Старик. Глава 6

Вера Сергеевна Семенова
       В школу они пошли в 1953-м, в год смерти Сталина.  Петюне исполнилось семь лет в мае,  а Игнатке - в августе. От рождения рос Петюня слабеньким, да и  родился он в 1946 году на месяц раньше срока. Катерина, когда вынашивала его, часто голодала, так как время было послевоенное, не говоря о том, что пришлось испытать в годы войны.

       В 1946-1947 годы в СССР был голод, затронувший и Поволжье.  Урожая собрали мало из-за засухи. В колхозе «Путь к коммунизму», куда входило село Волково и окрестные деревни,  председатель объявил, что никаких продовольственных пайков в счёт трудодней колхозники  не получат – платить нечем. Собранное зерно, картофель, свёкла, капуста, лук и другие овощи  сданы государству. Придётся  самим выживать за счёт подсобных  хозяйств и огородов.

        А как выживать? С подсобных хозяйств и огородов колхозники тоже должны были  сдавать государству и яйца, и картофель, и мясо, и другие сельхозпродукты. Сдашь, а взамен получишь какие-то квиточки об оплате сельхозналога. Излишков в хозяйстве для торговли после уплаты налога не было,  денежных выплат на трудодни тогда не получили. А цены на зерно подскочили - и вся зерновая продукция подорожала. Вот тебе и сапожник без сапог.   

        Потом, уже в двухтысячных,  старик узнал, что зерно шло для продажи на экспорт и для создания резервного стратегического запаса на случай войны, и голода в СССР могло бы и не быть, так как у государства были достаточные запасы зерна. Оказалось, что часть этого зерна была загублена из-за того, что склады не были приспособлены к хранению.
      
        Выживали в семье Красавиных благодаря той мизерной денежной плате, которую получал отец Петюни на должности директора МТС. Колхозы обязаны были не только выполнять договорные поставки  государству, но и полностью рассчитываться с МТС на основании заключённых договоров. А из-за неурожая натуральные выплаты были малы.
 
       То, что Петюня в детстве переболел дистрофией, так это  последствие тех тяжелых лет. Мамка голодала, молоко у неё пропало, как кормить маленького сынышку? Бабушка Антонина рассказывала Петюне, что по весне собирали молодую крапиву, выкапывали съедобные корни растений, добавляли в муку разные листья, цветы липы, клевер, лопухи, варили кожу. Что только не ели, чтобы выжить. Хорошо ещё, что лес рядом и Волга.

       Если и удавалось достать немного зерна у спекулянтов в городе, то делали муку, которую  разводили пожиже тёплой водой и кормили Петюню. А в августе 1946 года родился Игнатка, и мать его, Елизавета, стала подкармливать Петюню, сына подруги. Молока хватало на двоих.

        Елизавета сама была из городских, а вышла замуж за деревенского парня, отца Игната. Была она не избалованной городской фифой, а работящей и скромной девушкой. В детстве всегда присматривала за младшим братишкой и помогала матери по хозяйству. Катерина сразу с ней подружилась.  В трудные годы подруги   во всём выручали друг друга.
 
       Родные Елизаветы оставались в Ярославле. Отец занимал видную должность в городе, получал продовольственный паёк и помогал дочери.

       А потом уже мальчишек стали овощами протёртыми кормить, так и выжили они. Но Игнатка покрепче Петюни был. Так что они с Игнаткой не просто друзья, а молочные братья.

       Петюня мог бы ещё годик дома посидеть – это разрешалось - но очень ему хотелось пойти в школу вместе с другом.  Да и директорша школы Ирина Александровна уговорила родителей отдать сына в школу пораньше, так как мало детишек было в первом классе.  В Волкове да пяти окрестных деревнях  даже десяти учеников не набиралось. Это и понятно, рождаемость в послевоенные годы, как и в годы войны, была низкой, а детская смертность  высокой.

        Волковская начальная школа была старая, деревянная, сложенная  в начале 30-х годов на месте прежней дореволюционной постройки. В ней   когда-то учились   и мамка, и   тётя Дуня, и дядя Ефрем, и дядя Егор – отец Игната.
 
         В здании помещались три учебных кабинета, маленький спортзал, где занимались физкультурой в непогоду, и квартира, в которой жила директорша Ирина Александровна.  Школа была начальной, всего четыре ступени. Из-за нехватки кабинетов в одном из них учились ученики третьего и четвёртого классов в разные смены.

          В тот год, когда Петюня с Игнатом пошли учиться в школу, в первый класс набрали девять детей, во втором и третьем училось по шесть, а в четвёртом  - всего четверо. На всю школу  двадцать пять учеников. Ирина Александровна учила ребятишек из третьего и четвёртого классов. В школе были ещё две молоденькие учительницы. Одна из них, Серафима Егоровна, стала первой учительницей для Петюни с Игнатом.

        При школе был старый яблоневый сад и своё подсобное хозяйство. Ведал всем этим  завхоз Тимофей Дмитриевич, инвалид войны, которого все звали  просто Митричем.  Ребятишки знали, что завхоз хромает и ходит  с палочкой, потому что у него на правой ноге протез до колена. В первый класс вместе с Петюней и Игнаткой пошёл его внук Митька, с которым они дружили. Митрич был в школе и за сторожа, благо его дом располагался как раз рядом.

       Раньше ребятишки ходили в школу, кто в чём. Но в 1948 году была введена школьная форма. Её надо было покупать, и в сельской школе большинство ребят учились без формы. Однако в год, когда Петюня с Игнаткой  должны были переступить порог школы, всем первоклассникам  предписывалось  иметь школьную форму.
 
       Старик помнил, какую радость они с Игнаткой испытали, когда  в одно из воскресений августа поехали с родителями в город за формой.  Больше всего на мальчишек  произвели впечатление чёрные кожаные ремни и фуражки с кокардами из жёлтого металла. На кокардах были изображены лучи солнца с рифлёной буквой «Ш», окружённые лавровыми венками. На ремнях были   жёлтые бляхи с точно таким же рисунком.
 
       - Ух, ты! – восклицали Петюня с Игнаткой, вертясь перед зеркалом - смотрите, мы на военных похожи, только сапог не хватает и цвет другой. 
       - А ещё погон нет, - добавил Петюня.
        Действительно, вместо рубашки – гимнастёрка со стоячим воротничком на пяти пуговицах. И гимнастёрка, и брюки были серого цвета. Как не радоваться - это были их первые в жизни костюмы. Такие  моменты в жизни не забываются никогда.

       Учились мальчишки в школе с большим интересом. Родители Петюни радовались: сын рос любознательным. Повезло, что школа находилась в их селе и не надо было вышагивать километры, как ребятишкам из соседних деревень.
 
       В школе Петюня узнал, почему их поселение называется село, а другие поселения в колхозе – это деревни. Учительница Серафима Егоровна уже в первый день знакомства рассказала об этом первоклассникам.
        - Наша школа находится в селе Волково. Но учатся в ней ребята  из села и  окрестных деревень, - рассказывала Серафима Егоровна. Есть в нашем селе свой медицинский пункт, клуб с кинозалом и библиотекой, магазин. Это, ребята, всё относится к общественным местам. Здесь же располагается правление нашего колхоза. Вот первое отличие, так как в деревнях этого нет.

       - Второе отличие: в селе  всегда живёт больше людей, чем в деревне, - продолжила свой рассказ учительница. Слово «деревня» произошло» от слова «двор». А на какую мысль это вас наталкивает?
       - Один двор – это тоже деревня! – сообразил сразу Петюня.
       - Правильно, Петя,  молодец! – подбодрила его Серафима Егоровна.

       - Но в старину, ребята, главным отличием в селе было наличие церкви. Когда-то она была и в Волкове.  Но религия – это опиум для народа, поэтому при советской власти церковь в Волкове была закрыта.
 
        Петюня никак не мог понять, что означают слова «опиум для народа», но спрашивать у Серафимы Егоровны не стал, почувствовав что-то неправильное в словах учительницы: в доме Красавиных  были иконы и крестильные крестики, которые тщательно оберегала бабушка Тоня.
        - Бабушку Тоню спрошу, – решил он.
 
        - Третье отличие – это наличие в селе какого-нибудь производства. В старину в Волкове была своя мельница, лесопилка и маслобойня, - продолжала рассказывать Серафима Егоровна, - а сейчас, вы все знаете, наш колхоз занимается молочным скотоводством, у нас есть большие поля, где выращиваются различные сельскохозяйственные культуры.
        С этим Петюне было всё понятно.

        В школе от Серафимы Егоровны Петюня  узнал, что его имя  в переводе с греческого языка означает «камень, скала», а имя Игната в переводе с латинского -  «огненный».  Вот тогда-то он впервые серьёзно задумался о своём характере и о словах отца, который часто говорил ему, что надо быть смелее. Петюне впервые стало обидно за себя, что он  такой - ни рыба ни мясо. Как-то раньше он этого не осознавал.  Тогда-то Петюня решил брать во всём пример с Игнатки, который всегда был его защитником.

        После окончания начальной школы в селе мальчишки уехали в Ярославль, закончили там семилетнюю школу, а потом пошли учиться в техническое училище при шинном заводе. Жили в Ярославле у Игнаткиной тётки, сестры его отца. На выходные приезжали  домой и ходили в сельский клуб теперь уже не только в кино, но и на танцы.

       Там-то и произошла первая в жизни Петюни серьёзная драка. Еще в школе два друга влюбились в одну девчонку, в одноклассницу Таньку из соседней деревни Андреевки в километре от Волкова, после занятий провожали её до дома и по очереди несли портфель.

       После окончания семилетки Танька  стала работать на ферме дояркой. Когда мальчишки на выходные приезжали в село,  они втроём ходили в клуб. Танька никак не могла решить, кто же ей больше нравится, и танцевала с ними по очереди. Потом уже стало ясно, что это была просто дружба: Танька вышла замуж за москвича, который служил на военном аэродроме недалеко от Волкова.

        По субботам солдатам давали увольнительную, так куда им идти, как не в клуб. Других развлечений в округе не было. Из соседних деревень в сельский клуб приходили и девчата, и парни.  Драки из-за девчат вспыхивали частенько.  Вот с этим москвичом и подрались  Игнатка с Петюней, решили показать ему, кто в доме хозяин.

       Конечно, драка вышла значительная: все местные объединились против  солдатиков.
 
       - Нечего им девчонок наших отбивать, - говорили они.

       Солдаты действовали армейскими ремнями с металлическими бляхами, а деревенские взяли дрыны. Кровищи пролилось уйма, досталось всем.

       Петюне металлическими пряжками  пробили голову, а Игнату совсем не повезло – нос сломали, бровь рассекли пряжкой от ремня и вывернули руку.   Местная фельдшерица только перевязала их, а в городской больнице, куда пришлось трястить десять километров на телеге , хирург наложил Петюне семь швов.   Игнату пришлось  помучиться из-за перелома носа, очень неприятные ощущения.

Читать главу 7 http://proza.ru/2020/11/17/1421