О книге Очерк эстетических идей архитектуры капита

Артазар
Мой компетентный друг Владимир Терещенко неожиданно для меня написал прекрасный отзыв на книгу моего отца. Мне это тем более дорого, сам я испытываю трудности при понимании специфического понятийного аппарата, которым пользовался отец. Владимир Терещенко таких затруднений не испытал, текст одолел и понял и сделал мне нечаянный подарок для памяти об отце не только как родном человеке, но и как о выдающимся ученом в своей области. Сердечно благодарю Вас, Владимир, и с благодарностью опубликую этот текст на всех своих страницах в соц сетях. Будучи уверен в том, что в свое время этот текст, вместе с другими отдельными отзывами о творчестве отца будет издан в бумажной книге.
*

"В книге дается широкая панорама идей и течений, которые оказали наибольшее влияние на мировую архитектуру 20 века. Расширяя чисто архитектурный контекст, автор обозревает художественные взгляды, из которых могли вырасти подобные идеи или которые так или иначе оросили буржуазную архитектурную мысль конца 19 начала 20 веков.
Неудивительно, что книга дает весьма полное и всестороннее представление о современном архитектурном процессе, и процесс этот воспринимается в тесной взаимосвязи с общественной жизнью обозреваемых периодов.

Необходимо отметить энциклопедические знания автора, следующего в этой работе лучшим образцам русской-советской научной и художественной критической мысли. К анализу привлекаются не только обширные знания собственно архитектуры и искусства. В полной мере используется богатый философский аппарат, прежде всего марксистского толка, от чего сам анализ обретает очень точный научный характер и мощную аргументацию. Урбанистика, социальная психология, знание современных строительных материалов и технологий - все это используется автором в точной взаимосвязи, создавая всесторонний и объемный, практически монументальный концепт. Такая особенность сужает потенциальную читательскую аудиторию, которой для адекватного восприятия прочитанного также требуется понятийный инструментарий энциклопедической широты. Затрудненность восприятия материала связана не только с разнообразием используемого понятийного аппарата, но и с сильным пристрастием архитектурной и вообще художественной концептуалистики 20 века к сложным умственным построениям, когда словами пытаются нечто непонятное и серенькое вытащить за шкирку из болота упрощенности и незначительности, придав словами характер оригинального, глубокого и совершенно нового.
Зато для обладающих такими знаниями открывается совершенно исчерпывающий, строго научный, детально проработанный и фактически подтвержденный взгляд на проблему, которая в подобном ключе вряд ли рассматривалась где-либо и когда-либо. Поэтому авторский взгляд имеет характер мирового эксклюзива, значение которого все еще не понято и не оценено по достоинству. Однако его ценность сразу же возрастет до мирового максимума, если только мировое сообщество всерьез озаботится проблемами урбанистики, проблемами жизни человека в современном городе и городе будущего и всерьез решит существующие проблемы устранять. Глобальный мировой кризис только приближает такие времена и такую необходимость. Вот когда малоизвестная книга узкоспециального назначения может обрести новую сверхактуальность и оказаться на острие дискуссий мировых архитектурных интеллектуалов.

Что касается самой темы книги, то она приводит читателя к простым и очевидным выводам. Несмотря на то, что на протяжении целого века архитекторы пытались уйти от навязанной предыдущими классическими стилями декоративности и украшательства в сторону рациональности и подлинности архитектурных решений, их усилия не смогли найти достойного воплощения на практике. И этому есть несколько причин. Главная из них заключается в буржуазности той среды, в которой работает архитектор и которая не подвластна его влиянию, зато нивелирует любую уникальность, любой идейный прорыв к новому. И хотя капитализм начала 20 века подарил архитекторам новые материалы, новые строительные технологии, новый масштаб предлагаемых задач, новое свойство материального мира - механистичность, тиражируемость, конвейерное производство, так очаровавшие зодчих, получивших богатый материал для осмысления, он же заметно сузил их реальные задачи, будучи главным и единственным заказчиком современного архитектора.
Вопиющая утилитарность требований к современной архитектуре превратила ее в массово тиражируемую банальность, покрывшую современный мир с востока на запад видами, где ощущается строитель, но уже не различается архитектор. Идеи универсализма как кода новой архитектуры выродились в вульгарную типизацию, что по сути полностью соответствует самому духу монополистического капитализма, рвущегося к прибылям, но тяготящегося любыми издержками и оригинальностью. Неслучайно 80% современного западного строительства обходится вовсе без архитекторов.
Таков безжалостный вердикт автора, десятилетия подтверждаемый мировой практикой.

Возможно в такой книге хотелось бы увидеть иллюстративный материал, без которого она кажется несколько скучной. Однако очевидно, что при наличии оного такая книга в условиях достаточно острого голода на актуальную архитектурную информацию в СССР тут же из критики превратилась бы в апологетику. Во всяком случае многие так бы ее и восприняли. А это было бы неверным и с точки зрения ее замысла, и с точки зрения стратегии издательства, наверняка не имевших подобных намерений".

Владимир Терещенко, публицист.