В школу они пошли в 1953-м, в год смерти Сталина. Петюне исполнилось семь лет в мае, а Игнатке - в августе. От рождения рос Петюня слабеньким, да и родился он в 1946 году на месяц раньше срока. Катерина, когда вынашивала его, часто голодала, так как время было послевоенное, не говоря о том, что пришлось испытать в годы войны.
В 1946-1947 годы в СССР был голод, затронувший и Поволжье. Урожая собрали мало из-за засухи. В колхозе «Путь к коммунизму», куда входило село Волково и окрестные деревни, председатель объявил, что никаких продовольственных пайков в счёт трудодней колхозники не получат – платить нечем. Собранное зерно, картофель, свёкла, капуста, лук и другие овощи сданы государству. Придётся самим выживать за счёт подсобных хозяйств и огородов.
А как выживать? С подсобных хозяйств и огородов колхозники тоже должны были сдавать государству и яйца, и картофель, и мясо, и другие сельхозпродукты. Сдашь, а взамен получишь какие-то квиточки об оплате сельхозналога. Излишков в хозяйстве для торговли после уплаты налога не было, денежных выплат на трудодни тогда не получили. А цены на зерно подскочили - и вся зерновая продукция подорожала. Вот тебе и сапожник без сапог.
Потом, уже в двухтысячных, старик узнал, что зерно шло для продажи на экспорт и для создания резервного стратегического запаса на случай войны, и голода в СССР могло бы и не быть, так как у государства были достаточные запасы зерна. Оказалось, что часть этого зерна была загублена из-за того, что склады не были приспособлены к хранению.
Выживали в семье Красавиных благодаря той мизерной денежной плате, которую получал отец Петюни на должности директора МТС. Колхозы обязаны были не только выполнять договорные поставки государству, но и полностью рассчитываться с МТС на основании заключённых договоров. А из-за неурожая натуральные выплаты были малы.
То, что Петюня в детстве переболел дистрофией, так это последствие тех тяжелых лет. Мамка голодала, молоко у неё пропало, как кормить маленького сынышку? Бабушка Антонина рассказывала Петюне, что по весне собирали молодую крапиву, выкапывали съедобные корни растений, добавляли в муку разные листья, цветы липы, клевер, лопухи, варили кожу. Что только не ели, чтобы выжить. Хорошо ещё, что лес рядом и Волга.
Если и удавалось достать немного зерна у спекулянтов в городе, то делали муку, которую разводили пожиже тёплой водой и кормили Петюню. А в августе 1946 года родился Игнатка, и мать его, Елизавета, стала подкармливать Петюню, сына подруги. Молока хватало на двоих.
Елизавета сама была из городских, а вышла замуж за деревенского парня, отца Игната. Была она не избалованной городской фифой, а работящей и скромной девушкой. В детстве всегда присматривала за младшим братишкой и помогала матери по хозяйству. Катерина сразу с ней подружилась. В трудные годы подруги во всём выручали друг друга.
Родные Елизаветы оставались в Ярославле. Отец занимал видную должность в городе, получал продовольственный паёк и помогал дочери.
А потом уже мальчишек стали овощами протёртыми кормить, так и выжили они. Но Игнатка покрепче Петюни был. Так что они с Игнаткой не просто друзья, а молочные братья.
Петюня мог бы ещё годик дома посидеть – это разрешалось - но очень ему хотелось пойти в школу вместе с другом. Да и директорша школы Ирина Александровна уговорила родителей отдать сына в школу пораньше, так как мало детишек было в первом классе. В Волкове да пяти окрестных деревнях даже десяти учеников не набиралось. Это и понятно, рождаемость в послевоенные годы, как и в годы войны, была низкой, а детская смертность высокой.
Волковская начальная школа была старая, деревянная, сложенная в начале 30-х годов на месте прежней дореволюционной постройки. В ней когда-то учились и мамка, и тётя Дуня, и дядя Ефрем, и дядя Егор – отец Игната.
В здании помещались три учебных кабинета, маленький спортзал, где занимались физкультурой в непогоду, и квартира, в которой жила директорша Ирина Александровна. Школа была начальной, всего четыре ступени. Из-за нехватки кабинетов в одном из них учились ученики третьего и четвёртого классов в разные смены.
В тот год, когда Петюня с Игнатом пошли учиться в школу, в первый класс набрали девять детей, во втором и третьем училось по шесть, а в четвёртом - всего четверо. На всю школу двадцать пять учеников. Ирина Александровна учила ребятишек из третьего и четвёртого классов. В школе были ещё две молоденькие учительницы. Одна из них, Серафима Егоровна, стала первой учительницей для Петюни с Игнатом.
При школе был старый яблоневый сад и своё подсобное хозяйство. Ведал всем этим завхоз Тимофей Дмитриевич, инвалид войны, которого все звали просто Митричем. Ребятишки знали, что завхоз хромает и ходит с палочкой, потому что у него на правой ноге протез до колена. В первый класс вместе с Петюней и Игнаткой пошёл его внук Митька, с которым они дружили. Митрич был в школе и за сторожа, благо его дом располагался как раз рядом.
Раньше ребятишки ходили в школу, кто в чём. Но в 1948 году была введена школьная форма. Её надо было покупать, и в сельской школе большинство ребят учились без формы. Однако в год, когда Петюня с Игнаткой должны были переступить порог школы, всем первоклассникам предписывалось иметь школьную форму.
Старик помнил, какую радость они с Игнаткой испытали, когда в одно из воскресений августа поехали с родителями в город за формой. Больше всего на мальчишек произвели впечатление чёрные кожаные ремни и фуражки с кокардами из жёлтого металла. На кокардах были изображены лучи солнца с рифлёной буквой «Ш», окружённые лавровыми венками. На ремнях были жёлтые бляхи с точно таким же рисунком.
- Ух, ты! – восклицали Петюня с Игнаткой, вертясь перед зеркалом - смотрите, мы на военных похожи, только сапог не хватает и цвет другой.
- А ещё погон нет, - добавил Петюня.
Действительно, вместо рубашки – гимнастёрка со стоячим воротничком на пяти пуговицах. И гимнастёрка, и брюки были серого цвета. Как не радоваться - это были их первые в жизни костюмы. Такие моменты в жизни не забываются никогда.
Учились мальчишки в школе с большим интересом. Родители Петюни радовались: сын рос любознательным. Повезло, что школа находилась в их селе и не надо было вышагивать километры, как ребятишкам из соседних деревень.
В школе Петюня узнал, почему их поселение называется село, а другие поселения в колхозе – это деревни. Учительница Серафима Егоровна уже в первый день знакомства рассказала об этом первоклассникам.
- Наша школа находится в селе Волково. Но учатся в ней ребята из села и окрестных деревень, - рассказывала Серафима Егоровна. Есть в нашем селе свой медицинский пункт, клуб с кинозалом и библиотекой, магазин. Это, ребята, всё относится к общественным местам. Здесь же располагается правление нашего колхоза. Вот первое отличие, так как в деревнях этого нет.
- Второе отличие: в селе всегда живёт больше людей, чем в деревне, - продолжила свой рассказ учительница. Слово «деревня» произошло» от слова «двор». А на какую мысль это вас наталкивает?
- Один двор – это тоже деревня! – сообразил сразу Петюня.
- Правильно, Петя, молодец! – подбодрила его Серафима Егоровна.
- Но в старину, ребята, главным отличием в селе было наличие церкви. Когда-то она была и в Волкове. Но религия – это опиум для народа, поэтому при советской власти церковь в Волкове была закрыта.
Петюня никак не мог понять, что означают слова «опиум для народа», но спрашивать у Серафимы Егоровны не стал, почувствовав что-то неправильное в словах учительницы: в доме Красавиных были иконы и крестильные крестики, которые тщательно оберегала бабушка Тоня.
- Бабушку Тоню спрошу, – решил он.
- Третье отличие – это наличие в селе какого-нибудь производства. В старину в Волкове была своя мельница, лесопилка и маслобойня, - продолжала рассказывать Серафима Егоровна, - а сейчас, вы все знаете, наш колхоз занимается молочным скотоводством, у нас есть большие поля, где выращиваются различные сельскохозяйственные культуры.
С этим Петюне было всё понятно.
В школе от Серафимы Егоровны Петюня узнал, что его имя в переводе с греческого языка означает «камень, скала», а имя Игната в переводе с латинского - «огненный». Вот тогда-то он впервые серьёзно задумался о своём характере и о словах отца, который часто говорил ему, что надо быть смелее. Петюне впервые стало обидно за себя, что он такой - ни рыба ни мясо. Как-то раньше он этого не осознавал. Тогда-то Петюня решил брать во всём пример с Игнатки, который всегда был его защитником.
После окончания начальной школы в селе мальчишки уехали в Ярославль, закончили там семилетнюю школу, а потом пошли учиться в техническое училище при шинном заводе. Жили в Ярославле у Игнаткиной тётки, сестры его отца. На выходные приезжали домой и ходили в сельский клуб теперь уже не только в кино, но и на танцы.
Там-то и произошла первая в жизни Петюни серьёзная драка. Еще в школе два друга влюбились в одну девчонку, в одноклассницу Таньку из соседней деревни Андреевки в километре от Волкова, после занятий провожали её до дома и по очереди несли портфель.
После окончания семилетки Танька стала работать на ферме дояркой. Когда мальчишки на выходные приезжали в село, они втроём ходили в клуб. Танька никак не могла решить, кто же ей больше нравится, и танцевала с ними по очереди. Потом уже стало ясно, что это была просто дружба: Танька вышла замуж за москвича, который служил на военном аэродроме недалеко от Волкова.
По субботам солдатам давали увольнительную, так куда им идти, как не в клуб. Других развлечений в округе не было. Из соседних деревень в сельский клуб приходили и девчата, и парни. Драки из-за девчат вспыхивали частенько. Вот с этим москвичом и подрались Игнатка с Петюней, решили показать ему, кто в доме хозяин.
Конечно, драка вышла значительная: все местные объединились против солдатиков.
- Нечего им девчонок наших отбивать, - говорили они.
Солдаты действовали армейскими ремнями с металлическими бляхами, а деревенские взяли дрыны. Кровищи пролилось уйма, досталось всем.
Петюне металлическими пряжками пробили голову, а Игнату совсем не повезло – нос сломали, бровь рассекли пряжкой от ремня и вывернули руку. Местная фельдшерица только перевязала их, а в городской больнице, куда пришлось трястить десять километров на телеге , хирург наложил Петюне семь швов. Игнату пришлось помучиться из-за перелома носа, очень неприятные ощущения.
Читать главу 7 http://proza.ru/2020/11/17/1421