Простые истории. Тётя Маша

Владимир Полуничев
Тётя, Мария Яковлевна Ч.( Ч., Андреева), 1926 – 2010 (город Луганск);
          Она,  как  я  говорил  выше,  сыграла  решающую  роль  в  браке  моих родителей. Впервые  я  её  увидел, кажется  в  1958 году  летом. Мы,  детвора, беззаботно  "гасали"  по  двору  нашей  многоэтажки. Мама  была  на  работе,  отец  в  то  время  отбывал  срок. И  тут  меня  ловит  комендант(он  был  вредным,  подлым  человеком,  которого  мы,  дети,  всегда  боялись...)  и  срочно  ведёт  в  нашу  «Пионерскую  комнату» - была  такая  в  одной  из  не жилых  квартир  на  первом  этаже, используемая   для  досуга  детей. По  дороге  он  как-то  загадочно  на  меня  посматривал. Я,  грешным  делом,  подумал,  что  ведут  меня  для… каких-то разборок. Поэтому  лихорадочно  соображал  за  какую  очередную  «шкоду»  меня  сейчас  будут  «воспитывать».Когда  вошли  в  коридор  «Пионерской  комнаты», комендант,  проходя  мимо  открытой двери  в  игровую  комнату  бросил: «Ну,  вот и  доставил  я  вам вашего  «племяша», принимайте!». Удивлённый,  я  захожу  в «игровую»  и…  попадаю  в  тёплые объятия  Тётушки. Уж  как  она  причитала, тиская  меня, целуя  и, при  этом,  ещё успевая со своими  комментариями  обращаться  к  незнакомому  мне мужчине, сидящему  неподалеку  на  стуле. Тогда я  узнал  и «на кого похож»,  и  «каким  был, когда  родился» , и «копией  кого  я  был» и  ещё  много приятного  для  меня(к тому  времени  мы  уже  знали,  что  Тётушка  после  11 лет  жизни  на  Камчатке, куда уезжала  по  вербовке,  возвратилась  домой,  но  мама  не  могла  оставить  работу,  чтобы  немедленно  поехать на  встречу  с  сестрой). Затем  я  перешёл  уже… « в объятия» мужчины,  оказавшимся  мужем  Тётушки,  а  мне – Дядей  Толей! Его  крепкое  мужское  рукопожатие, раскатистый  смех,  широченная  искренняя  улыбка,  настоящее  мужское  объятие, сразу  меня  очаровали и… навсегда. Тут  со  мной  и   случился конфуз,  который  мы  уже  через  годы  с  улыбкой  часто  вспоминали.  Во  время очередного  «объятия»  Дяди Толи  мой  нос предательски…  оставил  на  щеке  его след  от… моего… насморка. Я  не  знал в  то мгновение,  куда  мне  деваться…  Но дядя  только  рассмеялся,  сказав, вытирая  щеку,  что это  хорошая  примета! С  сестрёнкой  мы    повели  наших  дорогих  гостей  в  дом,  где  Тётушка,  повар  по  жизни  от Бога,  быстро  освоившись, стала  хлопотать  на  кухне, а   дядя  Толя  занялся  мужским  обеспечением   предстоящего  семейного праздника  к  приходу  мамы,  ничего  не  подозревавшей,  с  работы – благо  гастроном, «Домовая  кухня»  были  под  боком. Дядя  Толя  был  родом  со  Станицы  Луганской, поэтому  с  Тётушкой  они  и  решили  обосноваться  в  самом Луганске – благо  Станица  рядом.
           История  их  знакомства  заслуживает  внимания, чтобы  о  ней  рассказать. Из  рассказов, звучавших   за  столом, когда   собирались  мои  дяди  и  тёти,  а  это  случалось  чаще  в  деревне  у  Бабушки  в  период  сбора  урожая  картошки, я  узнал,  что  Тётя  Маша  была  в  детстве  и  юности довольно  строптивым  ребёнком,  за  что  ей  доставалось  от  Дедушки. Но  когда  по  деревне  пошли  разговоры,  что  она  "в… положении  от… Ч.",  её  друга,  то  для  Дедушки  это  было  уже  слишком.  Наказание  за  «непутёвость» было суровым,  по-казацки. Короче,  он  её  просто  выставил  за  порог. Так  Тётушка  оказалась  не  венчанной  женой. Вскорости  «молодые»  оформились  по  вербовке  аж… на  Камчатку. Там  они  и сыграли  свадьбу. К  Маме  Тётушка,  как    сестре  присылала  редкие  письма,  скупо  делясь… очередными  этапами  своей  жизни. Так  пришло  известие  о  рождении  моей  двоюродной  сестры  Валентины. И  я  уже  из  воспоминаний  Мамы  знал,  что  с  Валей  мы  одногодки,  только  я  старше  на  несколько  месяцев.
          Из  писем  узнали  и  о  том,  что  муж  её  молодой,  загуляв,  ушёл  к  другой  женщине. Тётушка  сама   воспитывала  дочь,  стоически  перенося  все  трудности.  Работала  она  в  столовой  одного  заведения  в  посёлке,  где находились  на  поселении  без  охраны  заключённые,  срок  которых  заканчивался. Были  и  те,  кто  там  и  оставался  до  конца  жизни  с  политическим  "клеймом",  поскольку  им  некуда  было  просто  возвращаться…  после  длительных  сроков  заключения.  Вот  там  и  произошла  романтическая  встреча её  с  одним  человеком. Его  срок  как  раз  заканчивался  и  после  освобождения  собирался  он  вернуться  в  свою  Москву, где  до  заключения   работал  преподавателем  на профессорской  должности  в  одном  из  Вузов  Столицы  технического  профиля. Срок  у  него  был  длительный.  За  это  время  от  него  отреклись   жена, дети  и  многие  родственники. Статья  его   была  политическая, но   он  считал, что  был  незаслуженно  оклеветан  и  был  уверен,  что  после  "оттепелей",  связанных  с  реабилитацией  репрессированных,  непременно  будет  реабилитирован и  восстановлен  в  правах, поскольку обладал, как  говорил  Тётушке,  не опровержимыми  фактами  в  своей  невиновности (клевета,  зависть  и  злоба  всегда  доставали и  достают светлых  людей!). Тётю  Машу  он  боготворил  за  её… порядочность,  весёлый  нрав, красоту и  её  высочайшего  уровня  кулинарное  искусство.  Как-то он  даже  стал  пред ней  на  колени,  умоляя  выйти  за  него  замуж  и… ехать  с  ним  в  Москву. Хоть  он  и  нравился  ей,  как  мужчина, который  навсегда  остался  в  её  памяти  "умницей",  как  она  вспоминала  часто,  но  ему  отказала  в  замужестве, считая,  что  со  своими  «четырьмя  классами  образования»  да…  с  «дочкой»   на  шее - ему  не  пара. Так  и  разошлись    их  судьбы. А  сошлась  она,  уже  после  отъезда  москвича,  с…  Дядей  Толей  Ч. Он  отбывал  8 – летний  срок  за...  хулиганство,  что  часто  случалось  среди  горячей молодёжи  в  деревнях  того  времени... С  ним  они   и  вернулись  сначала  на  родину  к  Тётушке,  а  потом  решили  обосноваться  в  Луганске.
          Строились  в Луганске,  в  так  называемом  «Камброде». Всё  было  с  нуля,  денег  вечно  не  хватало. А  сколько  бессонных  ночей  и  дней  без  выходных,  когда    каждый  кирпич, каждую доску  нужно  было  где-то  достать, где-то  найти.  Строились  на  самой  окраине,  на  камнях.  Сколько  себя  помню  от  нашей  первой  встречи  и  до  начала  восьмидесятых  они  постоянно  что-то  перестраивали,  ремонтировали,  расширяли.  Иногда,  ещё  будучи  школьником,  я  попадал  в  очередной  разгар  какого-то   переустройства.  Но  всегда  поражала… идеальная  чистота  в  комнатах,  ослепительно  белые и  ровные  стены  комнат, поразительно  ровный  деревянный  пол  в  них  и... много - много  солнечного   света! Позже  рядом  с  ними  построил  свой  дом  и  Дядя  Коля,  также  в  результате  титанических  усилий из-за  вечного  безденежеья,  во  вред    здоровью,  конечно...
          Когда  умерла  моя  Мама,  от  онкологии  груди(1965 год),  Тётушка  переживала  стресс  не  только  по  случаю  смерти  своей  любимой  старшей  сестры. В это  время,  её муж,  Дядя Толя  от  неё  ушёл  к… молодой  женщине,  захотев...  иметь "своего" ребёнка,  т.к.  тётя  Маша не могла  Ему  родить,  в  своё  время... там, на  Камчатке, по  причине  часто  случающейся  у  женщин,прерывающих... беременность(всегда найдётся  тысяча  причин  на... не  "своевременность"  заявки... от  Новой  Жизни!). Конечно,  Дядя Толя, фактически  был  виной  этой  женской  "трагедии"… Но  вскорости,  не  выдержав «голодного  пайка» (Тётушка всегда кормила  мужа  отменно - принцип повара  высокого  уровня!)  с  молодой  женой,  через  пол  года,  вернулся  домой. Конечно, в  большей  степени  причиной  "возвращения"  была  не...  еда,а  понимание  того,  кем  для  него  в  жизни да  и  по  Судьбе, была  Тётушка. До  конца  дней  своих   он  сожалел  о  том  поступке,  забравшем  у  тётушки  да  и  него  самого,  много  здоровья. Но  тогда  он  решил  уйти...  В  это  время  Отец  мой  был  в  страшной  растерянности,  после  смерти  Мамы.  И  пришла  ему  в  голову  мысль  жениться  на  Тёте Маше.  Та  даже  уже  почти  согласилась (вот  ведь,  как  жизнь  поворачивается…),  но  Дедушка  с  Бабушкой  ей  запретили  этот  шаг,  считая  это  греховным  действом! Тётя Маша  должна  была  Отцу  прислать  своё  письменное  решение,  но  после  того,  как  обварилась  на  работе (выварка  с  манной  кашей  опрокинулась  на  неё!)  три  месяца  провалялась  в  больнице  со  страшными  ожогами. Поскольку   письма  писать  она  была  не   мастер,  то  все  сроки,  отпущенные  ей  Отцом  на принятие  решения  прошли  и  он, «оскорблённый»  таким  пренебрежением  к  нему,  страшно  обиделся. Он даже  прервал  все  отношения  с  родственниками  Мамы  и  до  конца  дней  своих  так  и  не  помирился  ни  с  Тётей  Машей,  ни  с  Бабушкой  и  Дедушкой!  Даже  на  мою  свадьбу,  узнав,  что  там  будут  и  все  родственники  Мамы,  Он  не  только   отказался  приехать  в  Харьков,  где  она  состоялась,  но  даже не помог  материально... Зато  все    родственники  Мамы  были  у  нас  на  весёлой  студенческой   свадьбе  в  столовой  Университета,  где я учился ранее  и  работал  в  нём  к  тому   времени. И,  конечно,  бескорыстно  очень  материально  помогли  самым  необходимым  для  моей  семьи!А  как  они  умели  веселиться - казацкая  кровь  давала  себя  знать  и  на  веселье!  Низкий  им  поклон,  многим  уже… ушедшим  в  мир  иной.
          К Тёте  Маше  я  приезжал  несколько  раз  со  всей  семьёй:  один  раз  в  свой  первый  отпуск,  а  второй - на  принятие военной   присяги  Сыном(он  проходил  службу  в  Луганске). В  последний  приезд  мне  особенно  бросились  в  глаза... плоды  их  титанических  усилий,  затраченных  на  обустройство  своей  усадьбы.  Ведь  всё  начиналось  фактически  на... голых  камнях,  рядом  с  отработанным небольшим  каменным  карьером,  где  они  киркой  да  молотом  ещё "вышибали" кое  какие камни,  которые  для  кладки  стен  жилого  дома  подходили  не  всегда,  а  вот  для  забора,  сарая -  вполне. Поразило  меня  тогда и то,  сколько  же  нужно  было  наносить плодородной  земли для  покрытия  всей  каменистой поверхности... усадьбы,чтобы  на  ней  смог   подняться  прекрасный  сад-огород. Там  были  и  персиковые  деревья,  была  черешня,  яблоки,  сливы,  груши!  Удивили  меня  пышные многочисленные  кусты... красной  смородины,  усеянные  обильно  ягодами.  А  сколько  было  помидоров!  Тут  же  за  карьером  паслась в  течение  всего  августовского  дня  их... скотина - несколько  коз,пара  коров,  тёлочка. Помню,  мне  было  даже  немного... стыдно  за  себя:  ведь  дома  у  меня,  в  Крыму,  на  даче  на  прекрасной  по  плодородию  земле... такого  садового рая  не  было...
         Особого внимания  заслуживает  здесь... упоминание о личном  общении,  свидетелем  которого  я  часто  был,  Тётушки  с  Дядей. По  складу  психологии характеров - это  были  две  противоположности. Тётушка -  огонь,энергия,  у  неё  всё буквально горело  под  руками,  а  Дядя - непробиваемый флегматик.Тётушка  обращалась  к  нему "золотой",  "рыбочка"  или  "рыба",  что  зависело  от  количества  напоминаний  Дяде  о  выполнении  данного  ему  поручения  или  поставленной  задачи  на  данный  момент.  Последними  были  уже  слова,  добавленные  к  слову "рыба"  из... народного  доходчивого  фольклора,  который  Дядя  Толя  воспринимал  без  обид  и  часто,  подойдя  к  Тётушке,  бывало  обнимет,  поцелует  и  со  словами "мой  золотой,  чтобы  я  без  тебя  делал"... приступал  к  реализации...  "задумок"  супруги.    Иногда  Тётушка  в  присутствии  нас,  гостей,  видимо,  считая  нас  "интеллигентами",  немного  смущалась.  Но  для  нас - это  было... даже  чем-то  дорогим,  связанным  с...  золотыми картинами  безжалостно  ускользающих  детства  и  юности...
         Где -то  в  конце  шестидесятых  перевезла  Тётушка  в  Луганск  и  Дедушку  с  Бабушкой  из... далёкой  деревни  под  городом  Миллерово.  Надо  сказать,  что  "старики... ?" ( да я  сейчас  по  возрасту  на  пять  лет  старше  их!..)  долго  не  соглашались  срываться  с  "родного  гнезда",  но  "старость...  одолевала"...
         
         Тётя  Маша  похоронила  и  свою  сестру  Валентину,  мою  Тётю,  там  же  в  Луганске,  до  конца  дней которой преданно  и с душевной  теплотой ухаживала за  ней, не  покладая  рук.  По сути,  она  - основатель  всей  ветви  рода  Андреевых,  оставшихся  в  Луганске.  Умерла  в  84  года,  вслед  за  ней  ушёл,  в скорости   и  Дядя Толя. Казалось,  что  самая  больная  из  всех  своих семерых братьев  и  сестёр (перенесла  столько  операций  и  др.  болезней),  а  всех  по  возрасту  пережила!  Наверное,  Бог  учёл  её  бескорыстие,  доброту,  открытость, острый  юмор,  неиссякаемую жизнерадостность!