Милиционер по кличке Лимон

Раушан Галимов
Командир роты патрульно-постовой службы милиции Мусин только хотел на обед смыться, как дверь кабинета открылась, и за ней показалась голова комбата:
   – Фавадис! Разберись! Не знаю, что он хочет! – сказал он не заходя. Затем чуть ли не толчком завел какого-то старичка и закрыл за ним дверь.
   – Я ветеран труда! – заявил старик. – Сорок лет отработал на заводе имени Кирова. Я не позволю так со мной…
   – Что случилось?! – спросил старший лейтенант Мусин.
   – У меня дочь живет на Советской, я от них домой возвращался…
   – И что дальше? – снова пришлось перебит старика.
   – Я сам в милиции работал и причем долго работал…
   – Ближе к делу, дед!
   – Ваш милиционер назвал меня ишаком старым!
   – Ну слава Богу, наконец-то!.. И кто?
   – Не знаю я его имени, милиционер ваш какой-то.
   – Где это было?
   – На Ленина, возле гостиницы «Урал».
   – Там у нас территория десятого поста, да? – спросил ротный, повернувшись к сидячему за соседним столом командиру взвода Берсеневу.
   – Там и с одиннадцатого поста могут ходить, – ответил тот.
   – Ладно, найдем. Когда это было, сегодня?
   – Нет, позавчера. Шестого октября.
   – Так ведь позавчера было седьмое число. Ты что, дед? Как там Вас по имени отчеству?
   – Гималай Павлович!
   – Так шестого это было или позавчера, Гималай Павлович?
   – Позавчера, вроде. Восемь часов пятнадцать минут вечера.
   – Ема-е!!! – Мусин схватился за голову.

Его можно было понять. Два поста – уже четыре человека. В восемь пятнадцать могут патрулировать как старая дневная, так и новая ночная. Получается восемь сотрудников. Плюс позавчера и шестое – это уже два дня, так что получается шестнадцать милиционеров нужно проверить. Если с патрульным нарядом и водителями, еще восемь человек.
   – На машине он был или пешком?
   – Машину не видел.
   – Найдем. Найдем. Не беспокойтесь. Найдем и накажем по всей строгости. Если надо будет, то и уволим.
   – Мне нет дел до того, уволите его или нет. Главное, чтобы извинился.
   – Извинился?.. Давайте, дед, так сделаем: я за него перед Вами сейчас извинюсь, а его, когда найдем, сами накажем, обещаю. И вы сейчас спокойно пойдете себе домой.
   – Нет, нет, нет! Он сам лично должен перед мной извиниться!
   – А если не будет?
   – Тогда жалобу напишу в прокуратуру!
   – Да… Хоть он представился, назвал свою фамилию?
   – Не расслышал, говорил что-то.
   – Семен, позвони, позови кадровика с личными карточками всех с нашей роты, – сказал Мусин Берсеневу.
Когда тот поднял трубку, командир роты снова обратился старику:
   – Зачем он это сказал? Причины имелись, бухой может был?
   – Какие причины?! Он подошел и говорит: «Гражданин, будьте свидетелем». Я и послал его куда подальше, так и сказал: «Мне некогда!» а он мне: «Ишак старый!» Вот если бы обратился «уважаемый», то я бы может и согласился. Я же знаю, что вам слово «гражданин» запрещено говорит по новому правилу. Я знаю. Я сам в милиции работал и долго работал.

Скоро зашел батальонный кадровик. Дед просмотрел все семьдесят три фотографии, но никого не смог опознать конкретно.
   – Хоть какой он по виду? Старый, молодой, толстый, усатый, высокий – какой?
   – Не старый, но и не молодой. Усов, вроде нет. Не толстый. Ну высокий, как вот товарищ старший прапорщик примерно.
   – Откуда Вы знаете, что он высокий. Он же сидит.
   – В смысле сидит?
   – Высокий, как я?! – Берсенев засмеялся и встал на вес свой рост  в метр семьдесят один сантиметр.
   – Хорошо, хоть в званиях разбираетесь. Ну и какое звание у него было? – снова спросил Мусин.
   – А как же, я четыре года на подлодке служил. Боевое задания выполняли. Между прочем, нас американцы ух как боялись. Наш корабль назывался…
   – У него какое звание было?
   – Лычки были, но я не обратил внимания, но точно не прапорщик и не рядовой.
   – Может не из райотдела были милиционеры? Он как представился: Машиностроительное РУВД?
   – Да, да: УВД, УВД!
   – Так, УВД или РУВД? В городском управление тоже есть рота патрульно-постовой службы. А может это вообще участковый был?
   – Я своего участкового знаю. Поспелов у нас давно работает.
   – Поспелов уже с какого времени на пенсии, уважаемый?! Тот милиционер с папкой был?
   – Нет?
   – Может это ОМОНовцы были?
   – Да, да ОМОНовцы! Как вот товарищ старший прапорщик одет, в такой форме!
   – ОМОН ходит в камуфляже, Гималай Павлович!
   – Тогда нет, не ОМОНовцы.

Мусин взял рацию и начал вызывать патрульную автомашину.
   – Сто сороковой, ответь тринадцатому!
   – На приеме сто сороковой!
   – Забирай десятый и одиннадцатый пост и ко мне в кабинет! Срочно! Водитель тоже!
   – Хорошо!

Через двадцать минут все шесть милиционеров стояли перед стариком. Но того злодея, обидевшего Гималая Павловича, среди них не было. Когда они ушли, Мусин сказал деду:
  – Мы найдем его. Вы оставьте свой адрес, телефон. Мы свяжемся с Вами.
Старик сделал два шага в сторону выхода и вдруг остановился.
  – Лимон! Вспомнил его кличку. Его напарник кричал: «Лимон, я нашел понятого». Его кличка Лимон.
   – Кто у нас Лимон? – спросил Мусин у взводного, хотя он сам прекрасно знал всех по погонялам, даже не стеснялся иногда назвать человека по кличке, если она была не слишком обидная.
   – У нас, по-моему, нет такого, – ответил Берсенев. 
   – Сто сороковой, кто у нас Лимон? – спросил ротный по рации.
   – Нет такого, Фавадис Марганович!
   – Семен, кто у нас подходит под кличку Лимон? Подумай, пока. Дед, говоришь в милиции работал?
   – С семьдесят третьего по семьдесят пятый год во вневедомственной охране. Электриком.
   – Ах, электриком?! Я думал, ты за ворюгами гонялся.
   – А сигнализацию… кто устанавливает по-твоему, милиционер что ли?!..

   – Арзамасов подходит! Он у нас весь желтый и круглый! – перебил их разговор Берсенев.
Старик только глянул на фото Арзамасова и сразу сказал:
   – Это точно не он! Этот старый, а тот был моложе!
   – Шаридулов! Точно! У него баба на рынке фруктами торгует! И он в свои выходные дни рядом с ней трется постоянно! – радостно воскликнул Мусин.
Но и Шаридулова дед исключил:
   – Этот с усами, у того усов не было.
   – Байрамов! Он, он! Он предлагал один миллион рублей в отделе кадров, чтобы ему время стажировки сократили.
Гималай Павлович посмотрел на фото и махнул рукой:
   – Вы что? Этот черненький какой-то, а тот похож был на русского, –прокомментировал он. Затем добавил:
   – Ладно, пойду! Раз фамилию не знаю, сам виноват.

Только за стариком закрылась дверь, на улице кто-то заорал:
   – Димооон!!! Подождиии!!!
Тут дверь открылась и вошел снова тот старик.
   – Простите, кому только что кричали на улице? Я не расслышал, кажется кричали: «Лимон?» А вы говорите, что нет у вас такого.
   – Кричали: «Димон». Водителю автобуса. Его Дима зовут, Дмитрий, Димон!
   – Именно так и кричали в тот день. Значит, мне послышалось «Лимон».
   – Семен, кто у нас Дима? – спросил ротный.
   – Стаханов, Сидоров, Садовский.
   – Стаханов в отпуске, Садовский  прокуратуру охраняет. Сидоров, значит. – Фавадис Марганыч посмотрел на журнал. – Шестого октября днем на десятом стоял. О! Сегодня отдыхает, завтра в день должен выйти, – сказал он и по рации дал указание сто сороковому доставить из дома Сидорова.

Сидорова привезли через полчаса. Старик узнал его сразу. Марганыч не знал из-за этого что делать: то ли радоваться, то ли плакать.
   – Димон, зачем ты человека обозвал «гражданином» и еще «ишаком старым».
   – В смысле?! Когда, где?
   – Шестого, восемь вечера, возле гостиницы «Урал». Дед тебе как понятой нужен был. Вот Гималай Павлович хочет, чтобы ты извинился.
   – Простите, уважаемый, но я не говорил Вам слово «гражданин». Я сказал: «Один парень гараж ломал, его поймали, нужен понятой». А Вы отказались. И «ишаком» я никого не называл. Сказал: «Вот так, даже вы, старые люди, не поможете». …Ну извините, все равно, раз не так услышали.

Старик послушал его, молча просидел минуту и спокойно ответил:
   – Ладно, убедил ты меня. Может и не так услышал. Ты сам меня прости, если что. Пойдем, там за углом кафе есть, посидим, я угощаю.
   – Нет, спасибо, дед, некогда мне, – с этими словами милиционер по кличке «Лимон» поспешил на выход.