Памяти Ромы Виктюка

Виктор Балена
Рома Виктюк ворвался в мою комнату общежития филиала театра МХАТ на улице Москвина при помощи тогдашней «интеллектуальной отмычки» киевлянина Михаила Бузника, поэта и отчасти драматурга, задурившего своими стихами и пьесами столичные головы.
В 70-е тогдашняя, как бы «застойная», московская элита жадно впитывала всё необычайное и принимала за новизну и новаторство всё что не попади.
Рома недавно опростался от скандала в Литве и появился в Москве с пьесой М. Рощина «Муж и жена снимут комнату». Он прямо здесь, на «8.5» метра моей конурки, начал репетировать. Это было забавно, эксцентрично и абсолютно неправдоподобно – не похоже на то, чему я обучался в Академической актёрской Школе-Студии МХАТ.
Настырность и надо признать, немалый талант иллюзиониста, пробили верх, и подобно «голому королю» он стал-таки «королём».
Театральное дело во многом, если не в главном, большой обман и лукавство неглупых людей, стремительно завоёвывающих авторитет среди равных себе. Но этого недостаточно, чтобы взойти на театральный олимп. Кроме таланта и упрямства нужна сила убеждения в том, чего на самом деле не существует. То есть если вы обладаете магическими свойствами «убеждать» театр будет у ваших ног.
У Ромы это всё было. Он от рождения театральный маг. Он бился с природой и сопротивлялся, как мог природе театра, провозгласившим (Немировичем и Станиславским) «жизнь человеческого духа» первичным и безусловным аргументом.
Рома никогда не занимался политикой, он был изыскатель одухотворённой природы тела, и за это всегда во все времена был привечаем властью.
В коммунистических парадах и маршах выражалось торжество духа коммунизма через дух тела. В театре, где господствует слово, искали возможность пластически передать состояние души через «дух тела». Это неподъёмная задача не поддавалась решению и многие о неё разбили себе головы.
«Жизнь человеческого Духа», пытались заменить на «дух человеческого тела». И если это не балет, с его жёсткими правилами пластического рисунка, то это и не драматический театр, где господствует слово. Если кому и удавалось соединить «тело» и «слово», то это в большинстве случаев напоминало пародию чёрта на Бога. И бесы, как известно, веруют и трепещут.
Рома Виктюк был один из соискателей этого злокозненного мира и многое ему удалось, благодаря чему театр больше не «подражаем жизни человеческого духа», а стал выразителем «тела», раскованного и эпатажного.
Рома Виктюк был талантливый, одержимый театром человек, растерянно, по-детски удивлённо, как на фотографии, ступил за порог жизни человеческого духа и перешёл в вечность. Светлая Память.   


*

ВИКТОР БАЛЕНА
Int6991649@mail.ru