У церкви женское лицо

Андрей Бурыкин
Не выходит из головы евангельский сюжет, когда - «Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

Что может быть ближе семейных родственных уз? Однако Христос, говоря: «вот матерь Моя и братья Мои» называет матерью, указывая на Своих учеников, среди которых не было ни одной женщины, их собрание, то есть церковь своих последователей, подвизавшихся, как и Он, исполнять волю Отца Небесного. Каждого же из них, по сути чужих, посторонних людей, называет братом, разумеется, духовным братом. В контексте всего Евангелия было бы неудивительным услышать для Его начальной церкви, сонма духовных братьев другое духовное определение – невеста, а тут неожиданно сразу – МАТЕРЬ. Почему так? Какие у Христа были основания столь ответственно отрекомендовать Свою церковь?

В развитие темы напомню пророческие слова Крестителя, которые он изрёк, когда узнал, что Иисус вернулся в землю Иудейскую уже с учениками, со Своей церковью, которая становилась прообразом Его будущей невесты: «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться». Христос и Сам называл Себя  женихом: «можете ли заставить сынов брачного чертога поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни», а позднее сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Получается так, что Иисус Христос будучи «женихом», самолично создаёт Свою Церковь Себе «невестой» и тоже время «матерью».

Почему «невестой»? Теперь и нам известно, а Он знал изначально, что на самом же деле становление одной-единственной Церкви Христовой это длительный многотрудный процесс, что он ещё не завершён, и что ныне все, сколько бы их ни было, христианские церкви находятся на правах дев-невест из небезызвестной притчи Иисуса о десяти девах. Напомню, что в Царство Небесное с женихом вошли только те, кто встретил его с горящими светильниками с запасом масла, то есть принёсшие негасимый свет. Каждая из ныне действующих церквей может оценить качество несомого ей к прихожанам, а значит и к Христу света.

В тоже время, поскольку духовный образ Церкви Христовой формируется уже давно, несомненно, уже есть те, кто занял в Его Церкви устойчивое положение, стал её членом, а значит, Церковь Христова имеет место быть с первых дней Его миссии на земле. Ими, первыми членами Его церкви, стали Его Апостолы и, должно быть, Его последователи. Отсюда и подвижный сменяющийся образ Церкви: то невеста, то матерь. То есть, уже есть те, кто отвечает Его требованиям быть членами Его Церкви, есть сформированная Её часть – это матерь. И есть формирующаяся Её часть, претендующая на роль невесты.
 
Почему «матерь»? Вспомним, что всякое материнство начинается с зачатия,  внутриутробного вынашивания плода, а затем явление его через роды миру. Матерью можно стать, лишь явив человека в мир: попытки не засчитываются. Что-то подобное по сути, но уже в духовном плане должно было иметь место и стать основанием к тому, чтобы Иисус Христос уверенно мог называть начаток Своей Церкви Своей матерью. И так было, так случилось, так произошло: был выбор последователей-учеников, проповеди и научение их Евангелию Царства, то есть посев и зачатие; вынашивание, усвоенное, выращивание в себе во времени и пространстве, а затем проповедь ими среди народов учений и повелений Христа, в том числе через текстовое  Евангелие, что есть роды. Содержание Имени Иисуса Христа Церковь Его учеников явила миру.

Начаток Церкви Христовой в духовном плане стал для Него матерью, ибо если Мария, родившая Его женщина, явила миру Его тело, Его плоть, плотским, то ученики Его явили и продолжают являть миру Его интеллектуальное и духовное содержание, как Сына Бога - Отца Небесного, Сына Человеческого.