Приключение

Поляков Лёша
Наконец-то я решился выйти на пенсию и жить на очень маленькие денежки. Зато я обрёл свободу, не нужно каждое утро вырывать себя из постели и отдавать целый день скучной, неразумной деятельности. Я так смело выражаюсь, как будто я знаю, как и что нужно  делать. Это совсем не так.  Я никогда не понимаю того, что происходит, понимание приходит спустя некоторое, иногда очень долгое время. Каждый день я действую, откладывая понимание, что сказать и сделать на потом. Это похоже на покупки мною книг в юности, в зрелые годы, и складывание их в стеллаже для будущего прочтения.  И это время пришло, я начал читать.  А осознания  ещё жду.

Теперь я уже знаю, что для поступков понимание – не главное. Главное – темперамент, напор. Посмотрите как много среди успешных тех, кто ничего не знает и не хочет понимать. «Будет сидеть!  Я сказал!» - универсальная отмычка для благополучной жизни. 

Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается: много капканов на пути и лучше бы их избегнуть.  В один капкан я попал и до сих пор не освободился из него.  Этот капкан – ощущение сродни чувству совести:  это ощущение правильности, справедливости.  Когда мы думаем о Боге, мы сразу отметаем предположения, что он может быть несправедливым, злым, недалёким, уродливым и так далее. И никакой священник не убедит нас в том, что Бог может быть таким. Это ощущение относительно всего, встречаемого в жизни, почему-то всегда со мной. Я чувствую, что то, с чем я встретился,  быть не должно, это неправильно. Как это вместить в моё мироощущение? Или как понять, почему я должен делать то или другое.  Почему я должен работать так, а не иначе: разве нужен не результат? Я, глупый, всегда искал ответы на эти незначительные вопросы и был не в ладу с собой. Нужно было бы закрыть глаза на то, что я вижу глубины в осмыслении этих глупых ситуаций. Правильным было бы  действовать практически, рационально, имея цель не в удовлетворении чувства справедливости и правильности,  а в извлечении личной выгоды.  Так поступают все разумные люди.  Они как-то сразу, мгновенно осознают, как им поступать. А я иногда месяцами и даже годами думаю над некоторыми проблемами.   Например: куда пойти учиться: той профессии, которая притягивает, или, как считалось в нашей семье – той, где ты можешь быть наиболее полезным обществу. Для меня это был выбор между философией, психологией, писательством и инженерной профессией. В итоге - более 45 лет инженерного стажа. Вопрос женитьбы тоже был не простым для меня. И здесь глупо было искать ответ по общеизвестной методике: написать на бумажке все за и против и сделать выбор.  Вообще все жизненные загадки должны решать не чемпионы в КВН, а – философы или писатели.

Здравый смысл, наверное, смеётся, читая эти строки.  Какая разница как именно поступать: можно и так, и этак. Задумывающийся на пустым вопросом,  становится похожим на буриданова осла, умершего от голода между двумя охапками травы, так и не решив, к которой подойти. Но, например, для математиков решение должно быть только общим, иначе – это не решение. Когда в меня проник  математический вирус, я не догадываюсь. Подчиняясь ему,  часто бьюсь над общим решением многочисленных этических и эстетических проблем.  Если бы я выбирал для себя образ, символ, я предпочёл бы сфинкса, вглядывающегося в себя, чтобы разгадать тайну жизни.

Замечательный английский писатель – Джоан Роулинг написала интересные книги о юном маге – Поттере, попавшем в школу чародейства и волшебства – Хогвартс.  Всё обучение было наполнено опасными для жизни приключениями и превращениями разных смыслов.   Гарри Поттер, его натура и жизненный путь привели его к столкновению с самой мощной тёмной силой – волшебником Волан-де-Мортом.  Этот лидер злых сил обладал такой властью, что его имя запрещалось произносить.  Однако он не смог победить, уничтожить маленького мага – Гарри.  Причина здесь в том, что Поттер носил в себе часть сущности Волан-де-Морта, и тот, конечно, не хотел самоубийства.  Мне кажется, что в этой задумке писательницы Роулинг вольно или невольно просматривается аналогия с человеческой судьбой. Мы все боремся с нашими врагами: ленью, трусостью, глупостью, болтливостью, ….  И все битвы не приносят нам победы. Это оттого, что нельзя уничтожить самого себя: ведь это мы – ленивы, трусливы, глупы,  болтливы, …. Наш самый главный враг – это мы сами, и никуда нам не скрыться от этого врага и не понять его.

 Книги и фильмы о Гарри очень популярны.  Миллионы юных мечтают о подобной жизни для себя.  Мне кажется, что я живу жизнью Поттера. Правда,  его приключения быстротечны: час, день, неделя. А у меня – вся жизнь – приключения, которые начались в детстве или юности и до сих пор я разбираюсь с некоторыми из них. У Гарри противниками выступают змеи, чародеи, страшные существа. Ему помогают волшебная палочка, метла, позволяющая летать вместе с собой, заклинания, добрые волшебники, герои и друзья. Я же окружён мглой, в которой ничего не видно и время замерло. Художественная литература, философия и психология – мои маленькие фонарики, отодвигающие тьму. Иногда десятки лет для некоторых приключений тянутся без результата, другие – занимают всего несколько лет. Осознать, выделить в темноте эти приключения очень сложно и большинство из них я осознал, когда они решились сами по себе, при моём стоическом, или не очень, бездействии. Но осознать их, даже в прошлом, я считаю большим своим достижением.  Нашу сказку пишет автор помудрёнее чем Роулинг и получается у него намного интересней и серьёзней. И «сказка» эта длится уже тысячи лет, и приключений в ней, и обманов, и чудовищ – много больше, чем выпало на долю Поттера.  О Хогвартсе написал человек, а жизнь – это сказка, создаваемая непостижимыми силами, для которых и век - как секунда. В ней важен не процесс, а результат.

Результатов у меня – маловато, но я нащупал технологию понимания «тёмной материи» - того что скрыто от меня и не поддаётся моему слабому интеллекту.  Для меня полезным оказалось – «отпустить» ситуацию, не напрягать внимание для атаки в лоб, перестать думать о важном для меня вопросе. Ответ неожиданно приходит сам. Мне становится ясно, как я должен действовать. Так что, невзирая на недостатки этого ленивого метода, – результат есть. А недостатки очевидны: неизвестно когда, и произойдёт ли ожидаемое озарение. Во-вторых, иногда становится ясно, что делать, но не всегда понятно почему! Я считаю, что виновата – сказка, слишком сложная эта сказка – жизнь.   Именно поэтому практичное человечество, изобретя множество профессий, получило дополнительный бонус  для нас, слабых разумом. Например: военные, священники, инженеры, спортсмены, артисты, политики, … - не задумываются зачем и почему. У них есть инструкции:  устав, система Станиславского, священные писания, технологические требования,  инструкции по эксплуатации, конституция, законы и прочее.  Большинство людей обладает силой духа верить этим документам и не позволять себе сомневаться, задавая вопросы зачем и  почему.  Те области, где таких чётких документов нет, например – личная жизнь, для очень, очень многих – это сфера драматических ошибок, непониманий,  случайных  событий.

Есть глобальные, помогающие ориентироваться инструкции – это религия, вера. И мне приятно и удивительно, что они предусматривают продолжение приключений и после так называемой смерти.