Шпаргалка

Елена Конста
        Недавно смотрела фильм, в котором одна одноклассница заложила свою подружку, якобы та на ЕГЭ пользовалась шпаргалками. По такому случаю вспомнила, как я сдавала экзамен по математике в универе.
        Три сессии, где была математика, пролетала с ней как фанера над Парижем. Поддавалась она мне только со второго захода. Т.е., все экзамены по предметам сдавались слёту, а с математикой оказывалась в пролёте. Хотя, потом сдавала её без какой либо помощи. 
        Преподаватель на последних двух сессиях оказался  приглашённым со стороны. И какой бы то ни было обходной маневр у двоечников, с ним не проходил. Он всегда говорил, что обязательно научит нас решать задачи. К концу третьего семестра мы решали сами, кто лучше, кто хуже. Задатки ума ведь у всех разные.
        Сессии были очень напряжёнными. Каждый день приходилось сдавать несколько зачётов, курсовых работ. Мой мозг, перегруженный обилием информации, просто отказывался воспринимать ещё и математику. Потом, после небольшой паузы в сдаче экзаменов, Морозов (это фамилия нашего преподавателя) собирал отстающих студентов со всех групп в аудиторию, мы брали билеты и садились готовиться за столы.
        Мои однокурсницы к сдаче экзаменов подходили с наибольшей ответственностью. Заранее писались шпаргалки, которые по факту выручали их ни раз. К экзамену по математике они тоже написали мелким почерком шпаргалки и свернули их гармошкой. На каждом маленьком листочке был ответ на вопрос.
        Со словами: «Возьми шпаргалки на всякий случай» - они проводили меня на последний экзамен по математике. И вот я захожу в аудиторию. Беру билет. Сажусь за стол. Достаю шпаргалку. Кладу её на краешек полочки под столешницей. Шпаргалка, получив свободу от сжатия, начала потихоньку расправляться. Сначала завалилась на бок. Потом под весом набравшихся страничек, с характерным шуршанием потекла на пол. Представьте себе, тишина в аудитории, все склонились над листками и что-то строчат. И вдруг на всю комнату раздался шелест падающей бумажной гармошки. Я сделала вид, что это не у меня. Преподаватель сразу как намагниченный, стал глядеть в мою сторону.
        Хорошо, что доставшийся мне билет я знала наизусть. Время шло. Я писала. Гармошка под столом лежала. Преподаватель уже стал смотреть на меня вопрошающе, мол, когда эта дура напишет хоть что-нибудь. Люди потянулись сдаваться. Настала моя очередь. Что знала, я рассказала. Преподаватель задал мне дополнительный вопрос из моего же билета. Я на него ответила. Потом, жалостливо заглядывая ему в глаза, говорю: «Может уже хватит вопросов». На пятёрку я не претендовала. А на «уд.», по моему мнению, хватило бы написанного ответа. На том и пришли к согласию.
        Шпору я с пола достала. Оставить там не могла, обещала вернуть хозяйкам. Выхожу с экзамена, а впереди меня Морозов по коридору идёт, обняв мою однокурсницу, владелицу шпаргалки. Смеются оба. Наверно, знакомы были ещё до меня. Я сама года два смеялась, вспоминая тот экзамен. Единственный раз шпору дали, и то не смогла воспользоваться. Вспомню, как шпаргалка шуршала на всю аудиторию, пока вся не закончилась, смешно становится. Но, всё равно. Девчонкам, моим однокурсницам, большое спасибо. Проявили ко мне сочувствие.
 
       18. 11. 2020 года. Фото из интернета.