Разговор с психиатром, которого не было-28

Константин Матаков
   ***

- Что Вас смущает на сей раз?
- Сознание.
- Чье?
- Мое. И сознание как таковое.
- Какое вредное сознание.
- Сегодняшний тоскливый снег - это сознание.
- И поэтому Вам весь день хочется умереть?
- Самоубийство снега. Который сознание. Оно выпадает на землю реальности. Снег - это не то, что происходит с миром. Это то, что происходит с нами.
- Перестаньте плодить негативные образы! Их количество у Вас сейчас зашкаливает.
- Нет, что Вы! Никаких негативных образов тут нет.. Просто этот снег - мое сознание, и он происходит со мной. И потому он так уныл.
- К чему эта непременная мрачность? Вы повторяетесь с ней в который раз и становитесь предсказуемым. Ведь на первый снег можно взглянуть и со светлой стороны - как он красив, например.
- Светлая и темная стороны бытия тут ни при чем.
- Вы же знаете, что весь Ваш негативизм объясняется психологией, когда субъект вносит в восприятие мира свои личные черты. Вот и снег у Вас тосклив, а на самом деле - это не снег, это Вы. Может, для поэзии такое "внесение субъективного в объективное" и хорошо, но для лечения психики - не очень.
- Нет. Ничего субъективного, поверьте. Этот снег - мое сознание, которое начинается на небе, но небо больно пасмурностью середины ноября, и сознание в нем слепнет, и начинает терять высоту, и отвердевать, и снижается вниз какими-то нервными зигзагами - как хлопья снега, - с тем чтобы упасть на землю, и растаять, а затем - испариться.
- Уверен, Вы не испаритесь.
- Чтобы испариться, нужно быть твердой или жидкой субстанцией и иметь способность превращаться в газообразную субстанцию. Могу Вас успокоить: я вообще не субстанция. Сознание ведь не твердое не жидкое не пар и вообще оно процесс, а не сущность.
- Вы постоянно создаете параллельную реальность, - сколько раз Вам повторять. Откажитесь от нее, воспринимайте снег как снег. Вот он идет - и никаких дополнительных смыслов. Радуйтесь этому мгновению, когда первый снег падает на землю.
- Да какая тут радость, когда снег не снег? Никакого обмана нет. Снег не обманывает. Он - часть меня - и потому такой сплин, когда смотришь на него в окно, такая безнадежность. Ведь он как деградация чего-то высокого, светлого и невесомого, невозможность удержаться на небесах. И он сольется с землей, с этой грязью поздней осени, с этим гниением, и его просто не станет - реализм победит. Да, именно так сознание соприкасается с реальностью и оскверняется ею. Вот если бы снег передумал и пошел вверх, и взлетел на небеса, и, пробив небесный купол, вышел бы за границу пространства и времени! Но такой снег-сознание - где его взять?
- Иными словами, Вы хотите сказать, что Вы смотрите в окно своей квартиры, и там видите не снег, а свое сознание?
- Да. Только моя квартира - тоже сознание. Нет ничего, кроме сознания.
- Вы - солипсист? Мне кажется, многие люди, страдающие недугами психики, склонны к такой позиции.
- Не знаю. Не знаю этих многих. Боюсь, Вы не так поняли меня. Я не отрицаю снег как природное явление - вот это Ваше снег-как-снег. Я просто говорю, что он - мое сознание. Это не противоречит предыдущему.
- Подозреваю давно, что Вы воспринимаете мир как яркую игрушку, которую хочется разломать и посмотреть, что там внутри.
- Там внутри - тоже мое сознание. И я - сломанное ничто. Сознание видит только сознание. И никаких игрушек.