Практическое занятие. Самооценка

Сергей Минаков
Цель: формирование позитивной, адекватной и устойчивой самооценки. Принятие себя.

Содержание.

Мини – лекция. Самооценка. Виды самооценки.

Признаки самооценки, «Я» состояние.

Методика исследование самооценки личности.

Упражнение 1. «Я» состояние.

Упражнение 2. Определи самооценку.

Упражнение 3. Самооценка.

Методика полярных профилей

Дневник достижений.

Упражнение 4. Список хороших дел.

Домашнее задание.

Обратная связь (анкета).

 

             Мини – лекция. Самооценка. Виды самооценки. Формирование самооценки.

Самооценка – это то, как человек, низко или высоко оценивает себя сам, свои личностные качества, поступки, возможности, способности, а также место среди других людей.

Американский психолог Уильям Джеймс, один из первых, кто изучал проблему самооценки человека и выделил трехкомпонентную структуру «Я», в которую включил;

- когнитивный компонент — что я думаю о себе и других;
- эмоциональный — как я это выражаю;
- поведенческий — как я себя предъявляю. Согласно Уильяму Джеймсу, самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Первое включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а второе – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.

Он предложил формулу оценивания личностью самого себя. которая выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: самооценка = успех / уровень притязаний

Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей жизнедеятельностью.

Е. А. Серебрякова в исследованиях уверенности в себе самооценку рассматривает по трем основаниям:

устойчивости (устойчивая, неустойчивая);

адекватности (адекватная, неадекватная);

и уровню (высокая, средняя, низкая).

По мнению Е. А. Серебряковой, уверенность в себе — это высокая стабильная самооценка.

Устойчивость самооценки зависит от успехов в разных видах деятельности человека. Она остаётся стабильна и при временных неудачах. В случаях высокой самооценки, человек  верит в себя,  преодолевая трудности и добиваясь поставленных целей, оставаясь независимым от мнений окружающих.

Что касается неустойчивой самооценки, то её обладатель подвержен влиянию мнения окружающих людей и в случае неуспеха, результат его деятельности, как правило, не стабилен. При успехе самооценка взлетает вверх (я всё могу), при даже незначительных неудачах, она падает до “пола” ( у меня ничего не получается).

Следующим критерием самооценки является её адекватность или неадекватность.

Человек с адекватной самооценкой (объективная оценка себя) правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели. Во взаимодействии с людьми ведёт себя спокойно и уверенно. Достоинство и недостатки их воспринимает объективно, не завышая и не занижая их.

Самооценка также бывает и неадекватной, чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

В случае неадекватной завышенной самооценки у человека сформировано искажённое представление о себе. Образ своей личности идеализируется, преувеличиваются свои возможности. Способности не опираются на реальное их развитие  и действительность воспринимается в искажённой форме.

Людям с неадекватно завышенной самооценкой характерны такие черты характера как: высокомерие, бестактность. Они болезненно воспринимают критику в свой адрес, в то же время, любят критиковать и стремятся любой ценой завоевать лидирующую позицию.

В связи с этим, у них возникают трудности в общении с людьми. Они считают себя намного умней, талантливей других, и тем самым, вызывают раздражение окружающих.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей человека. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию притязаний на успех, не веря в реализацию своих способностей. Такие люди избегают трудностей. У них преобладает мотивация избегания неудач. Они излишне критичны к себе и не ставят перед собой трудно-достижимые цели.

Чаще всего они мыслят о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном. Они — носители тревожных состояний, и как правило, всё это приводит к формированию и закреплению «комплекса неполноценности». В следствии таких состояний, человек с заниженной самооценкой становится несамостоятельным, замкнутым и зависимым от других людей.

                Признаки самооценки, «Я» состояние.

Первый случай Я «+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и «Ты хороший, с тобой все в порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и других людей.

Второй случай Я «+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке», «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция — позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. Это человек с неадекватно — завышенной самооценкой.

Третий случай Я «-», Ты «+» «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке», а «Ты хороший, с тобой все в порядке». Это позиция меланхоликов, неудачников, человека с заниженной самооценкой, которые мучают себя сами.

Четвертая позиция — Я « — «, Ты « — «, «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке» и «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке». Это позиция безнадежности, депрессивности в психологическом смысле.

Люди могут иметь разные жизненные позиции в своих различных жизненных ситуациях. Позиция Ты может характеризовать отношение не только к другому человеку, но и к миру в целом.

Тестовое задание. Методика исследование самооценки личности,  С.А. Будасси. См. ссылку https://minakov.com.ru/issledovanie-samoocenki-lichnosti/

                Упражнение: Кто Я?
Цель. Данным упражне­нием задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ.

Инструкция. С этого занятия и в течение этого курса вы будете несколько раз отвечать на вопрос: «Кто Я?». Возьмите лист бумаги (дневник) и ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете, останется у вас. При желании можете поговорить об этом с дру­гими. На выполнение вам 5 минут. Отвечайте на вопрос: «Кто Я?»

Ведущему. Это упражнение проводится на нескольких занятиях. Записи участников целесообразно сохранить для того, чтобы они могли вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.

Психологический комментарий. Данным упражнением задаётся глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ. Учащиеся будут работать над этим вопросом на всём протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к нему и, главное, к своим ответам. Причём от занятия к занятию записи могут меняться вместе с изменением представлений человека о себе самом.

                Упражнение. «Я» состояние.
Цель. Научиться определять «Я» состояния.

Инструкция. В таблице запишите мысли, эмоции и ваше поведение в том или ином «Я» состоянии. В последнем столбце запишите в % частоту проявления «Я» состояния.

                Признаки самооценки

«Я» состояние - Мысли - Эмоции - Поведение - Частота проявления «Я» состояния в %

1. Я +, другие +
2. Я +, другие —
3. Я -, другие +
4. Я -, другие —
Приведите примеры разных «Я» состояний персонажей, из художественных произведений литературы, фильмов и т.д.

Обсуждение.

По каким признакам вы определили «Я» состояние, данных персонажей?
В каких ситуациях, чаще всего, у вас проявляется  «Я» состояние — Я +, другие +? Почему?
В каких ситуациях, чаще всего, у вас проявляется  «Я» состояние — Я +, другие -? Почему?
В каких ситуациях, чаще всего, у вас проявляется  «Я» состояние — Я -, другие +? Почему?
В каких ситуация, чаще всего, у вас проявляется  «Я» состояние — Я -, другие -? Почему?
 

                Упражнение. Определи самооценку.
Цель. Научится определять самооценку (СО).

Инструкция. В таблице 1 записаны признаки завышенной, адекватной, заниженной самооценки. Прочтите каждое предложение (признак) и отметьте его соответствующим знаком: : завышенная СО — З; заниженная СО — ЗН; адекватная СО — А.

Например: самолюбование — З и т.д.

Признаки завышенной, адекватной, заниженной самооценки:

самолюбование;
нерешительность и страх допустить ошибку на виду у людей;
непереносимость любой критики;
перфекционизм;
стрессоустойчивость;
желание всем угодить и быть хорошим;
отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
реализация своих талантов и способностей;
постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
реалистичный взгляд на себя и свои достижения;
непримиримость в спорах, неумение проигрывать;
боязнь сделать что-то неправильно;
принятия себя;
отсутствие желания и навыков слушать оппонента;
извинения к месту и не к месту;
непоколебимая уверенность в своей правоте;
чувствительность к критике и чувством, что нападают;
способность принимать решения и нести за них ответственность;
чрезмерная ранимость;
обвинение в неудачах окружающих;
чрезмерная самокритика, неудовлетворенность собой;
доброжелательность, но в то же время умение сказать в нужной ситуации «нет»;
отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах;
отвергают помощь и поддержку окружающих;
нерешительность и чрезмерная осторожность;
постоянное саморазвитие;
стремление переложить ответственность на плечи окружающих;
самодисциплина;
постоянные оправдания своих слов и поступков;
чувство собственного достоинства;
эгоистичность;
обидчивость, неуживчивость;
подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
спокойное выражение своего мнения;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
адекватное восприятие критики со стороны;
комплекс неполноценности;
они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
неумение говорить «нет»;
умение признавать свои ошибки и исправлять их;
часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
зависть к достижениям и успехами других людей;
испытывают внутренний конфликт и психологическое напряжение;
часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
чувство вины, возникшее из-за искаженного восприятия прошлых ошибок;
реалистичность ожиданий;
в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
стыд;
отрицание собственных недостатков;
повышенная тревога;
состояние гармонии;
непризнание своих ошибок;
самостоятельность;
пессимистическое мировоззрение;
не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее сих собственным;
неудовлетворённостью собственным поведением, поступками, всей жизнью;
не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
отношение к временным неудачам как к постоянным;
удовлетворённость собой;
критическая оценка своих возможностей;
имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим;
постановка целей, которых можно достичь;
возложение вины и ответственности за неудачи на других;
частая самокритика;
уверенность в себе и своих силах;
навязывание всем вокруг своего мнения;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим.

Обсуждение.

Какой признак СО было сложнее определить? Почему?
Какой признак СО было проще определить? Почему?
Выберите из таблицы те признаки, которые чаще всего встречаются у вас. Каких больше?
Какое влияние эти признаки оказывают на вашу жизнь?
Какие из признаков вы хотели развить у себя?


                Упражнение. «Самооценка»
Для группового занятия.

Цель: определение и анализ видов самооценки.  Осознание и закрепление материала.

Инструкция. Предлагаю вам объединиться в 3 группы. Каждой группе необходимо выбрать из предложенного списка один из видов самооценки (завышенная, адекватная, низкая). Дать определение различным видам СО: устойчивости СО (устойчивая, неустойчивая), адекватности СО (адекватная, неадекватная) и уровню СО (высокая, средняя, низкая) и привести примеры из жизненных ситуаций.

Далее, представитель из каждой группы делится наработками совместной работы. Остальные участники групп, могут дополнять, аргументировать согласие или не согласие высказанных соображений.

Обсуждение.

Трудно ли было выполнить данное задание?
Какую из самооценок было проще определить? Почему?
Какую из самооценок было сложнее определить? Почему?
Приведите пример персонажа из какого либо произведения или фильма с разными видами самооценки. Дайте подробную характеристику.
К какой из видов самооценки вы можете отнести свою?

                Тестовое задание. Методика полярных профилей
Цель.  Анализ своих лич­ностных и интеллектуальных качеств, активизация размышлений о самом себе.Тест по ссылке 
Анализ.

Какие качества Вы оценили предельно низко (в 1-2 балла), какие предельно высоко (в 9-10 баллов)? Почему?
Как Вы объясняет свою самооценку, проставленную в «крайних» баллах?
Какие личностные качества было оценить сложнее, а какие проще? Почему?
Есть ли разница, между тем как вы оценили себя и как оценили вас другие люди? Обратите внимание на те качества, которые разошлись в оценке.
Какие выводы можно сделать по данному заданию?

                Дневник достижений.
«Научитесь подсчитывать свои удачи и победы чаще, чем неудачи и проблемы, и позвольте им главенствовать в ваших мыслях.
Если вам трудно это сделать, изложите перечень своих побед на бумаге и перечитывайте его каждый раз, когда вы начинаете беспокоиться».
Наполеон Хилл.

Дневник успеха — это один из инструментов  по повышению, укреплению самооценки, преодолению трудностей и достижению целей. Фиксируя свои достижения (даже незначительные) и позитивные события, вы начинаете замечать свои способности, склонности, успехи. Ваш фокус внимания будет сосредоточен на успехах, а не неудачах, что приведёт к вере в себя и росту уверенности в себе. Это будет мотивационным толчком к преодолению трудностей к намеченным целям. Также ваши успехи окажут влияние на вашу эмоциональную систему, у вас чаще будут проявляться положительные эмоции. А ещё, ежедневное ведения дневника достижений, хорошо организовывает и дисциплинирует.

Что представляет собой дневник успеха — это может быть, тетрадь или ежедневник (можно вести записи в электронном варианте, в виде таблицы). В нем вы отмечаете свои успехи на работе или в учебе, позитивные эмоции, комплименты знакомых и положительные оценки коллег, приятные встречи — то есть, все, что поднимает у вас настроение, мотивирует на развитие и приближает к реализации целей.

Много времени на его ведения не потребуется. Вам хватит пяти минут, чтобы записать всё то позитивное, что принёс вам сегодняшний день: сделали зарядку, отказались от сладкого, жирного, провели время с детьми, дочитали до конца книгу и т.д. Фиксируйте все, что вы сделали, чтобы стать лучше, чувствовать себя здоровее, успешнее и уверенней в себе.

Также можно записывать свои идеи, планы, мечты, цитаты мотивирующие на достижение, приятные знакомства…

                Упражнение. Список хороших дел.
Инструкция. Составьте список хо­роших дел, позитивных событий, которые вы совершили за сегодня или прошедшую неделю (то, что не удалось осуществить, в  расчет не берите).

Обсуждение.

Трудно или легко было вспомнить то позитивное, что вы сдела­ли за сегодня?
Какие трудности были у вас при составления списка положительных результатов или событий. Почему?
Какие впечатления были у вас при выполнении данного задания?
Комментарий.

Если вы разовьёте привычку ежедневно записывать свои достижения, успехи, приятные события вашей жизни, то в результате вы научитесь дисциплинировать и организовывать себя, повысите уверенность в себе.

Записи можно делать как в течение всего дня, так и вечером перед сном.

                Задание «Я – какой Я».
Цель. Сформировать самонаблюдение.

Инструкция. Задание состоит из трёх этапов.

На первом этапе вам надо сразу ответить на 7 вопросов о своём поведении.

Второй этап — после каждого 3-4 дневного самонаблюдения вновь записываются ответы на эти 7 вопросов. (Важно каждый день вести дневник самонаблюдения и делать в нем записи).

Третий этап – специально опрашиваются люди, в разной степени знающие вас по первым 6 вопросам и их ответы также записываются.

                Выполнение задания.

Составление собственного “портрета” осуществляется на основании использовании ответов на следующие 7 вопросов:

1. Какими словами я чаще всего здороваюсь и прощаюсь с людьми? Что я при этом делаю?
2. Какими словами я начинаю и заканчиваю телефонные разговоры?
3. Мои (1-2) любимые позы сидя в неформальной обстановке (дома, в кафе, с друзьями и т.д.).
4. Моя обычная поза стоя во время разговора с людьми разного возраста и социального положения (директор, учитель, водитель и т.д.).
5. Слова которые я часто употребляю в разговоре, иногда даже не к месту.
6. Каким образом я внешне проявляю чувство большой радости или большого огорчения?
7. При знакомстве с новым человеком на что я обращаю внимание в первую очередь, во вторую очередь, в третью и т.д.?

                Домашнее задание
Инструкция.

В таблице есть два раздела: повышение и падение самооценки. В каждом разделе опишите две ситуации которые произошли сегодня, недавно или в прошлом.

В столбце со шкалой, отметьте уровень повышения или падения вашей самооценки. Уровень нахождения вашей самооценки является субъективным лично для вас.

В столбце, эмоции и чувства, запишите их изменение в зависимости от изменения ситуации.

В столбце мысли, опишите ваши мысли в зависимости от той или иной ситуации.

В столбце поведение, мотивации, опишите как оно менялось при повышении или падении самооценки.  Что происходило с мотивацией? Появляется ли желание что то делать, к чему то стремится или опускаются руки, падает активность?

       I. Ситуация, которая привела к повышению самооценки/Отметьте повышение по шкале от 0 до 10./Ваши эмоции и чувства при этом./Ваши мысли, восприятие себя?/Ваше поведение, мотивация.
1
2
    II. Ситуация, которая привела к падению самооценки./Отметьте падение по шкале от 0 до 10./Ваши эмоции и чувства при этом./Ваши мысли, восприятие себя?/Ваше поведение, мотивация.
1
2

 Пройти тест «Кто Я?» Перейти по ссылке                

                Обратная связь пройденого занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.

Пример анкеты.

Анкета
Во время занятия я понял, что …
Самым полезным для меня было …
Своими основными ошибками на занятии я считаю …
Мне не понравилось…
На следующем занятии я хотел бы …
На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…