Жизнь за границей - что нужно знать заранее

Оксана Задумина
Девять лет назад я вышла замуж и переехала жить в Германию. Мне казалось, что в Мюнхене можно будет легко адаптироваться и занять достойное место под солнцем. Однако время шло, но со мной этого не случилось. Спустя 2,5 года моего пребывания в Германии я написала такие строчки:
 
Прошёл пищеварительный период,
Всё стало вроде на свои места,
Привыкла к людям, нравится мне климат,
Казалось бы живи здесь лет до ста.

Но не могу с душой договориться,
Всегдашнюю принять вторую роль,
На родине я кто-то, за границей
Безликая фигура, полный ноль.

Не думаю, что это просто страхи,
Тут фобии, пожалуй, ни при чём,
На самом деле не боюсь я плахи,
Мне характерна жертвенность ещё.

Орнамент жизни в общем-то привычен –
Паркетный пол на фоне светлых стен,
О счастье представленье символично,
И я теряюсь в лабиринте схем.

Желая понять, что делают другие в такой ситуации и как люди находят себя, я провела исследование, результатами которого делюсь с вами.

Окончание.
Преимущества переезда респонденты оценили примерно одинаково. Большинство мужчин выделили спокойную жизнь, а женщины назвали главным плюсом возможность дать хорошее образование детям. Однако были и такие ответы: «никаких преимуществ» (Татьяна, 52), «ничего хорошего, только чистая экология» (Марина, 43), «преимуществ нет, только куча проблем во всём» (Рудик, 31), «преимуществ никаких, разве что можно по Европе без виз ездить» (Виктор, 58), «скорее по незнанию и по глупости, думал здесь всё лучше, а это оказался миф» (Михаил, 30).

Меняющаяся экономическая, политическая, демографическая ситуация непременно отражается на настроении и самочувствии мигрантов: «Раньше в Германии на марки можно было намного больше купить, вот и взяли дом в кредит, а теперь как рассчитываться не знаю. До смерти буду работать…» (Андрей, 47). Главный недостаток переезда, по мнению опрошенных, – сужение круга общения. Кроме того, для женщин существенным минусом являлось отсутствие возможности ухаживать за стариками-родителями, которые остались на родине.

Отношение принимающего общества к мигрантам оценили как «нормальное» и «хорошее» почти все опрошенные. Лишь 13% опрошенных мужчин и 3,6% женщин отметили, что местные жители к ним относятся «враждебно, плохо». Некоторые добавляли собственные комментарии: «по-разному» (Мария, 47; Радик, 39), «безразлично, мы здесь всегда будем чужими» (Александр, 59), «никак, как к пустому месту» (Раиса, 46), «как в глаза – улыбаются, а за спиной убить готовы» (Игорь, 36).

Оценивая успешность адаптации мужчин и женщин, согласно их самоощущениям, необходимо учитывать разницу субъективных оценок. Например, ошибочно считать, что мужчины-мигранты, переехавшие из бывшего СССР в период экономического развала, добились значительных результатов, если они имели изначально низкий уровень жизни. В таком случае проживание в отдельной съёмной квартире, с невысоким доходом или даже на пособие, они рассматривали как улучшение. «Развожу обеды по детским садам, получаю 1 тыс. евро в месяц, снимаю квартиру, езжу на велосипеде, на жизнь хватает. Вот если бы найти женщину и на двоих снимать, было бы лучше» (Евгений, 44).

А женщины, переселившиеся в Германию в связи с замужеством – из крупных городов, с высшим образованием, успешные в карьерном плане, – давая оценку новым условиям, с учётом потери социального статуса и работы, указывали, что их уровень жизни остался прежним или ухудшился.

Женщинам в условиях миграции с большим успехом, чем мужчинам удается сохранить семью или вступить в повторный брак. Среди опрошенных мужчин на момент въезда в новую страну не было разведенных (30,4% – холостые; 69,6% – женатые), во время опроса уже 17,3% находились в состоянии развода. В кризисных ситуациях (потеря работы, неудачи личного плана) женщины лучше мобилизуются, находят ориентиры и успешно приспосабливаются.

В заключение подведем итоги и ответим на поставленные вначале исследования вопросы.

Успешность адаптации мигрантов из бывшего СССР в Германии достаточно высока. Исследование показало, что семейные мигранты, независимо от пола, адаптируются успешнее одиноких. Примерно 2/3 находящихся в браке респондентов адаптировались полностью или частично. В то время как одинокие мужчины, лишенные женской поддержки, чувствуют себя исключёнными, остаются социально и психологически чуждыми новой среде.

По срокам адаптации мужские показатели фиксировались в двух крайних временных координатах – одни справились с адаптацией в рекордно короткие сроки от нескольких месяцев до одного года, а другим потребовалось от пяти до пятнадцати лет. Срок адаптации женщин составил от двух до семи лет.

Мужчины-мигранты чаще трудоустраивались по специальности. Это обусловлено разницей в уровне образования мужчин и женщин-мигрантов и их профессиональными притязаниями: например, электрики, строители, водители довольно быстро находили работу. В то время как женщины с типично женскими специальностями – воспитательницы, учительницы и т.п. – не могли получить работу без переподготовки и сложной процедуры подтверждения диплома.

Но, несмотря на это, согласно самооценке респондентов, в целом показатели адаптации женщин оказались выше – 83,6% женщин и 71,7% мужчин чувствуют себя полностью или частично адаптированными. В чём же тут секрет, что позволяет женщинам лучше адаптироваться? Мы пришли к выводу, что женщины быстрее привыкают к новым условиям, активнее контактируют с другими мигрантами и местным населением, легче переносят стресс аккультурации. Германское общество воспринимает их с большей симпатией, поэтому они реже сталкиваются с открытыми проявлениями половой или этнической дискриминации.

Не последнюю роль в принятии адаптационной ситуации и своего положения в ней играет социальное окружение и общественное мнение. Стереотипное восприятие неработающих женщин как благополучных через показатель высокого статуса и финансового положения мужчины даёт им возможность сохранять внутреннюю стабильность и уверенность в себе. Даже при неуспешной адаптации женщины находят себе семейную нишу, стратегически вовлекаясь в «интенсивное материнство», в то время как мужчины, не обретя занятость и не добившись материальных успехов, теряют себя и в семье.

Принимая во внимание всю совокупность показателей, мы пришли к выводу, что лучшей приспособляемостью обладают женщины. Однако женщины гораздо больше страдают от безработицы, отсутствия гарантий занятости и профессиональной дисквалификации, чем мужчины. Зачастую они невольно оказываются снова в роли домохозяйки и матери.

Несмотря на то, что многие домохозяйки считают свое занятие работой и выбрали его сознательно, данный вид деятельности не связан c развитием внутренних потенциалов. Кроме того, часть «добровольных домохозяек» оказались в этом положении «не от роскоши», а всё-таки вынужденно. Женская занятость, которая сохраняет черты «труда второго сорта», учитывая уровень оплаты труда и незавидные сферы занятости, остаётся по-прежнему проблематичным аспектом адаптации.

П.С.: У всё-таки у моей истории оказалось счастливое продолжение. Несмотря на то, что я не стала эскортницей и меня не взяли на работу учительницей и уборщицей, я всё-таки нашла работу. Читайте репортаж: Моя работа – мечта многих людей. http://proza.ru/2020/01/05/962

Кто пропустил начало: Эмиграция: о чём они не знали перед отъездом http://proza.ru/2020/11/10/1868