Если бы директором был я

Новиков Борис Владимирович
Не скажу, что я был почитатель: что-то не понимал, от чего-то, – уже тогда, – воротило, но читателем почти - что постоянным в годы свои юные (60 – 70 – 80-е) «Литературной газеты» я был. «Почти - что» – значит регулярно, раз в неделю (кажется, в среду) покупал ее в киоске «Союзпечати», или, если пропускал по каким-то причинам – навёрстывал упущенное в библиотеках. Сначала в своей сельской, веприкской, затем – в зале периодики в фастовской,  – райцентр, – городской, затем – в таких же точно «подшивках» в Ленкомнате то ли «учебки» в Дрездене, то ли роты связи в именитом, (протестанты знают, чем и почему именитом немецком (ГДР) городке Лютерштадт Виттенберг, затем – в зале периодики «исторички». Ну, Республиканской исторической библиотеки, центральный офис, основные книгохранилища (фонды) и читальные залы которой находились (может и сейчас находятся; давно не бывал) на территории Киево-Печерской Лавры. Входишь в центральный вход, поворот налево под арку, 50 шагов – и ты, – кроме иных, что в Лавре, – еще в одном святилище – святилище книги.
Спасибо тебе за всё, «историчка». Как - никак: 1970 – 1994 гг. Практически каждый день, за вычетом сентября (в сентябре  в студенческие годы в Дударкове и др. местах урожай собирали) и понедельника: выходной. От І-го курса философского факультета КГУ им. Шевченко и до дня защиты докторской диссертации (14.03.94г.). Еще раз: земной тебе, Историчка, поклон. Твоим стенам, твоим книгам, твоей атмосфере. Твоим Людям. В основном, – как водится, – женщинам. От уборщиц, гардеробщиц и пр. «технического персонала» до всех остальных. ВСЕХ. Умных, образованных, доброжелательных, воспитанных, деликатных…
…Да, так я несколько отвлекся и даже – увлекся. Я же – о «Литературке».
Была там такая рубрика: «Если бы директором был я». (К слову, «Литературка» не была в этом одинока. Скажем, на ЦТ (на І - м канале) была такая, кажется, ежемесячная, передача: ЭВМ («Это вы можете»), в очень пристойном, – во всех отношениях, – научно-популярном всесоюзном журнале «Наука и жизнь» – рубрика «Маленькие хитрости»…
Общим для всех упомянутых (но, безусловно, не всех, в то время сущих) изданий и передач, а, вернее – названных рубрик было то, что они все были … о творчестве. О творчестве в его непосредственных формах и сферах: научной, производственной, бытовой etc.
Видимо, нынче происходит оцифровка информации на традиционных (бумажных, аналоговых etc.) носителях. Гуглите, ищите, не пожалеете! Не забивайте голову и сердце инфошумом, инфодезой и пр. отбросами человеческой культуры. Самообразовывайтесь! Разумеется, указанные мной источники не исчерпывающи, но, честное слово: вы не пожалеете о потраченном времени. И, даже – поблагодарите, – их много, очень много, – авторов указанных материалов. И им, – лично а, может, «вдогонку» – спасибо скажете. Ибо это  –  и бесконечно интересно (ну, творчество же), – и достойно. Достойно человека. Особенно нынче, когда делается все, чтобы человеческого в человеке становилось как можно меньше, в идеале – не осталось совсем…
Однако я решительно отклонился от генеральной линии, т.е. от замысла данной заметки. (Что поделаешь: старею. А каковы основные признаки старости? Много. Назову три. Живешь уже не мечтами, но воспоминаниями. Все девушки и женщины кажутся красивыми. На 5-й этаж 7-го корпуса не взлетаешь пешком, как прежде, но тянешь кости вправо от лестницы – к лифтам…). Так что: извините за нахлынувшие воспоминания.
Я же чего о рубрике-то в «Литературке» вспомнил? Да так, просто, чтобы повыпендриватся. Или, как говорят современные «тинейджеры» – «по приколу».
Если то же самое сформулировать по-человечески, а тем более – изъясняясь суконным языком канцелярита, то суть сказанного звучала бы приблизительно так: ЧТО следует сделать в нашем нынешнем (не, не в нашем и не нынешнем: во-первых, оно уже не наше; во-вторых, его уже грех называть образованием. Уж не говоря: педагогикой).
Скажем так. Что сделал бы я, – будь моя воля, – с педагогикой. Нет, не со всей. Отнюдь. Нельзя объять необъятное. Да и не нужно пытаться. Самому и одному. Или даже – вдесятером. Или, если там, скажем, пол-тыщи готовых «делать» наберется. Или – больше…
Я о довольно частной, – педагогической, – теме. (О многом, в том числе и мною, уже сказано: «гуглите», о многом – другие скажут. Всенепременно скажут. И, всенепременно – сделают. Иначе – нежить. Иначе – мрак беспросветный и «тьма египетская»…
Я – о феномене безотрывной (в советские времена ее называли «вечерней» и «заочной») форме образования.
Не буду о феномене в целом. Хотя его осмысление всяческое, – научно-добротное, разумеется, – того и всячески заслуживает. Ведь речь, по сути, шла о закрепленном в императиве конституции высшего, – высшего, – образования в нашей стране как ВСЕОБЩЕГО. Вы представляете: всеобщее, обязательное, высшее образование! Разумеется – бесплатное. А там бы и диплом кандидата (доктора) наук встал бы на повестку дня. Ну, как уровень научной подготовки. Каждого, многих и всех. Ну, как получение паспорта, к примеру. Ну что ты с таким, – ТАКИМ, – народом сделаешь?! С ним-то и до того сделать ни фига нельзя было (вспомните чингизидов, Карла ХІІ-го, Боунапартия Наполеона, Адика Шикльгрубера… Не-е. Умные в неволе не размножаются. А уж тем более – очень умные. И «они» это прекрасно знали. И нынче – знают. «Хочешь сделать рабом – сделай невежественным». «Мы не рабы, рабы – немы». Ну и т.д.
Знали все. От Диоклетиана до политиков и идеологов Южных Штатов одной из тогдашних, – бесчисленных, – колоний Великобритании. Знают и нынешние, не в пример прежним, более состоятельные и «технически вооруженные»… Вот потому нынче на месте еще вчера: лучшего в мире образования и лучшего в мире воспитания, словом – лучшей в мире педагогики – руины и дымящиеся (остывающие) камни. За 20 лет преуспели разносчики либерализма вкупе с демократией и прочими прибамбасами – изрядно. Потрудилась и импортная, и «родная» гнусь – от души. Впрочем, откуда у них: душа?!! У них на том месте – профит…
Ладно. Разберемся. Ихнее дело: воровать и ломать. Наше – строить. Жизнь рассудит…
Итак, констатируем. Великое завоевание нашего народа (одно из его великих завоеваний) – возможность каждого, – КАЖДОГО, – человека, при желании, разумеется, получать высшее (вечернее либо заочное) образование было конституционно гарантированным правом. Еще не обязанностью («обязательное»), но уже правом («желаешь – учись»).
Загубили, с…
И мне жалко не просто абстрактного права каждого совершеннолетнего человека на получение высшего образования, хотя и этого, – абстрактно, – жалко, разумеется. Мне жалко (жаль) того качества, того состояния человека, которое он приобретал (обретал), получая образование именно в такой: безотрывной, форме.
Когда его расшатывали, а затем – с восторгом, соразмерным с подлостью и с гонораром за это дело каиново – сначала высмеивали, затем выгогатывали, а затем с гиком и гамом – втыкали осиновый кол в могилу его (дескать, и неэффективно оно, и профанация образования суть, и «на Западе так не носют» etc.). Похоронили. Добивают остатки форм прочих. Образования. Нашего. Когда-то – лучшего в мире…
Так вот, почему особая ностальгия – по безотрывным (вечерняя, заочная) формам «вышки»?
А потому, что она была … самой добротной из всех иных форм ее сущих. Особенно – в части человековедения, людоведения и обществоведения непосредственного. Ну, т.е. не «гуманитарного» (в культуре вообще, – НИЧЕГО, – негуманитарного нет), а непосредственно гуманитарного. (Здесь ключевое слово: «непосредственно»). Кто не различает, а то и вовсе «не врубается» – у тех путь один. Один - единственный. Работать среди себя. Работать над собой. Работать (лучше творить, конечно, но об этом – в другой раз и в другом месте).
Так вот, почему: самой добротной? Ну, жизнь показывает и подтверждает. Всё ее, – жизни, – многообразие, но в голову первую – практика. Включительно и жизнь, в т.ч. и практическая – личная. Моя.
Я ведь 4 (четыре) раза над мечтой: над философией – «как Огюст Фаньер над Парижем». И отнюдь не из книжек, либо из чужих устных, – чьих бы то ни было, – нарративов. Ну, рассказов, то есть, знаю, каково это оно: как рвет душу на куски – когда мимо. Мимо мечты. Мимо цели. 3 (три) раза. Четвертый (в 1970-м, в возрасте 22-х лет, уже будучи ветераном абитуриентского движения, после армии, с 4-й (четвертой) попытки – студент. И – проснулся (ибо всё, что было до того: и токарил, и шлифовал, и гранил брильянты на Борщаговке, и «стучал» (армейская специальность – радиотелеграфист; ну, Морзянка: слышали? Ну, точки с тире…). Гвардии сержант Новиков, начальник радиостанции средней (1 квт.) мощности. «Чаечка» на ГАЗ-66. Экипаж – 4 человека. Кроме меня: гвардии рядовой Ощепков, ст. радиотелеграфист; гвардии рядовой Хорушкин, (радиотелеграфист) и рядовой Шаповалов – водитель)…
И вот 22. И ты – студент!!! И – проснулся (всё, что было прежде (1966-1970 г.г.) – как во сне…
Проснулся. И до сих пор – заснуть не могу. И чем больше этим живу (не занимаюсь, нет – живу; наукой как и любовью, как и вещами похожими – не «занимаются». Ими – живут.) Так вот: чем больше живу, тем больше нравится.
И – вы не поверите. В 18, 19 – когда мимо мечты, – философии, – рвет душу.
А ныне, когда тебе уже хорошо «за 50» (72) иногда холодный пот по ложбинке на спине протекает, когда подумаешь: а, не дай бы Бог, ты с первой попытки стал студентом философского (полагаю, есть и ныне, похожие: журналистики, экономический, социологический, исторический etc.) факультета! Стал студентом универа, и в тех же брюках, в которых «протирал» парту школьную, начал «тереть» скамью университетскую. На философском и упомянутых выше факультетах…
Какая философия?! Когда ты не знаешь, как пахнет металлическая стружка, не знаешь, что такое трудовой коллектив, понятия не имеешь о том, что такое коллектив армейский. Не знаешь, кто друг, кто враг, кто подлец, а кто «так»…
Какая философия ?! И какие «философы»?!!
Может, исключительно, те и такие, которые вскоре сделают «переобувание в воздухе» олимпийским видом спорта? Так этого «добра» уже и нынче, и здесь – валом…
И припоминаю я, что в те, – советские, – времена, когда я, не добирая 1 (одного) бала в очередной раз «пролетал над Парижем», действовало (в «Правилах приема студентов в ВУЗы СССР») наряду с иными и правило о том, что на стационарную форму упомянутых выше факультетов (философского, исторического, юридического, экономического, журналистики etc.) выделялось для вчерашних школьников (могу ошибиться) то ли 5%, то ли 10%. Мест. Все остальные места предназначались для абитуриентов с т. н. производственным стажем. Не меньше 2-х (двух) лет. Завод, фабрика, колхоз, совхоз, армия… Не меньше! Т.е. без указанного стажа реальный шанс стать студентом указанных факультетов (согласно действующих тогда правил приема) был у медалистов. Ибо, в случае сдачи профильного (таковым на философский факультет был «история СССР») предмета, «золотой» (либо «серебряный») абитуриент становился студентом. За остальные 5  (или 10) процентов «рубились» между собой все остальные, не имевшие 2-х лет производственного стажа. Конечно, конкурс среди них был огромен. Но все дело в том, что для того, чтобы стать студентом, надо было сдать на «отлично» все четыре вступительные экзамены. В моем случае это были уже упомянутый «история СССР», а также украинский язык и литература (устный); украинский язык и литература письменный (сочинение) и иностранный язык (в моем случае – немецкий). Ну, вот. Не выходило у меня три раза (в 1966 г., стационар и в 1967 г. – дважды: на стационар и на вечерний) набрать эти вожделенные 20 баллов… Сказать, что это грустно и печально – это не сказать ничего…
Но я сейчас о другом. А именно: о своем отношении к институту «производственного стажа» как условию поступления на указанные факультеты.
Выше я уже вскользь сказал об этом. Скажу четко и акцентированно: я «за». Мало того, что «за», но уверен и убежден, что это правило должно быть обязательным для всех 100% абитуриентов, поступающих на соответствующие (юрист, экономист, социолог, журналист, философ etc.) специальности. Ну, может, учитывая, что мамки нынче (как, впрочем, и раньше, мы ведь прогрессируем в этом смысле) на своих чадах ни витаминов, ни калорий не экономят, да и педагогика (дошкольная, семейная, школьная) на месте не стоит, можно и одним годом ограничиться. Но: обязательно! Это – для стационара. А вот, – при условии, что род деятельности твоей послешкольной хотя бы отдаленно и опосредованно, но лежит в русле, лежит в векторе будущей, – выбранной в результате «вслушивания в себя» профессии, – здесь, приоритет, безусловно, принадлежит безотрывной форме (вечерней, заочной etc.) обретения высшего (а затем – наивысшего: кандидат, доктор) образования. И это уже не будет той архаикой (особенно, касаемо заочной формы), какой это заочное (вечернее) образование было еще 10-15 лет тому назад.
У тебя в кармане (и не фигурально, а буквально) – все библиотеки мира. Все учебники, словари, тезаурусы, энциклопедии etc. Аудио и видео уроки и лекции. Etc. Только не ленись. И в то же время – ты получаешь это образование и  руками (практически), и  душой (сердцем). И – духом. Ты целостен во всех своих жизнепроявлениях, ты не «из книжек» лишь одних читаешь партитуру социальных взаимодействий (общественных отношений): юридических, экономических, тех, которые осмысливаешь как журналист, уж не говоря: как философ…
Так вот, «если бы директором был я», я строил бы и развивал нашу педагогику не по рецептам забугорных радетелей, ВСЁ делающих, чтобы здесь была не процветающая страна, но Дикое поле, а полагаясь на мудрость и мировую, и отечественную. В ней найдется место и Яну Амосу Коменскому, и Макаренко, и Ушинскому, и Сковороде, и Сухомлинскому, и  Корчаку, и Амонашвили, и Шаталину, и Ильенкову, и Споку… Всем, кто достиг настоящих высот в самом сложном и важном из всех сущих видов производства – в производстве человека. Людей. Общества.
Хай щастить.
…Вы скажете (или подумаете): да у нас уже давно и так явное перепроизводство «одипломленных» и «остепененных» (кандидатов, докторов философии чего-то там, докторов наук, членкоров, коров и корешей). Особливо в сфере экономической (чем больше нотариально заверенных «ученых экономистов» – тем меньше реальной, уж не говоря – действительной, экономики. С чего бы это?), юридической, исторической, социологической, философской; в сфере журналистики, искусства… То же почти в полном объеме касается и «индустрии развлечений»: шоу, кино, театр etc.
…Не, ну я же о нормальном обществе. О том и таком, которое знает не только из пожелтевших страниц газет, журналов и книг, что означает понятийный блок «гуманистическая культура», «народнохозяйственный комплекс», «передовая наука», «самое лучшее в мире образование», «лучше искусство», «лучший спорт», реальная, – еще вовсе и не действительная, а, тем более, сущая в форме практической всеобщности, – но, тем не менее – экономика, достойно противостоявшая трем: штатской, японской, запевропейской. Критерий? Так они же сами констатировали: «сложился военный паритет». Я на «ящиках», небось, не винтовки Мосина, и не один лишь «калаши» в ту пору уже делали…
Да, разрушили; да, разворовали (доворовывают); да расчеловечивают; да, льется кровь людская. Та самая, которая «не водица» (впрочем, из десяти тинейджеров нынче один, – и то с трудом превеликим, может вспомнить, кто таков Шевченко. Девять уверены – что: прежде футболист, нынче тренер. Где уж тут до Михаила Стельмаха…
А на просьбу процитировать хоть что - нибудь из Т.Г. Шевченко абитуриентка вспоминает (утверждает, что вспоминает) лишь «Заповіт». И – цитирует: «Якщо вмру, то поховайте…». И это – не просто лучшая из хороших (такие учатся в КПИ, по крайней мере, раньше так было, нынче считается), но лучшая из лучших: вступает (рекомендована) в аспирантуру. Тоже КПИ.
…Но ведь даже чтобы воровать, – (вот уж три десятилетия подряд без роздыху, – надо, чтобы какие-то «идиоты» производили…
И вы сомневаетесь, что они разберутся? И с тем, что к чему, и с тем, кто к кому, и с теми, которые последние….