Национальный вопрос

Лысенко Светлана
Был Новый год. Праздничный вечер уже закончился, и все расходились по домам.
Тут мы с Фаиной Искандеровной, моей лучшей подругой, обнаружили, что наша начальница, Раиса Алексеевна, «потерялась». Договорились вместе ехать в метро, но куда она могла деться? Предположения в хмельном нашем мозгу возникали самые разнообразные, даже пугающие. Заглянув в ближайшие кабинеты, мы убедились, что её нигде нет. Подумали, что вдруг она пошла «допивать» к своему другану-коллеге Михаилу Абрамовичу.

Пришли туда. Раисы Алексеевны там тоже не оказалось, но подвыпивший Михаил Абрамович очень нам обрадовался. Он расплылся в широчайшую улыбку, стал тут же шутить непонятно о чём, заигрывая с нами, особенно с Фаиной Искандеровной, на что та весело откликалась.
Мне очень хотелось домой. Находиться рядом с игривой парой мне показалось неуместно и скучновато. И я стала прощаться.
Но они не хотели меня отпускать, настаивали на том, чтобы я осталась, и не понимали, почему я от них хочу уйти.
- Потому что любить по-русски-3 – это не по-русски, – попробовала я отшутиться выдержкой из анекдота, как мне казалось, довольно известного.
В этом анекдоте спрашивают:
- Почему  «Любить по-русски-1» и «Любить по русски-2» есть, а «Любить по-русски-3» – нет?
Ответ:
- Потому что это не по-русски.
В анекдоте намекали на фильм «Любить по-русски», в котором было всего две серии.
Вот я так и пошутила, думая, что они слышали этот анекдот, сейчас посмеются и отпустят меня.
Но, похоже, они не знали этот анекдот, и четыре буравящих чёрных глаза уставились на меня.
- Не по-русски? –  чуть ли не зловеще переспросили меня Фаина Искандеровна и Михаил Абрамович. И тут я почувствовала, что влипаю в национальный вопрос.

Я не хотела их обижать, это были мои друзья-коллеги. И я попыталась оправдаться.
- А я тоже не русская, я – украинка, – сказала я.
Теперь вдруг их суровое выражение лиц сменилось на наивно-удивлённое, точь-в-точь такое, когда умная собака смотрит на тебя, крутит головой и не может понять что-то такое очень непонятное. И они дружно сказали:
- А мы думали, что вы русская.
Меня это несколько озадачило. Они ещё думали на эту тему…
Сама я не видела большой разницы между русскими и украинцами, только фамилия моя в замужестве стала украинская, оканчивающаяся на «о».
- Я украинка по мужу, – объяснила я им. Но, не выдержав, добавила:
- Но он тоже русский. Мама у него русская. А у его папы мама тоже была русская. Так что муж мой украинец на четвертинку.
- Но какая разница? – подвела я итоговый вопрос.
Я им ещё не сказала, что по семейным преданиям у русской мамы моего мужа в роду были цыгане и турки. Интересно, к какой нации они бы тогда отнесли моего мужа? Да, глубок национальный вопрос.

А Раиса Алексеевна «нашлась». Она потом рассказывала, что ушла домой «на автопилоте». Доехала, всё нормально, только удивлялась – почему рукава её пальто были полны снега?

У этой истории случилось своеобразное продолжение.
Уже ближе к настоящему времени, когда я работала в другом учреждении и заполняла на вахте журнал прихода, охранник неожиданно пробурчал:
- Украинка…
Я решила не ссориться с ним, а использовать уже проверенную шутку:
- Я украинка по мужу, но он тоже русский. У него мама русская.
- Конечно, сейчас все русские, –  ответил неугомонный националист-охранник, чем меня окончательно разозлил.
- Как вам не стыдно! Какая разница вам, украинка я или русская? – накинулась я на него. 
Возмущённая, я пришла в свой отдел. Моя начальница со своей подругой-заместителем поинтересовались, чем это я так взволнована? Я им объяснила. Они стали смеяться:
- Идите, скажите ему, что у нас фамилии русские, но мы украинки.
- Скажите сами, –  ответила я.
- А зачем нам? Он же к вам пристал.
- А мне тоже не надо.
Гражданство у них было украинское. Много таких в нашу организацию приехало тогда из Львова. Похоже, они там за свою русскую фамилию сильно пострадали, что с насиженных мест, с хороших работ, с семьями вынуждены были уехать в другие края.

А охранник этот ко мне потом хорошо относился. Всегда делал какие-то поблажки и разрешал проходить без пропуска, когда я оттуда уволилась, но по каким-то своим делам ещё заходила.
Он, вообще, хороший человек оказался. Только… Ох, уж этот национальный вопрос!

P.S. Картинка из интернета.