Танец с Шинелью

Наталья Юрьевна Сафронова
О премьере фантасмагории "Шинель" по мотивам повести Н.В.Гоголя в театре "Секрет" (г.Тольятти)
Фото Анатолия Блонского

https://vk.com/album-13247018_275754122

Это замечательно, когда театр дает еще один шанс.  Подумать,  сделать выбор. Человек родился, и сцена выбора имени как судьбы, повторяющаяся в финале спектакля – замечательный толчок к размышлению.  Неспроста мамки выбирают имя Николая,  отказавшись от ставшего символичным Акакия.

Фантасмагория «Шинель» (по мотивам повести Н.В.Гоголя, режиссер Татьяна Тимонина) завораживает. Буквально с первой минуты спектакля проникаешься судьбой маленького человечка, который растет на твоих глазах.  Играет в мяч, стреляет из рогатки. Читает книгу. Глаза умные, добрые.  Как-то сразу признаешь родство с ним.  Даже подспудно чувствуешь – это ты самый и есть. Иначе не было бы так жалко.  Вот только родился – и сразу жаль.  Наверное, потому, что знаешь заранее, что ждет его впереди.

Символично, что Шинель (актриса Марина Миронова) выходит на сцену одновременно со взрослым Башмачкиным (актер Александр Миронов), служащим департамента.  Статус определяет человека.  Шинель Марины Мироновой – обольстительная женщина, яркая, меняющая эпатажный цилиндр на эксцентричную шляпку с перьями, страстная, манкая, насмешливая, ускользающая… Женщина-вамп. Видение.  Такая женщина случается в жизни каждого мужчины. Женщина, которая проходит мимо. Однако у Башмачкина это – Шинель.

Именно Шинель овладевает его мыслями и диктует поступки. Его, работягу, фанатично влюбленного в свою профессию каллиграфа, волнует только собственный статус.  Предчувствие продвижения по карьерной лестнице.  Еще немного – и Акакий Акакиевич слился бы с общим хором чиновников, которые встречают и провожают «по одежке».  Для которых дело – только видимость дела.  Служить – значит прислуживать.  И становится понятно, что в департаменте служат Башмачкины, забывшие себя, маленьких, перешагнувшие и перечеркнувшие собственное детство. Еще немного,  и наш Акакий Акакиевич стал бы одним из них.
Но покуда  душа у него жива, он даже муху не обидит, рядом с ним – Аксинья (актриса Вера Перцова). Квартирная хозяйка, которая заботится об Акакие Акакиевиче, ибо разглядела его настоящего и влюбилась.  И влюбилась по-настоящему, и заботится так искренне, что каждое ее появление на сцене наполнено светом.  И ждешь, и надеешься, что Акакий откликнется, заметит свое счастье.   Но где уж Аксинье соперничать с Шинелью? Рядом с Шинелью Черт (актер Андрей Хоруженко), и кажется, что именно они истинные хозяева жизни, ибо царят не только в департаменте, но хозяйничают и в квартирке Аксиньи.  Их слышат, к ним прислушиваются.

А свита чертенят столь велика, что кажется, не осталось и уголка,  где их нет.  И портной назначает цену за шинель не по-божески большую, неподъемную для Акакия. Петрович (актер Юрий Мацкевич) пребывает в двух состояниях: либо пьян, либо мечтает выпить. Им легко управлять, поэтому черти рядом с ним так и вьются.  Образы Петровича и его жены Феклы, свахи (актриса Елена Телегина), выполнены такими сочными сатирическими мазками, что каждое их появление на сцене вызывает смех в зале.  Фекла с благими намерениями, которыми известно куда дорога выстелена, стремится женить Башмачкина.  Она знакомится с Аксиньей и обещает той сосватать ее с Акакием.  И смешно, и горько смотреть, как сваха жестом фокусника достает из сумки бутылку, как лихо наливает невесте, и сама опрокидывает рюмочку. И становится как-то особенно ясно, что ничего хорошего из суеты с женитьбой не получится.

Вечеринка чиновников после приобретения Башмачкиным  новой шинели   – одна из самых трагичных сцен спектакля.  Чиновничье рыло, внезапно обернувшееся чиновничьим оскалом – воистину мерзкое явление. Минуту назад тебя травили – и вдруг славословят.  У тебя новая шинель – и тебе прочат новый статус. Теперь ты можешь продвигаться по карьерной лестнице. Стать начальником.  Бедный Башмачкин чувствует свою чужеродность с обществом чиновников, кишащим чертями и «шинельными дамами». Маски, всюду маски. Ни одного живого лица. Не удивительно, что ему не нашлось пары в общем танце, он-то пока еще – жив!

Акулина Никитична (актриса Ольга Антипова) появляется именно на чиновничьей вечеринке.  Это – ее среда обитания. Вся ее жизнь – бесконечная вечеринка. Карты, шампанское, кавалеры. Она ждет, когда ее старый муж уйдет в мир иной, и заранее подыскивает себе нового. Даже в программке указано, что Акулина Никитична – «пока еще Белобрюшкова».  Очарование актрисы,  игра героини Ольги Антиповой в капризную девочку – делает образ гротескным.
В первых сценах мы слышим только голос начальника департамента (актер Сергей Федорчук), на сцену он выходит ближе к финалу. В  таком фантастическом костюме, что невольно причисляешь его если не к свите Шинели, то уж точно к ее стае. Уста начальника департамента изрыгают только ругательства и  хамские приказания подчиненным. И подспудно приходит осознание, что власть изъясняется именно так. Абсурдность требований тоже воспринимается как норма, ведь чиновники их выполняют беспрекословно. Никто не вступает в борьбу за истинное дело. А может, нет его – Дела? Есть только бесконечное перекладывание бумаг на столе.  Никто не отстаивает свое человеческое достоинство.  Появление в приемной начальника Акакия Акакиевича воспринимается как бунт. А как иначе?  Осмелился слово молвить.  Это произвело на Ивана Абрамовича Ерошкина, героя Сергея Федорчука, столь сильное впечатление, что его «Как трудно быть начальником департамента!» воспринимается уже – как трудно душить в себе человеческие чувства.  Трудно, но надо, а иначе не удержаться в кресле начальника.
 
Танцы Башмачкина с Шинелью и ее свитой проходят через спектакль красной нитью.  Страстные, отчаянные, фантастические. Стиль хореографа театра Валерия Железникова узнаваем и легко читается зрителями.  Финальная зарисовка так походит на крик души, что тишина – на сцене и в зале- после того, как Акакий, срывавший шинели с начальников, вдруг надел на мальчика свой пиджак – воспринимается как точка.  Башмачкин отказался участвовать в этой дьявольской пляске. Остался человеком.  Тем Акакием, который вынул муху из супа и отпустил на волю. Мальчиком с живыми глазами, читающим книгу. 

Театр внимательно прочитал повесть любимого автора и не позволил герою Александра Миронова умереть. Но дал шанс – осмыслить жизнь и прожить ее иначе.