Нелли Мельба

Кей Тименс


Нелли Мельба  1861 -1931

   
Австралийская оперная певица (сопрано)
Дама командор и дама Большого креста Ордена Британской империи (1918, 1927)

«Петь хорошо легко, а плохо петь очень сложно!»
                Нелли Мельба,«Мелодии и воспоминания».


 Нелли Мельба была первой австралийской   певицей, добившейся международного признания, и более того - оперной  звездой, владевшая умами целого поколения театральных поклонников.
Популярность певицы была  необычайной.
«Её легендарный голос был несколько холодным. "Кристально-чистым" его называли поклонники, не-поклонники - ледяным. Но, так или иначе, в течение  полувека её сопровождал успех».

Нелли  Мельба – сценический псевдоним певицы  Хелен Портер Митчелл. Она родилась в Ричмонде, предместье Мельбурна, в семье шотландских переселенцев и была старшей из семи детей. Семья эмигрировала в Австралию  в 1852г.
В их доме постоянно звучала музыка: отец, Дэвид Митчел, строительный подрядчик, имел прекрасный голос и играл на скрипке; мать,  Изабелла Энн Доу (Митчелл), владела  фортепиано и арфой. С самого детства Хелен учили играть на фортепиано, к тому же она охотно пела и  шести лет отроду уже участвовала в концерте, где спела шотландскую балладу на диалекте.
Образование Хелен Митчел получила в местной школе-интернате и завершила его в мельбурнском  пресвитерианском колледже.  Пением с ней занимались Мэри Эллен Кристиан  (ученица Мануэля Гарсиа), и  Пьетро Чекки, педагог итальянской школы. Юная певица участвовала в любительских концертах в Мельбурне и его окрестностях. Она хорошо играла на фортепиано и органе,  и нередко аккомпанировала во время церковной службы.
В 1881 г. семья переехала в Маккей,  Квинсленд,  где Дэвид Митчел  приобрел там небольшой сахарный заводик. В Маккее   Хелен стала популярной благодаря своим многочисленным музыкальным выступлениям,  и вскоре вышла замуж за Чарльза Несбитта Фредерика Армстронга, баронета.
Увы, этот   брак  «не задался», так как муж не разделял музыкальных устремлений   жены. Спустя некоторое время леди  Хелен  Армстронг  с годовалым сыном возвратилась  в Мельбурн и возобновила занятия пением с Пьетро Чекки.
Ее первый сольный концерт в Мельбурнской ратуше  17 мая 1884 года прошел с невероятным успехом. Благодаря финансовой поддержке отца она смогла отправиться в  Европу, вначале в Лондон, а затем в Париж (1886), где стала заниматься у Матильды Маркези, выдающейся преподавательницы вокала.   Рассказывают, что, когда  Маркези  впервые услышала голос  Хелен, она воскликнула: «Наконец-то! У меня появилась звезда».
Дебют молодой певицы состоялся в 1887 г. на сцене Королевского оперного театра Ла Монне в Брюсселе.  После спектакля королева Бельгии пригласила певицу к себе в ложу, что означало несомненный успех. Пресса была  к ней  очень благожелательна. Критики  не скрывали, что  их очаровала кристальная чистота её голоса. «Жаворонок, сочетавшийся браком с соловьем» - писали газеты.
Критик Герман Кляйн описал ее Джильду ("Риголетто") как «мгновенный триумф самого решительного характера ... за которым ... несколько ночей спустя последовал ... такой же успех   в роли Виолетты в «Травиате" Верди». Именно в это время, по совету Маркези, Хелен приняла сценический псевдоним Нелли Мельба - сокращение от названия ее родного города.
За успехом последовали  предложения контрактов (второй из принятых ею– с театром de la Monnaie) и многочисленные выступления в театрах  городов Европы.

В мае 1888 года Нелли Мельба дебютировала в лондонском  Ковент-Гарден в главной роли в опере «Лючия ди Ламмермур». Её партнером по сцене был А. Котоньи.
В 1889  она пела  в Ковент Гарден  вместе с Жаном де Решке («Ромео и Джульетта» Гуно), и грандиозный успех открыл  певице двери в высший свет. Этот год был знаменателен еще и знакомством леди Мельбы с Филиппом, герцогом Орлеанским.

Между 1889 и 1893 годами  Мельба  пела  в Гранд  Опера  в Париже, (Офелия, Лючия, Джильда, Джульетта и Маргарита); выступала в ведущих европейских оперных театрах Милана, Берлина и Вены.
В декабре 1893 года она дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, снова в партии Лючии ди Ламмермур, но "главной примадонной на обоих континентах"  сделала её роль Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно).
С театром Ковент-Гарден Мельба сотрудничала в общей сложности  около 40 лет. Она выступала в главных ролях в английских современных операх:  «Элейн» Германа Бемберга и «Эсмеральда» Артура Горинга Томаса. Итальянские  оперы с её  участием 
были более многочисленны: Джильда  в  «Риголетто», Дездемона в «Отелло», Недда в «Паяцах»», Виолетта в «Травиате», Мими  в «Богеме»  и т. д. Ее французскими ролями были Джульетта в «Ромео и Джульетте», Маргарита  в  «Фаусте», Святая Елена в одноименной опере» Сен-Санса;  Микаэла  в «Кармен».
Она решительно поддержала композитора Пуччини, который в элитных кругах Британии слыл «вульгарным». Роль Мими композитор прошел с ней лично. Премьера "Богемы"  с Мельбой и Карузо в главных ролях состоялась в Ковент Гарден в 1899 году. «Манера, с которой Мельба брала верхнее «до» в дуэте «O soave fanciulla», исполняемом ею с Карузо, была настолько редчайшей и чудесной, что я в своей жизни более не переживал ничего подобного», - вспоминал  Томас Манн.

Царствующие особы  Европы подчеркнуто высоко ценили певицу: в числе поклонников её таланта были  Эдуард VII, король Англии, его сын Георг V, Шведский король Оскар II, русский Император  Александр III.  Российский император  пожелал услышать в исполнении леди Мельбы оперу «Ромео и Джульетта» и по его приглашению в феврале 1891г.  Мельба  появилась в Петербурге . Её сопровождали  Жан и Эдуард де Решке, выступавшие в спектакле в главных ролях (Ромео и Патер Лоренцо), а также еще одна персона, не пожелавшая остаться инкогнито: принц Филипп Орлеанский. Кузен короля Георга, герцог Орлеанский, был влюблен в Нелли Мельбу,  и  сопровождал  её  в этой поездке, как и во всех других в эти годы.  Его появление в России наделало много шуму.

На спектакле в Мариинском театре  присутствовала царская фамилия.  Триумф певицы красочно описан австралийской газетой:
«Утром следующего дня (после спектакля) леди Мельбе преподнесли подарок от Алексея Александровича – украшение с бриллиантами и сапфирами в качестве небольшого сувенира, а также она получила в подарок от самого императора драгоценный браслет, стоимостью 100 000 американских долларов, который очень часто носила как талисман. Браслет был сделан из граненых алмазных кубиков и крупных жемчужин, нанизанных на тонкую цепочку из платины и золота.
Но, пожалуй, сильнее всего во время пребывания в России певцов поразил настоящий русский темперамент. На выходе из театра молодые люди перегородили им дорогу огромной белой цепочкой, которую связали из множества платков, желая получить автограф Мельбы на своих программах. Студенты бросали свои пальто на землю, чтобы Мельба шла по ним к своей карете, которая, как она обнаружила, была полна орхидей».
 В отличие от публики, «коллеги по цеху», в особенности примадонны-сопрано, недолюбливали певицу.
Её упрекали в заносчивости, высказывались мнения и о «холодности» её голоса.
Настоящей  причиной была  её  незаурядная личность совершенно невероятная популярность.
Она обладала не только редким голосом, но к тому же абсолютным слухом и блестящим интеллектом. Её поведение было независимым, а суждения – непредвзятыми. Например, будучи примадонной и звездой, она не отказывалась от «вторых ролей» - таких, например, как Микаэла в «Кармен».  «Почему, черт возьми, примадонна не должна петь второстепенные роли? - писала она,- я ненавижу артистический снобизм». Композиторы любили с ней работать: Гуно лично прошел с Мельбой партию Джульетты;  Пуччини - партию Мими; Сен-Санс написал «Святую Елену специально для её голоса. В ответ на упрёки во французском произношении певицы,  Делиб заявил, что "ему все равно, поет ли она на французском, итальянском, немецком, английском или китайском, - пока она поет".

Общественная деятельность Нелли Мельбы вызывает глубокое уважение.
После 1900 г. певица  часто возвращалась в Австралию. В 1902–03 годах  состоялся её первый (после отъезда в Европу) концертный тур по Австралии и Новой Зеландии;
в 1909 году - музыкальный тур по небольшим городам Австралии, «сентиментальное путешествие», с сознательно установленными низкими ценами на билеты - для того, чтобы на  концерты могли попасть все желающие. В те же годы Нелли Мельба  основала музыкальную школу в Ричмонде, которую позже объединила с Мельбурнской консерваторией. В оперном сезоне в 1911г. она не уехала, как обычно,  в гастрольное турне, а  осталась в Мельбурне,  согласившись стать партнером труппы Дж. К. Уильямсона.   
Когда разразилась Первая мировая война, Мельба была в Австралии. Она не только жертвовала огромные суммы  на благотворительность, но еще и сумела организовать  сбор  средств для военных благотворительных организаций, собрав в общей сложности более 100 000 фунтов стерлингов.

В марте 1918 года Нелли Мельба – Хелен Армстронг -  была удостоена звания «Дама Командор ордена Британской империи (DBE)» - за заслуги в организации патриотической работы, а в 1927 году была возведена в звание "Дамы Большого креста ордена Орден Британской империи.
В 1922 году певица  еще раз вернулась в Австралию, где пела на "Концертах для народа" в Мельбурне и Сиднее, и снова  цены на билеты  были низкими. Эти концерты привлекли более 70 000 человек.

Нелли Мельба стала одной из первых певиц, чей голос был записан в 1895-96 гг. на цилиндрах Беттини. Она стояла и у истоков музыкальных радиотрансляций (1920). Записи голоса певицы сохранились: на ряде дисков Э. Карузо есть их совместные записи (например, дуэт из «Богемы», записанный в 1907 году); сохранились в записи и её арии из опер.  «…фонограф удивительным образом воспроизводил ее чудесный голос, особенно высокие ноты, которые высоко парили и были насыщенными и чистыми»,- писал репортер журнала «Фоноскоп». По этому поводу сама певица высказалась несколько иначе:  «Никогда больше, - сказала я себе, слушая царапанье, скрежет, - не говори мне, что я так пою, иначе я уйду и буду жить на необитаемом острове». И потому её записи так и не попали в широкую публику.

Мельба  много лет преподавала в Мельбурнской консерватории, способствовала карьере  талантливых певцов и не раз оказывала поддержку молодым австралийским музыкантам. Свои каденции она передала молодой Гертруде Джонсон, что стало ценным вкладом в профессиональное вокальное искусство.
О педагогических методах, преподанных ей когда-то  Маркези, Мельба  написала книгу, которая  открывается  словами: «петь хорошо легко, а плохо петь очень сложно! Сколько студентов действительно готовы принять это утверждение? Но если бы они только знали, что от принятия этой аксиомы зависит половина их успеха. Другими словами, позвольте мне сказать то же самое: чтобы петь хорошо, нужно петь легко».

Нелли Мельба   умерла в 1931 году после своей последней концертной поездки в Европу и Египет. 
 
Дань памяти  Нелли Мельбы

               
Памятник певице на аллее звезд  в Докландс, Мельбурн
Её лицо изображено на австралийской банкноте в 100 долларов и на австралийской почтовой марке.
Мельба  была первой австралийкой, появившейся на обложке журнала Time в апреле 1927 года.
В 1956 году Мелььбурнская Консерватория была переименована в Мемориальную консерваторию Мельбы.
Музыкальный зал в Мельбурнском университете известен как Мельба-холл.
Её именем назван пригород Канберры.
Ратуша Сиднея имеет мраморный рельеф с надписью «Помни Мельбу» - в честь её благотворительного концерта во время Второй мировой войны и других патриотических концертов.
Туннель на шоссе Ист-Линк в Мельбурне назван её именем.
Дом Мельбы в Мэриан, Квинсленд, был перенесен с Мариан Милл (где его должны были снести) на берег реки вдоль главной улицы Юнгелла-роуд в парке Эдварда Ллойда, где под названием Melba House , он был отреставрирован и теперь работает как музей Мельбы и Информационный центр для посетителей Pioneer Valley.
В Англии в 1962 году в Мемориальной капелле музыкантов церкви Святого Гроба  был установлен витраж в память о Мельбе. (Ньюгейт, Лондон).
На парадной лестнице Королевского оперного театра Ковент-Гарден установлены мраморные бюсты Нелли Мельбы и Аделины Патти.
В  Америке, в Сан-Франциско, есть улица, названная в честь певицы: Мелба-авеню.

О жизни артистки сняты два фильма – американский (1953) и австралийский сериал (1987). Но, пожалуй, вершиной «всенародной любви», выходящей далеко за пределы академического вокала, стало изобретенное знаменитым французским кулинаром Огюстом Эскофье мороженое «Мельба».