обаятельный психопат убедит вас в своей дружбе..               
 (Я вспомнил Владимира Орлова:   
 Мы все друзья и все мы братья, 
 сказал удав, раскрыв объятья…)

Успех во многих профессиях звисит от способности развить в себе такие психопатические черты, как бесстрастие у хирурга, суперфокусная концентрация у олимпийца, амбициозный нарциссизм у политика. Способность или умение отключать эмоцию страха  дает им силу победить многие болезни, убивающие мягкие, чувствительные натуры, которые подвержены страхам, нервозностью, депрессиям и самобичеваниям. Именно поэтому так рано уходят от нас поэты и художники, артисты и экстрасенсы.
– Хочешь, я расскажу тебе свою историю, как я научился быть психопатом, чтобы выжить не только в бандитской среде, но и среди власть имущих, и в бизнесе и, даже среди ученых воров...?
Я вырос в Детройте - в районе, где властвовали уличные банды. Вокруг все время стреляли. Я и мои две сестры играли, ели и спали на полу, но не потому, что не было кровати, а чтобы наши головы были ниже оконного проема - случайные пули через окно попадали в противоположную стену во время перестрелок на улице. Мой отчим был полицейским, часто исчезал, и мог приходить только ночью – тогда он будил меня, и переносил на менее опасное место в квартире. Из-за этого я почти никогда не высыпался, и плохо соображал днем. Отчим часто говорил, что мне надо научиться «спать быстро». Я это понял буквально – необходимо научиться быстро засыпать и просыпаться сразу, иначе тебя либо пристрелят, либо побьют. Я учился засыпать сидя или стоя, в толпе или автобусе. Мой сон был от минуты до двух часов в любое время суток, и очень редко – всю ночь. Я привык. Иногда отчим брал меня на дежурство, и я мог спать, сидя в дежурке у стены. Отчим учил меня драться, что мне потом помогло, когда меня били старшие ребята за то, что я не такой, как все. Район наш был многонациональный, и я быстро освоил уличный жаргон на трех языках - мексиканском, пуэрториканском и китайском. Когда я подрос, отчим убедил меня пойти в армию. Я прошел во флот, и меня взяли на субмарины из-за  небольшого роста. Мы следили за русскими и китайцами. Были в Израиле, Сирии. Египте. Я умел подражать любому акценту и любил учить языки, насколько было возможно.
Когда мне предложили перейти в спецподразделение я, честно говоря, думал, что это будут те же скрытные переходы, и согласился, о чем после очень сильно пожалел. А чуть позже началась подготовка к тому «что будет с вами, если вас захватят». Это были пытки водой, битьём со связанныим за спиной руками и завязанными глазами, бессонницей. Вот тут мне и пригодилось моё умение «быстро спать» и терпеть боль.  Я выдержал. В Ираке был ранен, попал в тюрьму и прошел всё опять, только в реальности.  Остались рванные шрамы от ножей, которые пришлось закрывать татуировкой. Потом опять судьба меня забросила в «агенты». И как видишь – выжил...
Мой попутчик уже не выглядел профессором и не читал лекцию, а просто говорил, как переживший много человек. Однажды, во время наших прогулок, ставших привычными, он заговорил сам. Да, психопаты эгоцентричны, но зато эти личности  способны зайти на вершину, недоступную обычным людям. В мирное время мы смеемся и избегаем их, а в военное время они становятся  генералами.  Эти личности– упрямые борцы, которые в критических условиях идут против  общественной морали, когда  судьбоносное решение надо принимать мгновенно и не так, как принято в «нормальных» условиях. Альпинист, сорвавшийся в пропасть, сам перерезает канат, чтобы не стянуть всю группу вниз. Капитан корабля выкидывает за борт пассажира, который вызывает панику во время аварии. Во время голода командир роты убивает солдата, укравшего ночью кусок хлеба из общей кладовки...
Психопаты – это не казус эволюции, а отдельный вид Гомо Сапиенс, который способен идти на смертельный  риск, и «предназначенный» для того, чтобы быть убитым (чаще своими), или стать  победителем. Кстати, NАSА специально отбирает астронавтов с «refrigerators nerves» (нервами холодильника).
Я тебе говорил о критических факторах, которые могут трансформировать заурядных людей и даже психопатов из бывших убийц в великие деятели.
Ты слышал историю Святого Павла?
Две тысячи лет назад, некто Саул из Тарса, типичный психопат с бесконечными арестами в молодости, бесстрашный и выносливый, был бит плетьми и камнями  так, что люди думали - он мёртв. Он вырос до военоначальника, и со своим войском убивал огромное количество христиан, что сейчас считали бы геноцидом. На пути в Дамаск, где он  также предполагал вырезать всех христиан,но, внезапно пережил приступ спутанного сознания с высокой температурой, судорогами, сильной болью и бредом. В бреду он разговаривал со смертью  и «видел» луч света с пророческими галлюцинациями. Саул изменился буквально за ночь. Из безжалостного убийцы тысяч невинных, он стал одним из самых значительных религиозных деятелей мира. У него был холодный расчётливый ум. Он не боялся наступить на мнение и чувства  остальных, - даже тех, кто симпатизировал ему.  Он обладал  способностью привлекать людей своей циничностью: «С евреями - я еврей, чтобы выиграть у евреев. Со слабыми - я слаб, чтобы выиграть у слабых. С теми, кто за пределами закона - я заодно с ними. Я становлюсь всем со всеми». Он переписал половину Нового Завета (14 из 27 книг), Он разработал свою систему выживания в тяжелых условиях. Его назвали святым с именем Святой Павел (St. Paul) и посвятили ему множество молитв. Психопат стал святым. Между психопатией и святостью, действительно, есть много общего!
Я, в свою очередь, рассказал профессору о другом психопате, Порфирии Иванове, который тоже стал почти святым целителем и тоже после болезни, но вылеченный не жаром судорог, а экстремальным холодом.
Эта история была относительно недавно. Порфирий Иванов родом из Украины, родился под Луганском, в шахтёрской семье, в которой было еще восемь детей. Никакой профессии не имел. По характеру он был сообразительный, но сорвиголова, славился хулиганским характером, активно участвовал в деревенских кулачных боях, воровал у своих. Иванов отличался холодной расчетливостью и мечтал стать знаменитым. Во время революции  стал рьяным активистом, и хладнокровно убивал крестьян во время продразвёрстки. Выделялся диким нравом и драками.
Коренная перемена в жизни Иванова произошла, когда ему было 35 лет. Появились нестерпимые боли в ногах и бедрах. Он не мог спать ночами. Диагноз: рак костей - самая болезненная форма рака. Мысли о смерти как избавлении приходила все чаще. Наконец, он решился принять смерть – геройски замерзнуть в лесу. В лютый декабрьский мороз он пошел в лес, разделся и стал ждать смерти. К его удивлению, к утру он не умер, хотя не чуствовал свох ног, но и боли не было. На следующую ночь он опять пошел в лес, и результат повторился. К его и всем односельчанам удивлению, боли полностью прошли, и все опухоли исчезли. К нему пришло озарение, что он избран Богом, дабы нести здоровье в народ. А чтобы быть здоровым, надо восстановить потерянный контакт с Природой через холод. Холод лечит! Он должен нести это чудо людям и славить Бога и себя!  На этом пути он видит свое бессмертие. Он стал закаляться, ходить раздетым и часами сидеть в проруби.
Во время войны он остался в селе Ореховке. Ходил голым, чем удивлял немцев, погибающих от холода. Те сначала проверяли его, поливая весь день водой, а потом отпустили. Была даже справка, подписанная не кем иным, как генералом Паулюсом, чтобы его не только не трогали, но и отправили в Берлин, но гестапо сняло его с поезда. Несмотря на охранный документ, в ноябре 1942 года Иванова 27 суток пытали закапыванием без одежды в снег, и в сильный мороз  возили раздетым на мотоцикле по улицам. После войны он пришел голым на какой-то съезд и сказал, что он предствитель всех психических больных. Его одели и отправили в психушку. Большой, с огромной шевелюрой длинных белых волос и пышной бородой – он был очень харизматичен. Говорил хорошо и просто, привлекал и манипулировал людьми легко и заражал народные массы своей идеей здоровья всему человечеству через закалку холодом, слияния с Природой и Богом.
Как и всякий психопат, он не жаловал мораль и стыд.Однажды он побрился, и стал утверждать, что он - кандидат философских наук. Пришел в школу в Kурске и убедил учителей сделать экспериментальный класс закаливания – обливание детей холодной водой. Все учителя стали энтузиастами, пока кто-то из детей не заболел от учительского перестарания. Он решил поехать к Сталину, но не доехал, а был помещен вместо этого в Институт Психиатрии. В общей сложности ему пришлось провести около 12 лет в психиатрических больницах МВД с холодными изоляторами. Он спал на голой сетке без матраса и одеяла в каменном помещении,  был доведен  почти до смерти, и был выдан умирать на руки его ученикам. Известность пришла к нему в 1982 году после выхода разрешенной властями статьи в журнале «Огонёк» под названием «Эксперимент длиною в полвека». Статья вызвала поток посетителей. Система Порфирия Иванова получила массовое признание. Он основал секту «Райский Уголок». Даже такие люди, как профессиональный кинорежиссер и больной подполковник продавали свои квартиры и переселялись к нему, естественно, отдавая все сбережения - секта как секта.  Типичная триада секты – харизматический лидер, харизматическая идея, и любовь к человечеству за счёт своих близких. Умер он в 1983 году в возрасте 85 лет, оставив после себя невероятное количество последователей. Психопат с шизофренической логикой, но гениальный мастер контроля  своего тела, он добился своего – стал знаменитым. Он нашел свое место в обществе и общество нашло место для него.
– Но все это психопаты, изначально имеющие  специфические способности и вышедшие на «добрый» путь, а как нам, не психопатам, добиться такой тренировки своих эмоций, чувств и тела? - не унимался я.
–  Научиться  избавиться от страха и контролировать свои чувства, тело и мысли трудно, но можно. Помотри на западные техники- майндфулнес, аутогенная тренировка, самогипноз. Ты знаешь, чем я сейчас занимаюсь? –  спросил он, - изучением духовных высот в восточных единоборств буддизма и буддистов, которые в совершенстве овладели искусством контроля своих эмоций, своего тела, чувств и мыслей. Видел я их таланты в Гималаях, был я и в Японии. Интнересно, что  между ними есть нечто общее– «концентрация на моменте» и вход в особое состояние сознания – транс, в котором страх исчезает. Помнишь, я тебе рассказывал о работах Кевина Даттона? Он описал  ритуал высшего боевого искусства буддистов управления собой. Даттон сумел попасть в древний монастырь, чтобы самому убедиться, что этот секретный ритуал реален. Экзамен, которые  буддисты устраивали сами себе для принятия в высшую элиту, был смертельным, и требовал искусства на километры выше черного пояса. Экзамен состоял в том, что ищущий признания становился на колени, опустив руки по бокам, с плотно завязанными глазами. Второй человек становился позади него с тяжелым самурайским мечом, поднятым прямо над головой. В какой-то момент, неизвестный тому, кто снизу, тот, кто позади, выпускает из рук этот тяжелый меч, который обрушивается прямо на голову несчастного, причиняя тому тяжелую травму, а зачастую и смерть. И побеждает стоящий на коленях лишь в том случае, если каким-то мистическим образом почувствует и поймает момент, успеет мгновенно поднять руки, перехватить меч и поразить нападавшего сзади. Считалось, что это легенда, поскольку спастись в такой ситуации практически  невозможно. Это невозможно нам, «нормальным», не тренированным. Оказалось, возможно для особо одаренных.
Один буддист, прошедший этот тест, так описал Даттону секрет:  «Тот, кто хочет пройти этот экзамен (и выжить), должен избавиться от страха. Для этого надо отделиться от всего и сфокусироваться только на  данном моменте времени. Если ему это удалось (после многих трнировок), у него появляется способность забыть об опасности и освободить свой мозг, чтобы «чувствовать ...как волны времени проносятся через него. Малейшее движение воздуха будет казаться медленным и будет мгновенно услышано, и меч будет перехвачен таким образом, что не порежет руку, защищающую его».
  Это похоже на полную концентрацию спортсмена, снайпера с лазерной концентрацией на цель; артиста, вошедшего в «образ», ученого, сфокусированного на решении непреодолимого парадокса; Это состояние сознания психологи назвали «суперсанити», баскетболисты - «быть в зоне», марафонцы – «вторым дыханием»; Это состояние возникает редко и только тогда, когда весь организм, до маленькой клеточки, сосредоточивается на цели. Тогда  и появляются  способности, свойственные высшей форме «функциональной психопатии». И достигается невозможное... Как говорил еще один знаменитый психопат, Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche): «Выдающиеся моменты в нашей жизни совершаются тогда, когда наши даже низкие свойства направленны на высокие цели».
Я не видел профессора пару лет, хотя замечал его собаку, которую выгуливал какой-то другой человек.. Но, однажды, профессор снова появился на прогулке, только узнать его было трудно. Лицо и шея его были обезображены большими шрамами, и при этом он сильно хромал. На мой немой вопрос он спокойно ответил, что перенес сильный ожог.
Когда-то, я работал в ожоговом отделении, и хорошо представлял себе катастрофический эффект ожогов не только на тело, но и на душу, на всю личность человека. Обожжённый - это уже другой человек, переживший не только ужасную боль в остром периоде, но страдания и дискомфорт от остающихся на много лет тянущих шрамах. Но главное - это потеря своего «Я», перевоплощение в другого, чужого, к которому все знакомые и незнакомые относятся с трудно скрываемой гримасой. Это один из самых тяжелых форм пост-травматического стресса, хуже, чем даже ампутация, поскольку при ампутации нет измененной личности и неузнаваемости. Недаром говорят, что «тем, кто прошел ожог, есть особое место в раю».
– Как это случилось?- спросил я.
- Как всегда – просто и глупо, - ответил он. - Я был наблюдателем тушения курсантами учебного пожара. У одного из курсантов пламя вышло из под контроля. Возникла нестандартная ситуация. Курсант запаниковал, начал метаться, беспорядочно махать огнетушителем на горящую смолу, чем спровоцировал густой горячий дым. Он мог легко погибнуть, и другие рядом с ним тоже. Пришлось его немножко оглушить и выволочь наружу невредимым. Потом подоспела подмога, но я попал в госпиталь...
– Вы принимаете обезболивающие?
– Нет. Боль я могу заглушить, а вот шрамы заделать нельзя.   
Он замолчал, затем тихо добавил: «Душевные ожоги плохо заживают..  жаль,что этот курсант не был психопатом».
– Почему? – спросил я, уже догадываясь, какой получу ответ.
– Если бы он был хоть чуть-чуть психопатом, то не испугался бы, в общем-то, типичного отклонения от учебного огня, не метался бы от ужаса по помещению, а действовал по инструкции -  не был бы я сейчас в шрамах....
– Страх, опять страх одного - причина несчастья у другого! - подумал я.
Почему-то мне плохо спалось в ту ночь. Я долго не мог заснуть,думая о словах этого необыкновенного человека. Под утро мне снились кошмары. Профессор,  тыкая в меня пальцем, кричал, что мы все должны быть хоть чуточку психопатами. Иначе мы все сгорим от страха. Я проснулся в холодном поту и с диким сердцебиением.
Я понял тогда, что даже психопатия может быть полезной, и признался себе, что хочу стать чуточку  психопатом с бестрашным и холодным умом, который помог бы мне сохранить здоровье, и, может быть, даже жизнь...   
Семен Кирсанов выразился точнее:
Из всех известных чувств
сегодня, ставши старше,
я главного хочу:
полнейшего бесстрашья.