Две сотки

Раушан Галимов
Когда я зашел к ним в дом, старик Хужан, держа в руке предвыборную листовку, безжалостно материл наше верховное и могущее монархо-демократическое единовластие.
   – Все леса выпилили, подонки! Эти китайцы еще понаехали, всю Сибирь!..  После вырубки сто лет, какое там сто, тысяча лет еще лес не поднимется!.. Представь... это правительство чем вообще думает?!
   – Ну что поделаешь?.. Да, ты не переживай, дядя Хужан, лес не закончится. Где до этого была тайга, там снова деревья вырастут.
   – Вырастут они тебе! – с этими словами недовольный дед швырнул на пол пульт от телевизора.

Пульт задел мою левую руку. Хоть и больно было, я не подал виду. Я дяде Хужану пришел с общественным поручением. Нужно еще раз записать историю его орденов и наград, да и пригласить пожилых людей на празднование мероприятия, проводимого в клубе.

Скоро показалась в доме и его жена тетя Каима. Она зашла, закончив свои работы по хозяйству на улице, и поставила чайник. Скоро меня, как бы я не сопротивлялся этому, как очень дорогого гостя усадили за стол на самое почетное место. 

За чаем, дядя Хужан, как подобает людям его возраста, начал свою речь:
   – Все березы большого поля мы выдернули. Крутой луг корчевали целый год. На черной делянке, не помню сколько, эти кусты.. ооо... ладно, забыли... Держи, сынок.
   – Спасибо, дядя, не пью, я за рулем.
   – Сколько полей у нас лежат, не обрабатываются. В том году за вениками ходил, аж голова закружилась. Все заросло лесом. Мы пахали, пахали... Почему это вы не пишете в газете хоть?
   – Уже двадцать лет пишут. Думаешь, раз напишут в газете, сразу земля сама пахаться начнет, – сказала свое слово тетя Каима.
   – Природа свое берет. Где раньше лес был, там деревья прорастают все равно, – замолвил и я.
   – Вот, и не надо ждать природу! Нужно пахать и все!
   – Наше зерно, в смысле нашей зоны, пригодно лишь на фураж, потому и правительство нами не заморачивается. Может быть, так оно и есть. Сейчас скотины нет. Люди мясо продать не могут. Конечно, там в Бразилии буйволы круглый год едят зеленую траву, покупать у них, наверно, выгодно и нам, и им.
   – Накормишь страну одними лишь покупками! – проворчал старик.
  ... – Не скучаете по трактору, дядя Хужан? Не появляется желание иногда попахать, один гектар хотя бы? – поинтересовался я.
   – Нет! С семнадцати лет на “Колесном”. Холодный, медленно едет.. Нет... Ааа. В один год зятья мои купили трактор, сами не умеют ездить... ДТ-74! Стоял за огородом. Уже под семьдесят лет две весны, наверно, огород попахал.

Потом мы “позабыли” тему тракторной политики и пообсудили более важные проблемы другой области. Вспомнили и семь поколений моих предков. Мы с дядей оказывается ни далекие, хоть и не близкие родственники.

   – Дед, на парад пойдешь, там в центре Альфреда увидишь, скажи ему. Пусть огород наш вспашет! – сказала тут тетя Каима.
   – Ай, кибени!!! Оставлю на две сотки в этом году. Успеем, вспашется.
   – Да хоть полсотки, пахать все равно надо! – заметила тетя Каима.
   – Сейчас даже у молодежи в огороде одна трава растет. Хватить и две сотки, – поддержал словами я.
   – Были времена, когда весь огород засаживали. Все равно богатыми не стали!.. Ааа! Ну бывало на сахар, муку меняли картошку. В одну осень этот, АГВ, как там этот котел газовый привезли. В тот год, вроде, мы еще участок Мухтара же засеяли?.. А сейчас и продать некуда. В том году мороз ударил, жуков уйма. Одно мучение только.
   – Это точно, лучше свеклу, морковь посеять попросторнее, – решил поддакать я.
   – К черту! – повышая голос, махнул рукой старик. – На базаре навалом и огурец, и капуста. В магазин зайдешь, чего только нет, все что захочешь. Уже два года бабушка одну грядку лука только сеет... Не знаю, вроде не голодные.
   – Это, точно, – больше я ничего ответить не смог.