Заоблачна ли мораль коммунистического общества?

Афонин Вячеслав
Коммунизм (полный марксов коммунизм) - это общество, где люди трудятся из мотивов самореализации, без силового принуждения и материального вознаграждения. Распределение материальных благ производится по потребностям.
Какими высокоморальными, конечно, должны быть эти люди!
Уж конечно, пока не появятся такие высокоморальные люди, общество не может стать таким...
В каком инкубаторе выводить таких людей? И куда девать людей обычных? В советской идеологии ответа нет...

А вот попытаемся представить себе такого человека.

Человек с коммунистической психологией - это человек, который:

1) свою работу воспринимает как хобби.
Работает с энтузиазмом, ему не нужно за это денежное вознаграждение. Источником его энтузиазма может быть и осознание им социальной важности его работы - но, во-первых, не факт, а во-вторых - даже если и так, то это для него именно во-вторых, а в-главных для него - ЛИЧНОЕ удовольствие от работы. Все это не имеет ни малейшего отношение к этическим категориям типа "совесть", "долг". Он просто беззаботно предается своему хобби. Потому что может себе это позволить, в отличие от нас. А о чем ему заботиться, если он знает, что общество обеспечит его по потребностям? И что, если хочешь жить богаче соседа, то, хоть в лепешку об стенку расшибись, это не получится...

2) вследствие этого (работа=хобби, может себе позволить ему предаваться) он испытывает по отношению к тем, кто не работает, но получает так же, как и он, по потребностям - не зависть и раздражение, а... жалость. Ему не приходит в голову мысль: почему это я должен работать, когда он не работает, а имеет столько же? Он его жалеет, смотрит на него свысока: вот глупый, добровольно лишает себя интереснейшей сферы жизни! Ну, его дело, мне до него дела нет... Примерно как мы на наркоманов смотрим, не завидуя их кайфу. Никаких "где твоя сознательность, негодяй!" - именно так, равнодушно и к нему, и к пользе обществу, обществу, недополучающему пользы от него. А чего ему завидовать, если он обеспечен всем, что общество может ему дать, хлопотать о повышении жизненного уровня не надо, а работать ему в кайф?

3)  Распределение - по потребностям, и он берет себе ровно по потребности, не больше. Жадности, избытков хватательного рефлекса, не проявляет. Почему? Просто потому, что он знает, что в любой момент возьмет все, что нужно. А если он возьмет больше, то перед ним возникнет вопрос: куда девать лишний хлам? Впрочем, система распределения оснащена защитой от дурака, так что сильно много, дестабилизируя систему, он все равно себе не возьмет. Система не примет от него заказа типа "тонна хлеба на обед".

То есть никакой совести, долга, никакого коллективизма - он поступает так, как в наше время поступал бы человек, движимый высокой нравственностью, но в действительности думает исключительно О СЕБЕ - этакий утонченный гедонист. Ему так просто выгоднее.

Конечно, такого нет смысла стимулировать надбавками, премиями и штрафами, с такими людьми возможно распределение по потребностям, без привязки к трудовым заслугам.

Конечно, он может быть (или стать) ангелоподобным альтруистом и человеком долга. Но для формирования коммунистической психологии это совсем не обязательно.

Значит, что мы видим? Видим человека, хотя и редкого в наше время психологического типа, но вполне земного, естественного. Но мы сделали допущение о его образе жизни, этот образ жизни отличен от нашего, и для такого образа жизни такая психология вполне естественна.

Итак, не надо мистифицировать коммунизм. Для его построения люди не должны стать ангелами с крылышками. И скорее всего никогда ими не станут. Они будут такими, каковы есть сейчас - АДЕКВАТНЫМИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ.
Достаточно ввести коммунистические общественные отношения, и люди такими станут. Или, как сказал неизвестный автору собеседник с ником Лаврентий, Не мы построим коммунизм, а коммунизм построит нас!