Апология фэнтези

Дмитрий Гендин
1.
Конечно, фэнтези — это литература не очень серьёзная. Скажем прямо: развлекательная. В русском литературоведении понятию фэнтези аналогично понятие «авторской сказки».   

Есть сказки народные. Например, братья Гримм, собравшие немецкие народные сказки. Сказки часто жестокие, издевательские. Фольклор — это чистый срез, научный, но нет простора для фантазии и творчества автора. К фольклору прикоснулись Пушкин и Гоголь.

(Автор свободен в выборе темы фэнтези, и необязательно это культура твоей страны. Хорошо когда культура, но уже есть общемировые лекала фэнтези).

Авторские сказки с элементами ужастика писал уже Гофман («Песочный человек»). Сказки Андерсена (например, «Снежная королева») полны философских идей и часто носят характер притчи. Говард Лавкрафт, живший чуть позже, порывает с детской аудиторией, пишет мрачные ужасы. Ла;ймен Фрэнк Ба;ум и его «Волшебник из страны Оз» (известен пересказ Александра Волкова, «Волшебник Изумрудного города») снова обратились к детской аудитории. 

Толкин (Толкиен) был экранизирован относительно недавно. Сам интерес к нему прояснился недавно. Дж. Ролинг (Роулинг) и её «Гарри Поттер»  с одной стороны и «Властелин Колец» Толкина с другой одно время бились за популярность на книжном и рынке (начала «нулевых годов» нашего века). Так и  началась эра фэнтези, наша эра, золотой век фэнтези. У руля сейчас стоит Д. Мартин.

Почему именно сейчас фэнтези стало таким популярным? Я уже по этому вопросу высказался. Сложно жить в мире цифры. Сложно без фантазии и воображения. Сложно без сказки. Холодная наука и быт потребителя. «Глобальная деревня» отражается желанием уединения, «бегства от политики».

Фэнтези не требует большой драматургии, а ведь чёткая драматургия может вызвать катарсис (Гоголь, Ростан). Но и не просто коммерческое чтиво. Мы можем помечтать.   

Да, фэнтези — это товар. Люди торгуют, зарабатывают написанием фэнтези.  Фэнтези стало индустрией: книги, фильмы, компьютерные и настольные игры. Возникли школы и школы перевода. Так ряд писателей обслуживают игры: Кристи Голден пишет на тему «Warcraft» («Варкрафт: Дуротан»), человек под именем Ярослав Хабаров («Серебряный доспех») хорошо написал на тему российской настольной карточной игры «Берсерк». Люди работают фантазией. Это их основной инструмент.

Одной фантазии мало. Надо придумать целое законодательство (свойства мира, способности героев). Грубо говоря, своя логика. То есть границы драматургии, границы фантазии.

Очень распространено военное фэнтези. Ник Перумов, Майкл Салливан. Часто военное фэнтези продвигает товар в виде настоянной игры (Warhammer). Книги, мультфильмы, песни. Появляются новые авторы, подкованные на эту  игру (Дариус Хинкс, «Мефистон. Кровь Сангвиния» для Warhammer 40 000).

Но более интересно читать именно приключенческий мотив (Лукьяненко, Сапковский). Мрачность не должна превалировать. Но и сказка для детей — это ещё не фэнтези.       

Приключения! Вот, чем нас увлёк «Гарри Поттер». Перипетии. «Гарри Поттер»

 — это не боевик, а английский детектив.  Warhammer — вот жесткий боевик.

Фэнтези — сказка для тех, кто уже пресытился детскими сказками, кто ждёт продолжения. Кто-то любит игры, и хорошо, что его заинтересовали соответствующие книги. Кто-то мечтатель, кто-то любит первозданное (природу; у нас удивительная планета).   
 
Александр Грин не относится к фэнтези, но он близок, особенно своей феерией «Алые паруса». Он создал свой мир, не всегда рациональный, но мудрый и честный.    

2.
Нам хочется жить сказкой. Нам хочется подвигов. Мы хотим справедливости, добра и света. Нам хочется туда — в придуманный мир. В этом нет ничего страшного.

Фэнтези годится и взрослым. А кто эти люди наши, которые родились не в СССР? Люди инфантильные. И другие поколения тоже. Потому что всё разрушила война (ВОВ), упал уровень воспитания, ответственности в семье. Взрослые имеют право быть детьми по многим другим причинам. Потому что человек свободен и вправе распоряжаться ему отведённым временем и силами.
Фэнтези — это часто лишь хобби. Работа она для тех, кто создает фэнтези: писатели, программисты, кинорежиссёры и многие другие.

В фэнтези действуют принципиально необъяснимые вещи, основополагающие, фундаментальные для придуманного мира. Объясняет больше фантастика, исходя из возможного. В фэнтези возможно всё, свои законы. Но уж если придумался закон, то и держись его. В этом сила писателя.            
Фэнтези делает нашу жизнь интереснее. Как хобби, увлечение, радость, как «луч света в тёмном царстве».

Фэнтези — это мир. Много писателей пишут примерно об одном. Сказочные расы, мотив войны между ними, общая стилистика Средневековья. Нужен эффект древней саги. Точнее герои живут в саге. Есть место и героям, и второстепенным персонажам. Герой часто начинает с простеца. И важны все, кто его окружает.

В компьютерной игре можно взять на себя роль такого героя. Самому путешествовать по придуманному миру. Или вести войну от имени горстки персонажей или от целой расы или королевства. Компьютер помогает ворваться в строй вселенной фэнтези, стать героем. Эффект погружения.      

Досуг можно провести за настольной игрой, пообщаться в игре и через игру. Опять модель придуманной вселенной и активное в ней участие.

Главное тут без фанатизма. Общение в игре — лишь отблеск общения в действительности. Когда в голове одно фэнтези, то тут идут обоюдоострый меч.  Нет плохих мыслей, нет сложности. С другой стороны наличествует однобокое мышление, ущемлённое. Глубина погружения тоже разнится. Тут, как и со всяким увлечением, важна мера, но и степень увлечённости. Знание подробное в любой сфере вызывает уважение. Тут и фэнтези, и философия, история, просто литература и кино. И много чего. Хобби порою больше специальности образования. Любитель (от слова «любить») ещё фору даст. Увлечение рождает сильную мотивацию на изучение чего-то в подробности. Не всегда это стыкуется с тем, как человек получает деньги. Есть вещи, важные для нас, которые не продаются. Любимым делом себя не насилуют. Счастливы, наверное, те, у кого профессия совпала с призванием.   

Фэнтези пишут, чтобы было интересно, а не ради идеи. Маленькие идеи тут сопутствуют: тема дружбы и отваги, например. Фэнтези не решает проклятых вопросов. В этом большой плюс. От классики можно устать, просто нет сил уже на чтение. Исключение: высокая эстетика, когда приятно читать, когда поэзия (пусть и в прозе). И авторы фэнтези в эстетике стараются не отстать, а обычные авторы могут взять элемент фэнтези в свою книгу.

3. Итог.

В своей жизни я неоднозначно относился к фэнтези. Возможно, что эта неоднозначность продолжится. Но сейчас я влюблён в фэнтези. Через друзей это пришло. И через игры.

Фэнтези располагает к изучению действительной истории. Само фэнтези — придуманная история. Д. Мартин известен как историк.

Миры фэнтези богаты, богата сама фантазия. Часто фэнтези — это про войну, про битву. Про преодоление. Новый рыцарский роман. Новый эпос. Влияние литературы Востока.

Иллюзии манят. Ну, а фэнтези — знак нашего времени.