Я сочиняю и на ижорском языке...

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Это фрагмент из сборника «Ингрия – наша родина. Воспоминания, эссе, стихи, рассказы, СПБ, ГЙОЛЬ , 2020». Как составитель представляю на своей странице творчество     одного из его  авторов.
             
Лев Бабурин Род. в 1983 году В Петербурге ( Ленинграде ), лингвист, канд .фил . наук ,преподаватель английского и французского языков.  Увлечен изучением нижнелужского  диалекта ижорского языка, фольклора ,   культуры финно-угорских народов .


                Чудская песня

Сразу несколько селянок кликнули домой своих детей, и повсюду раздалось слово «чудь», после чего деревня как будто вымерла.
По дороге шло пятеро человек разного возраста в рваных рубахах, с небольшими котомками, напевая какую-то нерусскую песню.
Крестьянки с детьми затаились по домам. Каждая вспоминала недавнюю весть, как по одной из окрестных деревень прошла чудь, а потом там от молнии сгорел дом, и никто из жильцов не успел выбежать. Каждая думала, скрестив пальцы: «Поют, а Бог знает, чт; они там поют. Может, нашу деревню так же околдовывают. Если б мой муж не был в поле, он бы вам тут попел!»
Когда странники дошли до последнего дома, оттуда вышла вдова, с которой односельчане почему-то всегда мало общались, и вынесла тем медную монетку. А её единственный сын стоял прислонясь к забору и слушал их причудливую песню. Он не разбирал слов этой песни и при этом по переливам голосов чувствовал, что в ней поётся о чём-то одновременно простом и возвышенном, торжественном и печальном.
15.05.2005
                Песня из сна

Среди таёжного сумрака, пронизанного лучами летнего утреннего солнца, раздался звонкий карельский напев – тот самый, лежавший где-то в невероятно глухих закоулках памяти… В этот же миг он сменился громким лаем, и образ растаял.
«Да когда ж ты, наконец, сдохнешь ?!» – подумал, просыпаясь, Егор. Уже в который раз он проклинал и соседского пса, которого хозяева и не пытались угомонить, и хрущёвскую эпоху, когда строились вот такие тонкостенные дома, и тот день, когда его мать выбрала эту квартиру. «Придётся во второй раз навестить участкового!» – решил он.
Позавтракав, он, однако, первым делом уселся за компьютер и зашёл в социальную сеть. Из страниц его друзей первым был виден аватар его бывшей одноклассницы Ксении. В последний раз он посещал её страницу около месяца назад. Кликнув на неё, он стал привычно просматривать сообщения на её стене, как вдруг его внимание привлекло небольшое объявление: «10 февраля в 19:00 в клубе "Восход" пройдёт фестиваль этнической музыки. Вход свободный». «Завтра!» Егор стал вспоминать, какие дела у него запланированы на завтрашний вечер; кажется, ничего важного. «Хоть один вечер послушаю что-нибудь более приятное, чем вой этой проклятой собаки!»


- Егор? Привет! Какими судьбами? – послышался знакомый и вместе с тем давно не звучавший ласковый голос.
Он обернулся.
- Привет! А я тут, кстати, благодаря тебе оказался, – произнёс он с улыбкой.
- Как это?
- Прочёл твой пост на стене.
- А, вот оно что! – Ксения улыбнулась, удивлённо качнув головой. – А ты что, тоже этникой увлекаешься?
- Есть такое.
- Тогда составишь мне компанию? Я хотела со своей новой подружкой пойти, а у неё в последний момент какие-то дела образовались.
- Хорошо.


Выступало пять коллективов, играющих музыку разных народов Европы и Сибири. Репертуар последнего из них составляли песни на прибалтийско-финских языках, исполняемые под скрипку и кантеле*. Внезапно…
- Егор, что с тобой? – почти испуганным полушёпотом спросила Ксения.
Тот, сидя с широко раскрытыми глазами и разинутым ртом, сделал знак, чтобы она его не отвлекала. В его памяти всплыл дремучий лес, освещённый утренней зарёй, и нечто более давнее, совсем неясное – он даже не знал, из его ли жизни…
Когда песня отзвучала, Ксения, совершенно опешившая, вновь обратилась к Егору:
- Что с тобой сейчас было?
- Ты не поверишь! Эта песня приснилась мне вчера!


После концерта она спросила его:
- Ты на метро?
- Да.
- Тогда нам по пути.
По дороге она сказала:
- Через неделю, в следующее воскресенье, в арт-кафе «New Way» выступает ингерманландский народный ансамбль. Пойдёшь?
- Было бы неплохо. А во сколько и почём?


В двенадцатом часу ночи Егор пришёл домой.
- Ну, как концерт? – спросила его мать.
- Лучше не бывает! Через неделю, если получится, ещё на один схожу.
- Давно бы так! Нечего все выходные дома просиживать!


Ложась спать, он подумал: «Хм, если так пойдёт и дальше, может, я в итоге соседям и спасибо скажу!»
11-12.11.2013







                Ижоре

Где ты, доблестная ижора,
Что страшила самих варягов,
О которой сам римский папа
Был наслышан в те времена?
Где ты, Невской земли опора,
Грозный вид жёлто-синих стягов?
Ты с какого, скажи, этапа
Оказалась побеждена?

Стражи Ингрии древней, где вы?
Тяжки о судьбе вашей думы!
Неужели все почивают
Там, куда и я попаду,
И осталися лишь напевы,
Экспозиции да костюмы,
Что потомки их надевают
Всего несколько раз в году?!
04.09.2013

Viimein tee*

Когда достроят порт, невдалеке
Мелькнёт последняя рыбачья лодка.
В ней уплывёт вожанин налегке –
Быть может, примет Кунда или Котка.

Покинет навсегда он край родной,
Теперь уже невыносимо тесный,
Куда неясно унеся с собой
Последний уголёк культуры местной.
17-18.10.2013


 Ai mi; polloine poika!
(ижорская народная песня)**

Ai mi; poika, polloine poika,
Polopoika pikkarain,
Polopoika pikkarain!

Jovvuin kolmee, kolmee kovvaa,
Kaheksaa karkiaa,
Kaheksaa karkiaa!

Hepoisee hirnuvaa,
Venehessee vootavaa,
Venehessee vootavaa.

Venehessee vootavaa,
Naissee kusirippaa,
Naissee kusirippaa.

Venehen tulelle poltin,
Heppoisen suelle syytin,
Heppoisen suelle syytin.

Heppoisen suelle syytin,
Naisen tavvelle tapatin,
Naisen tavvelle tapatin.

P;;sin kolmest, kolmest kovast,
Kaheksaast karkiaast,
Kaheksaast karkiaast. Ах я бедный парень!

Ах я парень, ах, бедный парень!
Бедный-бедный паренёк!
Как попал я в три несчастья,
В восемь горестей попал!
И кобыла ржёт всё время,
И челнок всё течь даёт!
И челнок всё течь даёт,
Да и жёнка неопрятна!
Сжёг челнок свой на костре я
И скормил кобылу волку.
Я скормил кобылу волку,
Жёнку дал убить болезни.
Миновали три несчастья,
Восемь горестей прошли!
25.03.2014

                Oma henki*

Жив ещё призрак леса вперемежку с ижорскими кюлями**
Там, где больше трёхсот лет стоит славный город Петра.
Январями морозными ли, знойными ли июлями
Ладвы*** тёмной тайги всё качают морские ветра.
25.10.2015

                Pitoruno****

Позвала на пир сестрица,
Позвала на пир родная:
«Приходи, родимый братец:
Много яств у нас там будет –
Все столы ломиться будут,
Всем не съесть и за неделю!»

«Не пойду к тебе, сестрица,
Не пойду на пир, родная:
Я в присест лося съедаю,
Я в два счёта съем медведя –
Будут жаловаться гости,
Что еды им не хватает!»

Позвала на пир сестрица,
Позвала на пир родная:
«Приходи, родимый братец:
Наварю котёл я пива,
Два котла хорошей браги –
За неделю всем не выпить!»

«Не пойду к тебе, сестрица,
Не пойду на пир, родная:
Выпью враз я бочку пива,
Осушу две бочки браги –
Будут жаловаться гости,

Что им нечего и выпить!»

Позвала на пир сестрица,
Позвала на пир родная:
«Приходи, родимый братец:
Ты ведь сотню песен знаешь,
Двести всяческих напевов –
Всё гостей моих потешишь!»

«Не пойду к тебе, сестрица,
Не пойду на пир, родная:
Коль начну, то сотню песен,
Двести всяческих напевов
За один раз исполняю –
Утомятся твои гости!»

Позвала на пир сестрица,
Позвала на пир родная:
«Приходи, родимый братец:
Месяцами мы в разлуке,
Не общаемся годами –
Разве это не печально?!»

«Я приду к тебе, сестрица,
Жди меня на пир, родная:
После месяцев разлуки,
После долгих лет безвестных
Свидимся мы наконец-то,
Пообщаемся мы вдоволь!»
16.11.2016



Hoz mie itken
(ижорская народная песня)

Hoz mie itken, hoz mie laulan –
Ei miun p;iv;ni parene,
Ei miun p;iv;ni parene,
Ei miun itkuni alene.

En mie laula laulujani,
En ilo iloisian,
Mie vaan laulan laesejii
Ja iloe suruisian.

Ei itku emolle kuulu,
Suru ei isolle kuulu.
Kas mie panin parrelleni,
K;;rin k;sivarrelleni,
K;;rin k;;nelet ker;ll;,
Ker; viere t;nne p;in.

En mie sano kellek;;,
En mie, kultaa, kukukkaa.
Vain mie sanon vaa ;hell;,
;ks sanoo ;heks;ll;.

Ko tuloo kesoine aika
Ja se maalla marja-aika,
Siis m;;n mets;;n marjajaan,
Siel mie kurtan kuusipuill,
Siel mie kurtan kuusipuille
Ja komille koivupuulle. Хоть я плачу


Хоть я плачу, песни распевая, –
Жизнь не станет лучше для меня,
Не спрямится тропочка кривая,
День ясней не будет ото дня.

Радости в моём не слышно пенье:
Счастья от неё ждать проку нет –
Пусть лишь грусть мне будет в утешенье,
Пусть она лишь даст мне свой совет.

Матери не слышно, как я плачу,
Невдомёк отцу печаль моя:
Я в клубок незримый слёзы прячу,
И храню его надёжно я.

Я таю тоску от всех в округе,
За замком скрыв горькие слова:
Стоит рассказать одной подруге –
Разойдётся далее молва.

А когда закончатся метели –
В чащу я по ягоды пойду;
Поклонюсь я там высокой ели,
Разговор с берёзой заведу.
22.04.2017

Linturuno*

Птицы пёстрой песнь печали
Вознесёт вечерним ветром,
Ручейком развеет резвым,
Новый недосып нагонит.
Так тревожится, томится
Долгие десятилетья
Сердце,
              слыша среди сосен
Звук заманчивый звенящий.

Птица певчая, поведай,
Почему поёшь печально,
Мирно мне мечтать мешая,
Будоража безмятежность,
Голосом года гоняешь,
Летний лес легко лелея,
Манишь мрачные мне мысли,
Сон сомнением сменяя!
12-13.09.2017

***

H;vv; uuttA toivo, miun v;ki!
M;nn;d vuvvEd toinE toisEn j;lke;
Seiso ;ksinn; veel' mustA m;ki –
Vaa jo senen ;l n;;ttIj; valke.
30.04–01.05.2019 ***

С новою надеждою, мой народ!
Идут годы друг за другом;
Стоит ещё одиноко чёрная гора –
Только уже над нею виднеется свет.