Собачьи предчувствия

Борисова Алла
Случилось всё это лет десять назад. Тогда, впрочем и сейчас почти так же,
в нашей стране, отношение к риэлторам колебалось от "Прохвосты!... Откуда только берутся на нашу голову!" до "Молодцы!... Отличные ребята!... Влип бы по уши, спасибо — рядом были.".

Работать на таком фоне — дело привычное. Не особо обращаешь внимание — нервы дороже.

Вопреки распространённому мнению: "Это что-ли работа?! Позвонил, съездил, поговорил, а денег немерено", — профессия не из лёгких. Лёгких вообще не бывает, особенно, когда работа связана с людьми. И здесь "Клиент всегда прав!" — святое. А клиенты, ситуации, совершенно разные. И на что способны некоторые, что может произойти — в кошмарном сне не приснится.

Везде есть свои плюсы и минусы. Здесь, за плюс вполне можно засчитать воспоминания. Не только те, когда сделки благополучно завершаются, и все счастливы, но и нестандартные, вымотавшие тебе нервы, но давшие опыт. А те, что шли на грани "форс-мажора" забыть вообще нереально.
Вспоминая о таких и насмеёшься, и наплачешься и в сотый раз задумаешься о том, сколько всего непонятного случается в жизни, и как всё взаимосвязано.


Подбор "объекта недвижимости", куда или откуда клиент желает въехать-выехать, занимает разное количество времени, которое выносит мозг и разрушает нервную систему. Однако рано или поздно ты выруливаешь к такой замечательной стадии-этапу, как "нотариат" — одно из первых завершающих. Все знают, что дальше будет легче.

В такие дни настроение тревожно-радостное. Концентрация на высшем уровне, зарываешься в кучу документов, ездишь к нотариусу, сверяешь копии и часы. Накануне "нотариата" успеваешь пару раз выйти из себя и вернуться, вздремнуть, выпить весь запас кофе, вспомнить все молитвы и заклинания на удачу, но остаться дееспособным и вполне адекватным.

***

Однажды, накануне именно этого этапа, как и следовало, всё было сдано нотариусу: копии, справки, выписки, формы. Согласовано время, предупреждена цепочка: участники, и можно было спать более-менее спокойно часов до семи утра.

Разоравшийся телефон в пять утра, сработал, как взрыв снаряда где-то очень близко: чуть ли не на моём балконом. Можно было и не просыпаясь понять — что-то пошло не так.

Минут пятнадцать из-за судорожных всхлипываний, доносившихся из мобильника, невозможно было что-либо разобрать — буквы, слоги и всё. Постепенно, по отдельным словам, вперемешку с рыданиями: "...тварь... выгнать... давно... всю ночь грыз... что за собака? ...застрелиться... паспорт... Картинка начала проясняться. Упитанный домашний питомец породы "боксёр", всю ночь старательно грыз паспорт собственницы продаваемого недвижимого имущества. В чём к приходу хозяйки на кухню, почти преуспел.

Приезд на место происшествия не порадовал. Довольная морда пса, истерика хозяев и остатки обгрызанного постранично документа, — какая тут радость. Но больше всего удивило и озадачило, что собака точно не собиралась съесть удостоверение личности полностью. Здесь были какие-то иные, только ей одной понятные цели. Существенно пострадали не все страницы, а лишь основные. А вот фотография не тронута. Чтобы это могло значить? Оставлена в насмешку, мол, во, как умею! Или из любви к хозяйке?

Ничто в мире не происходит просто так. В "Недвижимости" же достаточно быстро познаёшь мистическую сторону этой работы. Убеждаешься, например, в том, что не человек выбирает квартиру, а квартира тщательно присматривается к тем, кто набивается в статус хозяев. Разумеется, можно настоять на своём и даже при явном нежелании неодушевлённого существа: жилого помещения, закрыть на всё глаза, осчастливить новосёлов и даже, если получится, вселить их туда. Но в будущем добра от этого не будет.

Варианты разные у новых собственников. Наваливаются болезни, неприятности и другие, вроде и обычные, но угнетающие вещи, которые рано или поздно, приведут к новой продаже или обмену.

Так что вот такое ЧП на кануне нотариата было не случайным, — это стажёр мог не знать, а я понимала.

По этой сделке семья продавала две квартиры в Питере, с целью переехать в загородный дом, получить солидную доплату наличными на благоустройство райского уголка в посёлке городского типа.
Инициатива исходила от женщины среднего возраста, имеющей дочь-школьницу, маму-пенсионерку, неудачницу-сестру и того самого "боксёра".

Ей самой ничего подобного и не пришло бы в голову, не появись в её жизни тридцатилетний мужчина с автомобилем, бывшей женой; цветами, обходительностью, с влюблёнными глазами и жаждой устроить их совместное семейное счастье. Попутно осчастливить всех членов её семьи, включая собаку, — в загородном доме, подальше от каменных джунглей.

Галантность, шквал подарков, любезностей, свежесть чувств, влюблённость, достаточно быстро склонили Светлану к согласию с женихом и, напрочь отрезали внимание к пожеланиям, просьбам домочадцев.

Дом с фруктовым садом, покупатель на их двушку, были найдены. Все острые углы с Органами Опеки остались позади, и мечта перешла из разряда несбыточных в реальность.

***

Я стояла на кухне, держа в руках обглоданный паспорт и, как ни странно, думала не о том, что нотариат по такому документу вряд ли возможен, а совершенно о другом: "Почему так категорически против всего этого был пёс?". Я не оракул, не ясновидящая, однако это не мешало понимать, что самое разумное — не продавать и ничего не покупать. Не уезжать отсюда и не въезжать в милый домик, по крайней мере сейчас. А вот почему — знали только Бог и собака, так спокойно и вальяжно развалившаяся около двери на кухню.

В глазах животного светилась гордость за честно выполненный долг: охранять хозяев. Я видела это настолько явно, словно у пса в лапах табличка была: "Я верный и преданный парень. Защищаю".

Понимать я могла что угодно и сколько угодно, но рассказать о своих мыслях Светлане стало бы дикой глупостью. Не услышит. И раньше-то никого не услышала, а такой бред? Её мечты — дальнейшая жизнь в двухэтажном доме, стоящем на одиннадцати сотках земли, окружённом сливовыми деревьями, цветами. Симпатичная "альпийская горка", банька и все остальные прелести загородного бытия в кругу семьи.

Нотариат переносить не пришлось. После получасовой дискуссии нотариуса с коллегами, тщательного просмотра, привезённых накануне копий и пакета оригиналов правоустанавливающих документов, всех участников сделки, лёд тронулся. И всё пошло как обычно: шуршали бумаги, светились мониторы, подписывались договоры, ставились печати.

В тот раз я не выходила от нотариуса со счастливой улыбкой. Что-то мешало радоваться благополучному исходу. Светлана же, буквально, светилась. Улыбался и её избранник. Они были довольны, а утренние беды позабылись.

***

Финал этой истории, последовал через несколько лет. Достаточно часто, бывшие клиенты поддерживают отношения со своими агентами. Благодаря этому я и узнавала, как быстро и печально развивались события дальше. Скорая смерть светланиной матери, жившей грустной, затворнической жизнью, не имеющей возможности даже позвонить родной сестре, родственникам, друзьям. Мобильник, по распоряжению нового зятя, ей не полагался. Просьбы позвонить не рассматривались.

Рождение второго ребёнка, вскоре после скромной свадьбы; покупка дорогой, новой машины молодожёну; бегство старшей дочери к тётке в Питер и в конце-концов, неожиданное, без особых объяснений, требование развода, Недолго музыка играла. Такое заявление повергло в глубокий траур, некогда счастливую, окрылённую любовью, женщину.

Попытки продать дом, дабы вернуться с двумя детьми и старенькой собакой в Петербург, не увенчались успехом из-за недостатка денежных средств. Простая и скорбная проза современной жизни. Оставшиеся от продажи квартиры деньги, были истрачены на благоустройство дома, на мебель, колодец; на красивую иномарку и открытие личного счёта на имя мужа Светланы.

За несколько лет, как любящая жена, она не скупилась, не экономила на супруге. Наоборот, одевала, покупая дорогие, модные вещи. Радостно выбирала вместе с ним новый, удобный автомобиль... На котором, он в итоге, и отъехал навсегда от загородного особняка, навстречу к другой, случайно встретившейся на его земном пути, второй половинке. С предыдущей, как он выяснил, произошла досадная ошибка.

Окончательный финал, не был абсолютно трагичным. Жизнь расставила всё по своим местам.

Память постепенно сотрёт горечь воспоминаний. Возможно, когда-нибудь Света вспомнит то далёкое утро и безумную, с обычной точки зрения, выходку собаки. Сделает другие выводы: научится замечать те знаки, которые посылает людям вселенная, дабы предупредить о том, чего можно избежать.

А я в очередной раз убедилась, что жизнь очень странная — в ней такая логика, что её трудно просчитать.
Если ты победил сегодня и бился насмерть, не думая о потерях, то потом может выясниться, что это была только видимость. Ты больше проиграл, чем выиграл.

И наоборот. Отступил, под давлением обстоятельств, чувствуешь себя побеждённым, проигравшим. Но проходит какое-то время, и то поражение оборачивается абсолютной победой, выигрышем там, где ты и не предполагал.