Кот казанский...

Ольга Анцупова
Из цикла «Путешествие по Татарстану»
начало - http://proza.ru/2020/11/12/1109

В первый же день нашего пребывания в Казани, после ознакомительной экскурсии по городу, мы отправились прогуляться вечером по местному Арбату (улица Баумана).

Я, вообще, люблю такие пешеходные улицы с уютными кафе и ресторанами, антикварными магазинчиками, кинотеатрами, сувенирными лавками, а главное - с интереснейшими деталями «уличного интерьера» в виде скульптур - от сказочных персонажей до современных инсталляций. Поэтому эта прогулка была у нас в числе запланированных.

Когда-то давно на месте улицы Баумана пролегал караванный путь и назывался он - «Ногайская дорога» (Казанское ханство в те времена на востоке и юге контролировали ногайцы). Позднее, беря приступом Казанские укрепления, войска Ивана Грозного сделали два пролома, по причине чего в память о той победе Ногайская дорога стала называться Проломной улицей. Некоторое время спустя она стала просто «Большой Проломной».

После революции, в 1930 году улицу вновь переименовали - началась новая эпоха в истории государства.  На этот раз бывшей Ногайской дороге присвоили имя революционера Николая Баумана. Потом грянула перестройка и вновь подули ветры перемен: в азарте искоренения всего, что было связано с советской эпохой, по всей стране прокатилась, как многие из нас ещё помнят, волна переименований: где-то восстанавливали дореволюционные названия улиц, переулков и тупиков, а где-то увековечивали имена иных героев и знаменитых личностей.

Например, у нас в Нижнем Новгороде в 1992 году нашему Арбату (улица  им.Свердлова) вернули прежнее название - Большая Покровская. А вот в Казани решили переименовать бывший караванный путь в улицу Фёдора Шаляпина - и личность знаменитая, и уроженец Казани! Но тут заупрямились уже казанцы и добились-таки своего: улицу Баумана оставили в покое.

Любоваться архитектурными и историческими достопримечательностями Казанского Арбата можно долго: отель «Шаляпин», театр Качалова (напротив него установлен макет кареты, на которой Екатерина II разъезжала по Казани в 1767 году), отреставрированные купеческие особняки, Дом печати, Городской магистрат, Богоявленский собор и Никольский кафедральный собор, мужской Иоанно-Предтеченский монастырь, «Нулевой меридиан» (сооружение в виде компаса с обозначением  расстояний до крупнейших городов мира»), «Аллея Славы» (аналог Голливудской аллеи), фонтаны и скульптуры.

Вот на одной из скульптур я и хочу остановиться. Представьте себе роскошного кота, вальяжно раскинувшегося под резным балдахином (работа Казанского скульптора И.Н.Башмакова). Первая мысль - забавная фигура для украшения улицы. Но, нет! Это не просто кот и не просто герой многочисленных местных мифов, легенд и поверий! Это, если хотите - спаситель Петербургского Зимнего дворца! Но обо всем по порядку.

«Кот казанский, ум астраханский» - не знаю как вы, но я в далеком детстве не раз слышала эту присказку от старых людей. Ее полный вариант: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Недавно, кстати, я пыталась найти по книгам и Интернету толкование этого самого «ума астраханского» и «разума сибирского». Почему разум - сибирский, а ум - астраханский? Почему, вообще, упоминаются Сибирь и Астрахань? Я лично не нашла никакой толковой информации по этой теме, но, может, кто-то из читателей знает ответ на эти вопросы?

Но вернусь к скульптуре кота на Казанском Арбате - кота Алабрыса: по преданию, так звали ханского любимца, спасшего своему хозяину жизнь. Случилось это в 1552 году, когда войско Ивана Грозного осадило Казань. Марийцы, сделав ставку на московитян, быстренько переметнулись на их сторону. А чтобы убедить русского царя в своей преданности, решили сделать подкоп под стены Казанского Кремля и, взяв в плен хана с семьей, преподнести того в качестве подарка русским. Однако ночью ханский кот Алабрыс услышал подозрительные звуки под землей и начал истошно мяукать, перебудив всех вокруг. Так что хану с семьей удалось вовремя покинуть крепость, добраться с верными слугами до реки Казанки и отправиться в Персию.

Но не только из-за этих событий казанский кот увековечен в преданиях, живописи, скульптуре и, конечно же, в разнообразной местной сувенирной продукции.

Историй, связанных с данной породой кошек, немало и, пожалуй, самой известной является история спасения в 1745 году строящегося Зимнего дворца от полчищ мышей и крыс. 

Дело в том, что императрицу Елизавету Петровну очень удивило отсутствие грызунов в Казани, а когда она узнала, что причиной тому - особые «бойцовские» коты-мышеловы, она тут же потребовала доставить таких котов в Петербург. По специальному ее Указу три десятка самых крупных представителей данной породы были привезены в Петербург из Казани для борьбы с крысами, буквально заполонившими в то время не только дома, но уже даже и улицы.

Коты со своей задачей справились блестяще и в сжатые сроки - жаль, правда, что все они были стерилизованы и потомства в северной столице не оставили. Да и в самом Татарстане знаменитые мышеловы постепенно смешались с кошками других пород. Так что сегодня настоящего казанского кота уже не встретить, хотя где-то недавно мелькнула информация, что генетики пытаются эту породу восстановить.

В исторических летописях можно найти описание этой породы кошек: необычайно крупные, с мощным плечевым поясом, с короткой мускулистой шеей, с широким лбом, с круглой головой, с толстым куцым хвостом (кстати, некоторые исследователи предполагают, что речь идёт о разновидности камышовых кошек).

Если верить историческим документам, казанские коты-мышеловы были нрава сурового и даже опасного. Так, например, в «Соликамском летописце» XVI века зафиксировано трагическое происшествие,  случившееся в Верхтагильском остроге в 1597 году: Московскому воеводе Роману Языкову казанский кот… перегрыз горло. Причем, мышелова этого воевода привёз с собой, а что уж там произошло между котом и хозяином накануне, по какой причине животное дождалось, пока хозяин уснёт, и прикончило того - никто не знает.

Одним словом, знаменитые казанские коты оставили после себя мифы, легенды и славу, и неудивительно, что они удостоились особой чести - быть увековеченными на исторической родине. В Татарстане на сегодняшний день воздвигнуто три памятника коту (это не считая многочисленных скульптурных и живописных изображений по всей республике, игрушек, сувениров и пр.): каменный - на берегу озера под Казанью в Раифском Богородицком монастыре, алюминиевый под цвет старого серебра - на Арбате (пересечение улиц Баумана и Мусы Джалиля) и бронзовый - у входа в Национальный музей Татарстана.

А следующая зарисовка - об энтузиастах, благотворителях, полёте фантазии и красоте:

http://proza.ru/2020/12/16/1293