Семья

Денис Шкопкин
1. Не случайный прохожий

Не заметить его было сложно. Пара шагов навстречу, преданный взгляд. Он обращался к вдруг нахмурившимся прохожим словно взывая к совести должников. Потом снова возвращался к двери магазина, привязанный невидимой нитью к полкам с алкоголем. Признаюсь, мне не хотелось участвовать в этом социальном опросе. Всем на свете не помочь, поэтому к попрошайкам отношение такое – давать только просящему лично у меня.

Я решал поступать так, руководствуюсь словами молитвы 3-й прп. Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу: «…или нищ прииде ко мне, и презрех его».
 
– Выручи, три рубля не хватает, – раздалось где-то сбоку.

Не высокого роста, среднего телосложения, на вид лет сорок пять. Не бомж, хотя поношенная мятая одежда очень скромна. Сбитый вправо нос, лицо простое, открытое, хоть и смотрит с хитрецой.

– Дай ещё два, только не бей, – осмелел мужик, как только монеты упали в ладонь.
– Не давай, все равно пропьёт, – уверенно проворчала дородная женщина с авоськой.
 
Хотя догадаться было не сложно, что мужик собирает не на читательский билет.
Способствовать греху не хорошо, но придирки к прохожим тоже никому счастья не принесут.

– Сколько тебе не хватает?
– Пять рублей. Понимаешь, наши выиграли, мы так отметили, что я угодил в полицию…

Интересная логика. Может быть, «наши» специально так редко выигрывают, борясь за здоровье нации?
На обратном пути я снова столкнулся с горе-болельщиком. Было видно, что мои пять рублей ничем ему не помогли.

– О-о, а может ещё пару рублей найдётся? Не хватает… – обратился без сомнений, словно к старому знакомому.

Опять он и снова ко мне… Я задумался на миг – не спроста эта ситуация повторилась. И тут пришло осознание, что я даю человеку не то, что нужно. Ведь не алкоголь ему нужен, а мне не факт совершения милостыни. Мы движемся по рельсам повседневности, автоматически выполняя установленные обществом правила. Как зашоренные лошади, все время смотрящие себе под ноги, не можем взглянуть на происходящее под другим углом.

Впереди тупик для нас обоих. Один клянчит мелочь, считая, что если к обеду будет стакан, то жизнь удалась. Другой, равнодушно проходя мимо, свысока бросит пару монет, успокаиваясь, что совершил благодетельный поступок. И ни один из нас не ответит, является ли этот поступок действительно его собственным, взвешенным решением. Действующие в мире силы, не позволяют так просто вырваться из-под их влияния. Но если есть решимость изменить жизнь к лучшему, нужно смело разрывать шаблоны поведения.

– Есть у тебя жена, дети? – спросил я, добродушно глядя в глаза.
– Нет, никого у меня нет, – нетерпеливо качнулась голова.
– Ну, ведь какие-то близкие люди все равно есть?
– Да там… В деревне, – нехотя буркнул он, махнув рукой в сторону. Видимо, этот тип беседы шёл вразрез с его настроением. Только бумажник в моей руке заставлял отвечать на неудобные вопросы, рождавшие мысли, которые он так старательно гнал.
– Вот ты выпьешь, набедокуришь, снова в полицию попадёшь. Может даже тебя побьют. И ведь я буду в этом виноват – напоил. Как мне после этого твоим близким в глаза смотреть?
– Да они же далеко, не узнают!
Я почувствовал невидимую струну, дрогнувшую в моей душе.
– Ты далеко от своих близких, а они там остались одни. Они переживают за тебя. Возможно, сейчас им нужна твоя помощь. Если ты попадёшь в беду, мне будет стыдно перед ними, стыдно перед тобой, что я помог тебе согрешить. Как мне дальше жить с этим?

Возможно, добродушный тон и отсутствие осуждения подействовали. Лицо его вытянулось, глаза заблестели.

– Спасибо. Я просто хотел… – начал он глухим голосом, глядя под ноги и потряхивая мелочь в руке.
– Не проси больше. Опохмелись и иди домой, – я дал ему денег.

Разойдясь, мы одновременно обернулись. Сочувствие и желание счастья бедной душе подействовало. Я видел уже не то лицо, что было у магазина. Надолго ли? Не знаю. Я поступил по велению сердца. Но одно знаю точно – если мы, люди, будем относиться друг к другу с состраданием, с любовью к душе встречного, то мир станет другим.

Воспоминание о близких людях приоткрыло дверь души, вызвав светлое чувство. Мы невидимо связаны с близкими людьми. Память о них вызывает плохие или хорошие чувства, но факт, что чувства эти очень сильны. Они воздействуют даже подсознательно. Это навело меня на мысли о важности семьи в жизни человека.
Если незнакомца я могу пожалеть, почему же родные души заставляю страдать? Ведь мне ничего не стоит сделать первый шаг. Столько раз я пытался оставить низкую гордыню! Проявляя любовь, я иду навстречу Богу. Скрывая любовь и стесняясь сострадания, я отворачиваюсь от Него.
 
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38.)

А может быть, это они причиняют боль мне? Я не при чем, это они мало любили, не так воспитали… Пожалуй, они и виноваты в моих бедах?
Я знаю, так думают многие. Любовь и благодарность, осуждение и ненависть – мы выносим из детства то, что сопровождает нас всю жизнь.

Мы достойны стать счастливыми, мы достойны жить радостно! Просыпаться тихим утром с золотистыми лучами тёплого солнышка, радоваться новому дню, наполняться доброй силой. Этот день начинается для меня! Бог любит меня и хочет, чтобы я был счастлив. Нужно всего лишь кое-что понять и принять. Я уверен, это получится у каждого

2. Что не так?

Наши близкие, это, во-первых, члены семьи. В последнее время все чаще приходится слышать о необходимости возрождения семейных отношений, о ценности семьи. Утверждается, что семья способствует карьерному росту, поскольку к семьянину изначально больше доверия. Замечают, что семейные люди обладают большей ответственностью и сдержанностью. Считается, что при наличии семьи, человек априори счастлив.

Подтверждение этому я обнаружил в поговорках и пословицах: «В семье согласно, так идет дело прекрасно», «Зачем и клад, коли в семье лад», «В хорошей семье хорошие дети растут».

Но словосочетания «В семье согласно», «в семье лад», «В хорошей семье» навели на мысль, что не все так просто. Неужели факта создания семьи недостаточно для счастья? Разве «согласие» и «лад» сами собой не возникнут?

Я снова обратился к народному фольклору: «В семье разлад, так и дому не рад», «Большое горе, когда семья в раздоре», «Не будет добра, коли в семье вражда».
Разлад, горе, вражда… Вот это да! Вот вам и счастье. Стало понятно, что счастливая семья – не только великое благо, но и немалая редкость.

Далее, я взялся за цифры. Так вот, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год, количество разводов превысило 60%. Если принять за одно поколение возраст 30 лет и проанализировать 3 поколения, то получится печальная динамика: в 1980-е годы количество разводов составляло 39%, а в 1950-е всего 4%.
Быть может, в наше время нет потребности в создании семьи? Ведь семья – это всегда коллектив, в котором необходимо учиться правильному взаимодействию друг с другом. Благостные отношения основываются на любви и мире, на безвозмездном служении друг другу. Здоровое взаимодействие не может проходить на основе эгоизма.

Не случайно гордыня является самым страшным грехом. Часто она же является причиной распада семей. Чтобы изменить мировоззрение человека на эгоистичное, некие силы пытаются завладеть его разумом.
Разумеется, воздействовать на отдельно взятую личность гораздо проще, чем на организованный коллектив. Контролировать и управлять одиночками легче, чем семьёй, потому применяется подлый принцип «разделяй и властвуй».
Как показывает динамика разводов, эти «разделители» и «властители» умов действуют довольно продуктивно. Идёт борьба за умы, за контроль над сознанием человека. Незаметно внедрённое в умы эгоистичное желание пожить для себя любимого затмевает здравый смысл. Видимо, люди стали забывать о существовании принципа «пока мы едины, мы непобедимы».

Часто люди создают семью, не осознавая смысла и цели этого поступка. Либо делают это по необходимости, что тоже не является здравым решением.
Семья – это взаимовыгодный союз, основанный на любви, заботе и уважении. Он должен приводить к общему благу, счастью, развитию личности. Почему же для одного человека семья является неким спасительным оплотом, а для другого вереницей страданий, связанная с несчастьем, одиночеством, непониманием?

Ведь никто не хочет страдать, каждый желал бы прекратить мучения и жить счастливо. Сохранить любовь, вернуть в отношения романтику, нежность. С теплотой думать о своём доме, где тебя любят и ждут. Где поймут и поддержат в трудную минуту.

В целях обретения сплочённости необходима единая идея, согласно которой будет формироваться дух семьи. Я считаю, эта идея – духовное развитие. Стараться принимать решения глядя через призму духовности, пытаться действовать исходя из вектора благости. Так, постепенно, в семье будет взращиваться дух мира, любви, радости, мягким и тёплым покрывалом укутывающий от невзгод.
Следствием бездуховности являются пагубные привычки, эгоизм, жестокость и прочие разновидности греха. Духовный рост позволит сохранить сияющие радостью глаза, как на первом свидании. Мужчине разовьёт внутреннюю силу и мудрость, а женщине нежность и заботу. Укажет, как относиться к детям, чтоб воспитать их достойными людьми.

Более подробно о духовности скажу ниже. Помимо этого, причина кроется в наших головах. Там много мусора. Много лишнего, наносного, чужого. Мы придумываем себе правила, основывая их на воспитании, круге общения, сильных впечатлениях… И считаем, что другие люди обязаны жить по этим придуманным нами правилам. Если кто-то не выполняет их, тогда мы начинаем переживать, роптать, осуждать, раздражаться. Это сопровождается плохими мыслями, словами, конфликтами. Далее возникает злость, гнев, месть. Заканчивается всё физическими воздействиями: драки, убийства.

Проблема растёт как снежный ком и заканчивается трагично. А ведь началом всего являются придуманные нами правила. Требования к окружающим жить по законам нашего внутреннего мира. В результате мы делим людей на хороших и плохих. Но делим не на хороших лично для меня, и не плохих по моему субъективному мнению, а хороших или плохих для всего мира, для всех. Мы ставим штамп на людей.

А на самом деле, правильно сказать, что человек не подходит под те критерии оценки, которые я сам себе придумал, поэтому этот человек плохой или хороший лично для меня. При этом самому себе я позволяю нарушать внутренние законы, себя перед собой же оправдываю и нахожу безобидную причину своего поведения. Но если замечу нарушение в ближнем, то сразу бросаюсь на уничтожение нарушителя. Другого человека, я не то что бы не могу, а не хочу понять. Именно не желаю. Быть может, у него ситуация гораздо тяжелее, возможно его надо успокоить, поддержать, помочь... Нет. Найдётся лавина праведного гнева. В итоге я получаю негативные мысли, которые отражаются на мне, они вредят в первую очередь мне. Я сам травлю свою жизнь придуманными мною же правилами и законами.

Надо жить проще и относиться лояльнее, снисходительнее к другим. Я не знаю, почему другой сделал то или не сделал это. Этот жестокий принцип – судить ближнего – негативно отражается на всей моей жизни и на обществе в целом.
Посмотрите – тюрьмы переполнены людьми, изолированными от общества как опасные элементы. Но многие преступления совершаются в состоянии аффекта, человек сам не понимает и не помнит, как это произошло. Многим нужна помощь психологическая, духовная, многие нуждаются в социализации, а их изолируют, нанося больший вред. Есть случаи, когда общество не требует изоляции человека. Возможно у него критическая ситуация или что иное, так нет – просто тюрьма. Вместо помощи, ломаем психику.

Начинается все это в наших с тобой головах. Мы каждый день осуждаем человека, мы даём ему срок, ему – нарушившему наш внутренний порядок, и не можем простить. За всё, за всё осуждаем. Посылаем гневные мысли за всё, что идет вразрез с нашим мнением. Вместо того чтоб понять и простить, мы готовы уничтожить. Суд, приговор и тюрьма в каждом из нас. В каждом человеке судья и прокурор.

А должен быть Христос, должна быть милость, оправдание, снисхождение, любовь, понимание. Но в нас нет этого, зато есть греховная природа. И мы с большим удовольствием этой природе предаёмся. Не стараемся защитить, поддержать. В лучшем случае промолчим.

Так откуда взяться счастью, если мы его не пускаем? Мы сами себя уничтожаем, портим себе жизнь, а значит и жизни окружающих, близких в своей семье, обвиняя их в своих неудачах. С себя бы начать, посмотреть на себя.

Борьба с преступлениями «проста» – увеличение сроков изоляции. Но ведь никто из преступников не думает о сроке во время преступления, поэтому метод недейственен. Отбросить ближнего, отказаться от него, изолировать – это просто и жестоко, а вот вернуть ему внутренний мир и покаяние – посложнее.

Все преступления имеют причину. Рождается она в детстве, развивается в юности. Может быть, на это стоит обратить внимание государству? На закладку нравственных ценностей у детей через художественные и мультипликационные фильмы, на взращивание любви, сострадания. Объяснение духовных основ в школах, желания прощать. На умение общаться, на понимание мужской и женской природы. Что, если не раздувать карательные органы, а силы судебно-исполнительной машины направить на духовную работу с детьми и молодёжью? Глядишь и преступлений станет меньше.
Вот только заняться подобным может человек, живущий этими принципами. Я думаю, таких людей у власти не много. Как правило, во власть рвутся люди, живущие по иным законам и устанавливающие эти законы для населения. Вот и получается – подобное порождает подобное.
 
Выходит, исправление ситуации возможно с заложения правильного фундамента. А заложить его мы должны сами. Для этого нужно понимать, что и как закладывать. Чтобы помочь ближнему, нужно начать с себя. Невозможно научить тому, чего не умеешь сам. Нельзя поделиться тем, чего не имеешь. Всегда нужно начинать с себя и не ждать мгновенных перемен.

Без сомнения, в мире много добрых людей, легко изливающих любовь и сострадание вовне. Даже к незнакомым людям они относятся с теплом, без отталкивающей насторожённости. Чувствуя искренность и открытость, души встречных открываются им в ответ. Любовь в сердце добрых людей делает весь мир прекрасным, считает всех людей друзьями. Они живут этим, хотя внутренне страдают от проявления жестокости.
Но ещё больше людей колеблющихся между добром и злом, сомневающихся в правильности своего поведения. Чтобы чувствовать себя увереннее, они выбирают авторитета, с которого берут пример. Чаще всего, такими людьми легко манипулируют. Необходимость защититься от оскорбляющего, унижающего и «нападающего» мира, формирует соответствующее поведение. Считая, что мир жесток и опасаясь за свою безопасность на подсознательном уровне, люди одевают маски грубости, дерзости, наглости.

Среди них также есть добрые сердца, но чаще всего они закрыты. Такие люди опасаются открыто изливать сострадание, любовь, прощение. Страх проявления себя истинного говорит об отсутствии духовной базы. Ведь если она есть, бояться нечего. Знающий силу любви, смирения, прощения, легко их изливает вовне. Это является важнейшим элементом общения. А проявление хитрости, раздражительности, злобы – ошибка, признак слабости.

Это происходит в любых отношениях, в семейных без исключения. Когда сердца мужчины и женщины воссияют единым пламенем благости, тогда возникает сильная пара. Поэтому, чтобы идти с достойной спутницей по жизни, нужно самому стать достойным.

Пара должна понимать ту величайшую роль, которую она берет на себя в ответе друг за друга, понимать ту огромную ответственность, которую она понесёт перед душами своих детей.

Разумеется, я не всегда понимал это. Был я ничем не отличающимся молодым человеком. Вредные привычки и беспорядочные связи воспринимались как естественное времяпрепровождение. В глубине души я чувствовал пустоту такого существования, но задумываться об этом было некогда. Жизнь кипела.

Но Господь милостив. Когда я увидел её, то что-то в моей душе произошло. Бог дал понять, что с этой девушкой будет связана моя жизнь. Сочетание достоинства и красоты, ума и сердца. Я почувствовал, что с ней есть будущее. Даже ее имя – Светлана – казалось мне спасительным светом маяка в темноте. Через 3 года, в день нашего знакомства, мы поженились. До начала супружеской жизни я считал, что знаю себя, характер жены, да и вообще всё! На деле оказалось, что одно дело встречаться, другое – жить под одной крышей. Пришлось учиться жизни и многому переучиваться. Ведь в приобретении опыта и изменении жизненных взглядов заключается развитие личности.

Из-за неграмотности в данных вопросах, мы с супругой скатывались до обид и обвинений друг друга. Вместо того чтобы с любовью и состраданием помочь любимому человеку преодолеть трудности, мы загоняли ситуацию в тупик. Мы были похожи на два поезда, мчащиеся параллельно друг другу в одном направлении. Иногда вагоны гордыни заносило, ударяя железными бортами, обжигая снопом искр раздражения и взаимных упреков. Вскоре потребовался ремонт, вынудивший нас остановиться на станции «Духовность». Отправились мы в одном поезде под названием «Семья». Сбрасывая по пути балласт самолюбия, жалости к себе, эгоизма, мы заполняли вагоны любовью, благодарностью, радостью

3. Дети

Разное бывало. Притирки характеров в борьбе эгоизмов и переполняющая радость всепоглощающей любви. На этом пути приходилось больно падать, набивая шишки. Но благодаря падениям, мы получали бесценный опыт подъёма, и, окрепшие, шли дальше. Вероятно, видя наше стремление, Бог дал нам двух попутчиков – весёлую самостоятельную девочку и доброго сильного мальчика. Они показали нам другие дороги, ведущие к неизведанным горизонтам и необъятным просторам. Идти стало радостнее и интереснее. Жизнь обрела новые грани, доселе скрытые от нашего взора, ведь дети открывают новую ступень развития.

Про детей говорят, плоть от плоти, кровь от крови, но не упоминают душу. И не зря, ведь душа не передаётся по наследству, а приходит от Бога, воплощаясь в семье.

Семья играет важнейшую роль в жизни ребёнка. В ней происходит зарождение и воспитание нравственных качеств, формирование мировоззрения, поведения в обществе. Повзрослев, человек сам создаёт семью, продолжая духовное совершенствование.

Некоторые родители удивляются – воспитывали всех детей одинаково, а характер у каждого свой. Душа индивидуальна и уникальна хоть и является частичкой Единого Бога.

Зная, что душа от Бога, духовно развитые люди не приемлют абортов. Бог даёт душе шанс прийти в мир в теле человека, а мы убиваем его, не позволив родиться. Этим мы ставим себя выше Бога, по какому-то праву решив, что имеем право распоряжаться судьбами. Мы, не имеющие малейшей доли понимания законов духовной жизни, вдруг решили вершить судьбы невоплощённых душ. Все наши аргументы – сначала надо доучиться, пожить для себя, побольше заработать и т.д. – ущербны и ничтожны. Как после этого не стыдно требовать у Бога личного счастья, чтоб ещё больше утвердиться в эгоизме.

Душа приходит в этот мир с определённой миссией. Вот в этом мы и должны помочь рождающейся душе – помня о Боге, познать себя. Мы же навязываем ей мираж материального счастья, погружаем в путы комфорта. Мы не пускаем душу в мир, не даём ей родиться, пока не достигнем миража финансового благополучия. Но ребёнок не требует наследства, родители навязывают это желание.

Разумеется, наш мир имеет и материальную структуру, которая накладывает обязательства в труде. Но нужно помнить, что материальное создано для духовного, а не наоборот. В детях нужно воспитывать душу, развивать любовь, сохранять радость, возделывать мир. Так ребёнок будет счастлив, атмосфера благости будет окружать его и возможные тяготы и страдания не причинят вреда душе. Восприняв с детства атмосферу любви, добра и радости, человек пронесёт её через всю жизнь и с этим уйдёт в вечность. В этом счастье и это главное. Все материальное будет воспринято как естественный фон на благо миру. Престижная работа, деньги, власть – это фон, который должен помогать душе совершенствоваться, а не мешать духовному росту.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» Мф. 6:33

Воспитание ребёнка – огромная радость, но не меньшая ответственность. Заложенную в семье модель поведения трудно изменить, не зря говорят «яблоко от яблони не далеко падает». Глубинный, подсознательный уровень отношения к миру закладывается с детства, которое протекает в большинстве случаев в семье. Человек автоматически реагирует на многие внешние раздражители подсознательно, используя ситуации из семьи.
Глядя на семью ребёнка, окружающие будут соответствующим образом воспринимать и самого ребёнка, применяя к нему ту форму общения, которая отвечает модели его семьи. Такие клише, как например, «добрые люди», «семья алкоголиков», «скандалисты» и прочее, возникают от поведения родителей. Ребёнку, в свою очередь, приходится соответствовать сложившимся обстоятельствам, поскольку ввиду отсутствия объективности суждения, у него нет выбора.
Царящая атмосфера определяет идентификацию ребенка как личности и устанавливает взаимоотношения с обществом. Он живёт в создавшихся условиях, считая, что именно так устроен весть мир, что именно так нужно вести себя, чтобы взаимодействовать с обществом.

При воспитании детей, мы с любимой стараемся основываться на практических действиях. Для этого нужно быть образцом самим, поскольку дети воспринимают только поступки и учатся на личном примере. Как часто мне приходится слышать: «я говорю-говорю, а ему хоть кол теши на голове!» Так ведь что бы изменить кого-то, нужно измениться в первую очередь самому себе! Например, я могу сто раз объяснить, что нужно говорить «спасибо». Но если я человек неблагодарный – все усилия тщетны. Бесполезно разговаривать о вреде курения, если куришь. Бессмысленно говорить о доброте, если раздражаешься по малейшему поводу. Хочешь научить ребенка чему-то, сначала научись сам.

Рождение и воспитание ребенка – это большая работа над собой. Время дорогих памперсов и лучших игрушек закончится, а заложенное в детстве мировоззрение останется на всю жизнь. В нашей семье нет запретных тем. Поэтому вместо гневливого «ещё раз услышу!..» или стыдливого замалчивания, мы стараемся спокойно объяснять в той степени, которая соответствует возрасту и развитию ребёнка. При этом у каждого из нас свои методы.

Тактик-мама следит, чтоб ребёнок был сыт, чисто одет и не навредил себе. Маме важна безопасность во всех проявлениях. А вот стратега-папу это не интересует. Пусть перепачкается, пропустит обед – ничего страшного. Всё, что не угрожает жизни, даёт опыт. Например, сын лезет на высокую горку. Мама причитает: «Сынок, не поскользнись, не упади…» И тут же папа трубит: «Лезь выше, не бойся ничего!» Для папы важно, чтобы у сына не было страха. Нужно победить страх сейчас, иначе он перейдет в нерешительность.

Или такой пример: если сильный мальчик обижает слабого, то мама сразу же обрушивается на сильного, стыдит его, защищая слабого. Видя это, у слабого возникает либо острая жалость к себе, либо злорадство. В первом случае, его сердце ранимо, во втором уже закрыто, покрыто налётом озлобленности. Поэтому подобные беседы лучше проводить тат-а-тет. А как поступает папа? Обращается к слабому: «не поддавайся, а ну врежь ему!» Казалось бы, бессмысленное продолжение конфликта, но, если слабый все-таки преодолеет себя, то этим разожмётся внутренняя психологическая пружина, которая сжимается в детстве и выстреливает во взрослом возрасте, приводя к катастрофическим последствиям. Получив в нос, сильный не пострадает, зато сделает хорошие выводы. Разумеется, с помощью взрослых. Поэтому так важна полноценная семья, в которой папа и мама взаимно дополняют друг друга. В такой семье заключается всестороннее развитие личности.

Отношения между родителями автоматически продолжаются в семьях детей. Молодая семья неосознанно будет решать семейные ситуации так, как они решались в семье каждого из супругов. Более того, мужчина подсознательно будет искать те психологические отношения с женой, которые были у него с матерью, а женщина будет сравнивать мужчин со своим отцом. Поэтому, если в семье каждого из супругов присутствовало схожее мировоззрение, то супругам легко понять друг друга и жить на одной волне. А если в родительском доме не было любви, радости, мира, а были только скандалы, сплетни, эгоизм, то предстоит хорошо потрудиться для того, чтобы стать счастливым.

Откуда взяться счастью в семье, где мудрость и любовь заменены нетерпимостью и эгоизмом? Все воспитание в таких семьях, как правило, сводится к полноценному питанию, модной одежде, дорогому образованию. Главный посыл в такой семье: «пробиться в жизни» (получать большие деньги) и «стать человеком» (обрести власть). Если деньги и власть являются целью, то счастье в такой семье долго не задержится.

Если отойти от бытового разделения на мужские и женские дела и коснуться духовного аспекта, то в семье уже не будет разделяющих понятий «муж и жена», теперь это одно целое, единый организм, слаженный механизм. В семье каждый в ответе друг за друга, за психоэмоциональную атмосферу. Теперь я – это моя семья, семья – это моё служение. Не зря она считается сродни подвигу монашества. Ведь в семье весь жизненный опыт, она научит прощать и терпеть. Проявлять заботу и сострадание. Жить в радости и любови. Если плохо кому-то одному из членов семьи – то плохо всей семье. Например, если у человека заболит нога, он оставит прочие заботы и примется её лечить. И чувствовать себя в порядке он сможет только тогда, когда весь организм в порядке. Успех одного из членов семьи, это большая радость для всех.

Все радости и беды, успехи и разочарования мы приносим в семью. Каждое событие в жизни отражается на семье. Если до создания семьи мужчина раскрывал душу друзьям, то после будет секретничать с женой. А женщина не с подругами и не с мамой, а с мужем. Все, что происходит с членами семьи – происходит в семье и отражается в ней. Поэтому, сплочённая, дружная семья это великая сила, дарящая жизненную энергию. Про такую семью говорят «дом – полная чаша».

Дружная и счастливая семья, в которой царит любовь – это непобедимая сила. Только в такой семье, а не в салоне красоты, женщина расцветает, становится счастливой, единственной и неповторимой. Только в такой семье, а не в фитнес-клубе, парень может стать настоящим мужчиной, раскрыть свои мужские качества. Только здесь по-настоящему счастливые дети вырастают в достойных людей. Такой семье удаётся все, что они задумают, любые начинания.
В любом коллективе есть лидер и в семье он тоже должен быть. Не случайно слово «лидер» мужского рода

4. Мужчина – глава семьи

Глава – это руководитель, хозяин, родоначальник. Он принимает решение, создаёт и управляет. Если руководитель принял решение, то у него не будет сомнений делать или нет, поскольку он понимает, что сам отвечает за свои поступки. Именно мужчина создаёт семью. Он берет женщину в жёны, и она становится «за мужем», то есть впереди муж, а за ним – жена. А если уж я повёл за собой женщину, так должен отвечать за неё.
За духовное и нравственное воспитание в семье также отвечает мужчина. Ведь и элементы галантности придуманы для того, чтобы женщина чувствовала себя защищённой, полагаясь на силу и благородство мужчины. Если мужчина перестанет относиться к женщине как «слабому полу», то ей придётся самой пробивать себе путь в жизни, становясь агрессивной и расчётливой, теряя женственность.
 
Мужчина становится мужчиной рядом с мудрой женщиной. Попытки руководить мужчиной приведут к уязвлению его самолюбия, что проявится в раздражении, озлоблении. Слабый мужчина будет выплёскивать это на тех, кто слабее его. Передав бразды правления в руки женщины осознанно, он становится безвольным наблюдателем. Но отвечать за ошибки жены придётся всё же ему, ведь семью в обществе представляет мужчина. Если даже оценивают женщину, её ухоженность и положение, то все равно взор переходит на мужчину, поскольку это произошло с его позволения. И наоборот, если у женщины потухший взгляд, вопросы возникают к её мужчине. Фразы «для себя любимой» и им подобные, произносят только несчастные женщины, которым не хватает любви и внимания.

Призванием мужчины является не просто защита и заработок. В общеобразовательных и воскресных школах преподают, как правило, женщины. Все трудности обучения жизни маленького человека легли на их плечи. Мальчики с детства привыкают слушать маму, учительницу, а потом жену. Необходимо осознать это для сохранения баланса мужских и женских энергий в воспитании.

Мужчина должен действовать строго, но с любовью, справедливо, но без насилия. Семья – это его детище. На семье отражается уровень его мудрости и духовности, воли и любови. Мужчина – хозяин, который не должен быть слабым, зависимым. Перефразируя известное выражение, хочется сказать: «Сложна Жизнь, а отступать некуда – позади Семья!»

Бывает в паре так, что женщина обладает более сильной энергетикой, чем мужчина. Она пытается управлять, распоряжаться, быть в курсе всех дел, как женских, так и мужских. И это не является проявлением плохого характера: либо сильная энергетика определена природой, либо соответствующий психотип был заложен воспитанием. Что делать в этом случае – бороться или подчиниться? В борьбе можно много копий поломать, и неизвестно, чем она закончится. Борьба будет происходить на поле Семьи, поэтому оно пострадает больше всего. Особенно это отразиться на полевых цветах – детях. И очень долго после этого придётся раниться о поломанные копья.
Пары бьются на бытовом поле брани за свой маленький участок Гордыни, но не замечают, сколько вокруг пустующей, непаханой земли Духовности. Её несметное количество простирается до горизонта, но пары, глядя себе под ноги, топчутся на одном месте, пытаясь друг другу эти ноги отдавить

5. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39)

Человек дает жизнь тому, на что направляет внимание. На этом спекулируют различные силы, отвлекающие человека от Бога и привлекающие к греховному. Человека психологически зрелого, размышляющего, имеющего своё мнение, не заставишь плясать под чужую дудку, поэтому определённые установки и образ мыслей активно внедряются в каждое новое поколение. Программирование происходит через масс-медиа, через иллюзию "крутизны", которую легко навязать в среде молодёжи. Надо признать, что управление умами организовано очень грамотно и тщательно продумано. Яд вводится небольшими инъекциями, чтобы не вызвать отторжение, и обязательно под соусом веселья. Юмор умело используется для маскировки нравственной деградации. А те, кто начинает догадываться, тут же объявляются изгоями, «замороченными» и занудами.

Подростку сложно противостоять толпе, ему кажется, что общество его не принимает, значит, он в чем-то не прав. Не сформировавшейся психике проще принять, чем бороться. Конечно, есть и уверенные в себе молодые люди, которые чётко знают, чего хотят. Как правило, это результат хорошего воспитания и достойного примера. Поэтому так важна атмосфера общества, в котором общается ребёнок. Атмосфера складывается из мысли. Мысль рождает чувства, чувства - эмоции, эмоции - слова, слова - действия. Если человек не контролирует свои мысли, то не отвечает за действия.

Мощное воздействие оказывается посредством внедрения алкоголя и табака. Красочная реклама культивирует в сознании человека миф, что с помощью алкоголя можно противостоять воздействию агрессивного мира. Ты должен расслабиться, говорят нам, ведь ты имеешь на это право. И тянется рука бедного человека к полкам с жидкой смертью.

По данным Росстата за 2017 год убыль населения России составила 750 тысяч человек, виной гибели около 300 тысяч стало пьянство. Пьющим человеком проще управлять. Он зависим и это его слабое место. Пропаганда алкоголя это эффективный способ манипулирования массами, да ещё приносящий огромную прибыль. Поэтому бороться с этим на глобальном уровне бесполезно.

В руководящих кругах прекрасно понимают, что происходит планомерное истребление нации. Вот только о твоей семье они не знают. Ничего не слышали и о тебе лично. Защитник должен сам позаботиться о безопасности своей семьи. Мыслитель осознает происходящее и действует в соответствии с этим. Мужчина должен сделать все, чтобы оградить близких от дурного влияния, а для этого нужно быть всегда в строю. Лучший пример – свой собственный.

Зависимость говорит о слабости духа. Внешне человек может казаться кем угодно, но без внутренней силы он легко может быть подвержен влиянию зла. За свою душу необходимо бороться, отдавать её врагу без боя – большой грех.

1 Кор. 6:9 10 «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют»

Каков дух в нас, таков будет в наших семьях. Семья как резонатор усиливает принесённое настроение. Мысль получает воплощение. Каждая эмоция отражается на близких, увеличивает присущую ей силу, тем самым становясь главным настроением семьи. Так создаётся энергетика дома. Энергетика приобретает ту полярность (положительную или отрицательную), которая преобладает в мыслях жильцов.
Энергетика это не просто некое поле физической природы, которое можно измерить. Не забудем и про духовный мир. Те или иные мысли притягивают соответствующих существ из невидимого глазу энергетического уровня.
Особые люди знали это издревле, задолго до того, как первые законы физики были изложены на бумаге. Народы по-разному их называли – бесы, демоны, черти... Они питаются энергией ссор, обид, лжи, мести, злости, то есть отрицательной энергией. Это их пища, которую производит человек. Он как питающая батарейка. Цель этих существ – вызвать в человеке разрушительные вибрации, заставить мыслить деструктивно, чтобы воспользоваться его энергией.

Они внушают, что алкоголь и табак – это проявление свободы, что сквернословие и агрессия – это признак мужества, а разврат и блуд – естественно и нормально. В результате, бедняга сам даёт сущностям власть над собой. Лярвы присасываются к энергетической оболочке и несчастный таскает их словно пиявок. Если человек добровольно даёт им власть над собой, то везде – в общении с детьми, при приёме пищи, при супружеской близости – везде и всегда они направляют душу на погибель.
Разумеется, происходящее отражается на близких. Если среди них нет духовно развитого человека, способного своей чистотой отражать атаки демонов, то несчастный губит не только себя, но и своих близких толкает в пропасть. Вспомним про резонатор – всё отражается и возрастает.
Я не знаю ни одну семью, в которой, например, жена встречает пьяного мужа с радостью, с любовью стирает перепачканные вещи, а потом всю ночь бережно подставляет тазик. Движение в ад не может быть радостным, это всегда страдание. Нужно бороться. За свою душу нужно стойко стоять, бдительно храня её от врага. Нужно помнить, что речь идёт не только обо мне, а обо всем моем роде. Бог дал мне свободу выбора и волю, чтобы её применить.

Привычки имеют великую власть над человеком. Но давший власть над собой, в состоянии её прекратить с помощью Божией. Ничто не помешает тому, кто искренне и решительно намерился изменить свою жизнь.

Важно помнить всегда – не известно, сколько еще Господь позволит пожить. Человек может умереть в любой момент. Возможно, это случится сегодня. Жизнь на земле продолжится, но уже без меня. Тело закопают, а душа пойдёт на Суд Божий. В мире ничего не изменится – утром на работу, вечером домой, в выходной развлечься.
Глубокое осознание этого отбросит суету, низменные желания, бытовую шелуху и дурные мысли. Будет говорить душа, готовящаяся предстать перед Господом для ответа за земную жизнь. Если последний день – сегодня, то душа осознает мелочность обид, бессмысленность ссор, грязь пороков. Неведомым образом я почувствовал, как мало любил. Как стеснялся делать добро. Осуждал, обижал, обманывал. Захотелось сделать что-то хорошее, чтобы меня вспоминали добрым словом. Примириться с обидчиками, простить обидевших. Уйти с чистой душой. Ведь вспоминать будут близкие, остальные попросту забудут.

Каждая секунда, любая мысль вершит будущее. Не буду терять времени даром, его не вернуть. Отброшу навязанные стереотипы, оставлю предрассудки, откажусь от страстей.  Почувствую зов души последнего дня и начну чистую жизнь сейчас. Искренне поблагодарю любимую за то, что она просто есть. Дам близким то благо, на которое способен, ничего не требуя взамен. Позволю Богу через себя излить детям любовь, в которой они так нуждаются. Я родился не случайно, я нужен, в меня верят, на меня надеются.

Дети будут гордиться своим отцом, если он будет передавать знания, умения, духовность. Чтоб на своём примере показать достойную жизнь при любых обстоятельствах, умение решать проблемы, находить выходы из ситуаций, отстаивать своё право и честь своей семьи. Нужно своим примером являть милость к слабым, помогать бедным, устанавливать мир. Ведь только сильный, во всех смыслах, человек способен первым почти на примирение

6. Душа семьи

Приятно делать добро, относясь с любовью и благодарностью к близким. При этом не ждать ответной реакции. Нет смысла в гордыне, это путь страдания. Даже если меня оскорбляют, это не должно быть причиной порождения ещё большего зла – поэтому отвечу любовью, либо промолчу с миром в сердце, не порождая большее зло. Буду стремиться сеять доброе даже сквозь унижения и переносимые страдания – несмотря ни на что. Ведь временные страдания ни чего не стоят перед вечностью. Буду воспринимать эту жизнь, как урок, как развитие своей души. Это прекрасная возможность очищения от духовной грязи – начну использовать каждый день, час, момент. Каждая ситуация – урок для меня, как пройду его, так и сформируется будущее не только моё, но и моего окружения, близких мне людей. Буду делать это через любовь к Богу.

Наша планета – духовное общежитие, а в общежитии не выбирают с кем жить – нужно находить мудрость и душевную силу сеять любовь и мир для всех проживающих. Я временно живу в общежитии, все кто встретился на моём пути – не случайны, нужно встретить их с любовью, и проводить с благодарностью, ведь все мы имеем одну цель – возвышение души.

Благодарю ближнего, если он обижает меня – ведь благодаря ему вскрылся греховный гнойник в моей душе, благодаря ему показана ошибка, которую нужно исправлять. Чем больше будет таких учителей, вскрывающих злое во мне, тем больше должна быть благодарность Богу за указание – где ещё нужно работать над собой.
 
Необходимые жизненные уроки даются Богом не случайно. Мужественно приму их как неизбежное, данное лично мне, и попытаюсь пройти с любовью. Бессмысленно задаваться вопросами, искать виноватых. Есть только один «виноватый» – я сам и никто больше. В один из этапов жизни бессмертной души я породил подобную ситуацию, которая вернулась ко мне в виде страдания. Все возвращается, подобное притягивается к подобному.

Без ропота и возмущения приму свою ситуацию и пройду её. Иначе она вновь повторится, если не у меня, так у моих детей. Бежать бессмысленно, потому что просто некуда. Метаться по планете в поисках лучшей жизни бессмысленно, ведь счастье не где-то, а внутри нас.

Новая жизнь начинается с прощения. Именно покаяние, видение своих грехов и решимость от них избавиться дает начало духовного роста. Без покаяния невозможно избавиться от страданий, оно является базой очищения души. Потом нужно пересмотреть жизнь, вспомнить и простить всех людей, волею судьбы встретившихся на пути. Особенно важно понять и простить своих родителей. Пересмотр жизни лучше делать с молитвой и в уединении. Сначала пройтись по самым ярким и болезненным ситуациям, стараясь найти оправдание обидчикам. Далее, искрение простить их, пожелать счастья и душевного мира. Важно при этом быть настроенным на добро, пусть руководителем будет любовь и забота о ближнем. 

Многие новоначальные встают на путь неофитства или религиозного фанатизма. Их зоркий взгляд замечает за ближним малейшее отклонение от вычитанного в духовных книжках. Готовые принести всего себя в жертву, они требуют этого от окружающих. Яростно защищают новые понятия. Ставят выше семьи принципы религиозного общества и мнения вновь приобретённых братьев и сестёр.
 
В этих случаях руководителем является эмоции, а не Бог. Бог – Любовь, Он никогда не допустит страдания ради соблюдения догм. Не вызовет скорбь ради выполнения обряда. Если при движении к Богу мы причиняем боль ближним, то мы движемся от Бога в противоположном направлении. Если на первом месте стоит Бог-Любовь, то нужно бережно хранить душу ближнего от греха осуждения. Действовать всегда только с любовью, а это значит, не причинять страдания никому. Не объяснять, а своей жизнью показывать путь. Без нравоучений, наставлений, укоров. Жить одинаково: в постоянном внимании толпы или в полном уединении в безлюдной пустыне.

Святой Исаак Сирин говорил: «Всеми силами храни душевный мир. Не отдавай его ни за что на свете! Примирись с самим собой. И помирятся с тобой и земля и Небо!»

Когда-то я считал, что ощутить благодать сложно, а теперь понимаю, что гораздо труднее её сохранить. Стоит принять греховный помысел – и благодать уходит. Не потому что грех сильнее, а потому что получаю то, что выбираю. Тьма и свет не могут ужиться вместе. Выбирая что-то, я отказываюсь от противоположного.

«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», – учил Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.

Правильный фундамент даёт Бог, который есть Любовь. Принять Его в своё сердце, полюбить и позволить действовать Святому Духу. Открыть двери благодати Божией, предаться на Его Святую волю. Пусть в моей жизни живёт Господь, я принимаю Его, тем самым отказываюсь от греха. Выбираю для близких мне людей жизнь в чистоте, таким образом, защищаю их от скверны.

Духовный рост возможен только в стремлении к Господу. Поиск Бога, искреннее желание жить по Его законам зажжёт искру Божественной благодати в душе, даст силы для преодоления трудностей. Искренность, любовь и благодарность друг к другу станут основой отношений в семье.

Некоторые пытаются научно обосновать существование Бога, изучают торсионные поля, тонкие миры, устройства других галактик и прочее. Это всё равно, что на обеде рассматривать строение хлеба, пытаясь понять его состав. Какой смысл выясняя структуру хлеба умереть от голода? Не лучше ли использовать хлеб по назначению?
Супругам необходимо обниматься минимум один раз в день. Например, мы обнимаемся все вместе, одной весёлой кучкой – взрослые и дети. С пожеланием добра, с признанием в любви. Без спешки, обнимемся и постоим некоторое время. Так заряжается семейная батарейка.

Благословляем друг друга в путь, благословляем детей на ночь. Когда садимся обедать, я молюсь просто своими словами благодаря Бога за то, что Он даёт нам.
Также мы с женой молимся соборно акафистом святым, благодарим Бога за всё. Это очень мощно настраивает на благостное отношение к окружающему. Удивительно спокойная атмосфера воцаряется в семье, благодатное чувство любви друг к другу и всему миру приходит в душу. Хочется пребывать в этой чистоте всегда, благодаря Господа за любимых людей, объединённых в одну семью единомышленников.
Позволь нам всем, Господи, жить в тишине и мире, в доброте и радости, в любви и благодарности