Письма молодой маме. Письмо 11. Без осуждения

Лена Дауранова
Ваш ребёнок что-то уронил. Разбросал игрушки. Разбил. Сломал. Что-то сделал, что в общепринятом понимании -  «нетак». Для нас это все идёт с таким отрицательным подтекстом.  Мы обычно реагируем в зависимости от нашего состояния в этот момент. Выспались и с той ноги встали, то пожурим или скажем - ничего страшного, уберём... , если не стой ноги, то возможны разные наши реакции, но все слова будут с отрицательной коннотацией. То бишь мы будем его порицать, ругать и самом худшем случае грозиться и что ещё хуже выполнять угрозу и каким-то образом наказывать.

В этот момент нам и в голову не приходит, что наши весовые категории очень разные. Это фигурально - как на боксёрском ринге, вы хорошо тренированный спортсмен, а перед вами маленький ребёнок и самое главное, «без перчаток». И вот начинается «избиение» психики ребёнка - это очень суровое наказание. Если шлепки и тычки - то это уже другая более жесткая категория.

А теперь совсем о другой стороне этого вопроса. Что в вашей жизни имеет большую ценность какая-то посудина или ваш ребёнок и его здоровье, благополучие? Да хоть двести чашек! Мне важнее, чтобы мой ребёнок был не задерганным, рос и правильно развивался и чтобы его иммунитет работал против гриппов, а не ослабевал из-за моих ошибок. Конечно, объяснять стоит, если это требуется. Но без осуждения.

Когда ребёнка осуждаем, критикуем, порицаем - он судит о себе по нашим оценкам. Хотя ведь и взрослые также реагируете. Так подумаем, нужно ли нам, чтобы у нас рос ребёнок, который думает о себе как непослушным, неуклюжем, невыносимым и все те термины, которые у мамы есть в обиходе... можно даже не осуждать, но всем видом показывать своё недовольство. И что ребёнок будет думать и чувствовать о себе. Это крах. Он не перестанет любить родителя - он перестаёт любить себя. И у него жизнь приобретает другую тональность - он нетакой ,мама им недовольна он - плохой. Каким  вырастет ребёнок - догадаться не трудно.

Никогда не забуду маму, которая в кафе за соседнем столиком сказала вдруг своему ребёнку, жующему слоенку - ты бессовестная! Я даже вздрогнула внутри - посмотрела сидит махонькая девочка, хорошенькая. Там видимо были крошки. Ребёнку - двух лет нет. Неадекватная ситуация. Просто мама задерганная, может быть дома что-то произошло. Но. Почему нужно отрабатывать свои эмоции как боксёр на ребёнке? Отрабатывайте на своей весовой категории.

Ребёнок продолжал есть как ел и вроде бы совершенно не обращал внимания на мамины одёргивания, но кто знает , что на самом деле происходит в головешках малышей? Такая реакция по простой причине, они ещё не имеют тонких мыслительных процессов, они мыслят гораздо п р о щ е нас. Поэтому и кажется, что не реагируют. Но они реагируют и у них в это время в голове возможно формируется какая-то нейронная связь, ведь мама сердится и я плохой.

Самое печальное в этой истории, что мы ребёнка держим за равного на ринге жизни. А мы далеко не на равных. Самое главное осознавать, пусть прописную истину, но осознавать - мы с детьми не равных. Дети думают проще чем мы. Дети эмоциональнее чем мы. Это естественно, что они быстрее расстраиваются. Их мозг ещё не развит до нашей степени развития. Как от них требовать того, что они не могут делать?

Детям сложнее понимать себя. Смыслы и мотивы им недоступны. И использование слов - это не главный способ общаться. Хотя они постепенно учатся, но и для семилетки слова - не самое главное. А главное в общении - это наши и их реакции. Как малыши выражают себя. А мы можем помогать им успокаиваться, утешаем и обнимаем, как организуем среду. Как понимаем приближающуюся ситуацию расстройства малыша.  Что и как мы можем говорить, чтобы ребёнок учился понимать себя.

И еще. Иногда кажется, что ребенок не реагирует  на неадкват родителей, лицо спокойное.., но это не так. У ребенка в стрессе на лице застывает "маска" и даже кажется , что он улыбается..., но это не так. А уж какая сила  стресса и как это будет у него проявляться потом - одному богу известно.