Школа живёт 230-летию МОУ СОШ 4 посвящается

Светлана Фёдорова Смирнова
В самом сердце Галича находится одно из старейших учебных заведений России – средняя общеобразовательная школа №4. Два с лишним века эта школа растит человека.   
230 лет - это долгий и славный путь. История школы начинается с конца 18 века и тесно переплетается с историей страны. В журнале «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» за 1809 год говорится, что Малое народное училище (так сначала называлась школа) основано в 1790 году по Указу Екатерины II. Затем оно было двухклассным уездным училищем, а с 1 августа 1833 года по 1 июля 1897 года училище считалось трехклассным. В 1834 году под училище сняли двухэтажный каменный дом на Пробойной улице (ныне улице Луначарского, 1). Помещение оказалось неудобным для эксплуатации. Директор Абатуров так отзывался о здании: "Образец безобразия, несовместимо с приличием".
Ученикам преподавались предметы, положенные Уставом 1828 года. Кроме русского языка, математики, истории и географии учителя безвозмездно преподавали латинский, французский языки и сельское домоводство. Классное руководство (чтобы "входить в нужды учеников и помогать ослабевшим по каким-либо предметам")  существовало уже тогда, но называлось попечительством учителя над классом.
В 1834 году под училище сняли двухэтажный каменный дом на Пробойной улице (ныне улице Луначарского, 1). Помещение оказалось неудобным для эксплуатации. Директор Абатуров так отзывался о здании: "Образец безобразия, несовместимо с приличием". В 1837 году у титулярной советницы Ирины Крапивиной для учебного заведения было куплено каменное одноэтажное здание со всеми службами и флигелем 1824 года постройки. В то же время для учительских семей у мещанина Космы Брудастова был куплен соседний дом с землёю, дворовыми постройками и флигелем 1815 года постройки.  Оба здания до 1900 года пять раз основательно ремонтировались. В 1883 году к училищу была сделана каменная пристройка, которая увеличила помещение почти вдвое.
Число учащихся было небольшим (1866 году училище окончили всего 4 человека, в 1872 – пятеро), да и сословный состав был разнороден. Так, например, в 1872 году из 67 учеников 19 человек - дети дворян и чиновников, 40 - дети купцов и мещан, 3 - дети духовенства, 5 – дети зажиточных крестьян.
Много преобразований испытало учебное заведение с 1897 года: двухклассное городское училище, трёхклассное, четырёхклассное городское училище, школа I ступени, неполная средняя школа, железнодорожная средняя школа, начальная школа, средняя, основная и снова средняя. Кстати, средней школой № 4 она стала с 1953 года, а до этого времени успела числиться под №6, 16 и даже 52.
В 1966 году школе было присвоено имя Феодосия Николаевича Красовского, учащегося школы, великого ученого-геодезиста, члена корреспондента Академии наук СССР. Феодосий Николаевич – дважды лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки и техники, ректор и почётный Президент Института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, им же основанного. 
В 1967 году в школьном скверике состоялось открытие обелиска «Живые всем обязаны вам» в честь бывших учеников, погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. Руководителем создания обелиска был учитель истории школы Шкотов М.П. Проект разработан бывшим учеником школы Альвианом Владимировичем Рудомазиным. Им же были выполнены и лепные работы. Обелиск построен силами учащихся, родителей и учителей школы.
Школа №4, одна из старейших действующих школ России, за два с лишним века выпустила из своих стен во взрослую жизнь десятки знаменитых учёных, инженеров, архитекторов, музыкантов и поэтов.
Многие из выпускников показали замечательные образцы служения своему народу и Отечеству: Яков Лазаревич Аким, литератор, классик детской литературы; Федор Иванович Успенский, выдающийся историк, основоположник византиноведения, Израиль Моисеевич Беспрозванный, профессор МВТУ им. Баумана, автор учебника «Основы теории резания металлов»; Леонид  Николаевич Резунов, инженер-экономист, организатор судостроения, в 60-х г.  заместитель министра судостроительной промышленности СССР; Николай Полиевктович Суворов, автор учебников физики,  в свое время руководивший Центральным институтом экспериментальной метеорологии и гидрологии; Константин Леонидович Денежников, специалист в области космонавтики, участвовавший в запуске «Бурана» и других космических кораблей; Виктор Михайлович Лапшин, поэт, переводчик, журналист; Борис Владимирович Батарин, генерал-майор, профессор кафедры ракетных войск и артиллерии военной академии; Владимир Дмитриевич Ананьев, учёный, физик-атомщик; Николай Александрович Поярков, заслуженный врач России, руководитель пульмонологического центра в городе Ярославле; Лев Николаевич Семёнов, испытатель атомного оружия и стратегических ракет; Юрий Михайлович Груздев, горный инженер; Борис Павлович Обухов, лётчик-истребитель; Лев Дмитриевич Кубарев, ученый-физик, поэт, член Российского Союза профессиональных литераторов; Надежда Анатольевна Смирнова, доктор технических наук, профессор КГУ, лауреат премии Правительства России 2020 года; Николай Васильевич Сотников, кандидат технических наук, член Союза краеведов России.  Этот список можно продолжать бесконечно.
Школа гордится всеми выпускниками, где бы они ни работали, чем бы ни занимались. Их знания, опыт, сила будут служить укреплению и процветанию нашей страны.
Любая школа, конечно, это и  здание, и место, где она находится, но прежде всего это люди, которые её наполняют! Кропотливо и настойчиво давали ученикам знания, воспитывали в них аккуратность, прилежание, развивали их способности учителя 4 школы, настоящие профессионалы своего дела. Большое количество времени после уроков они проводили с детьми в походах, в обсуждении прочитанных книг, участвовали в субботниках и других мероприятиях. Многие из педагогов занимались дополнительно научной, литературной, общественной деятельностью. В.В. Касторский и А.Я. Гущин, учителя русского языка и литературы; Л.Н. Кириллов  и В.Н. Мельников, учителя физики; М.П. Шкотов, учитель истории;  А.Г.Теплова, учитель химии; А.П.Гущина, биолог; М.А.Кириллова, учитель астрономии; Е.Г. Барховская,  учитель немецкого языка; Н.Н. Зайцев, учитель черчения; В.В. Степанов, В.Г. Батуркин, учителя физкультуры; Б.Ф. Гонтарь,  И.Н. и Э.П. Костины, учителя математики, и многие-многие другие – это люди, которые передавали ученикам прочные знания по своим предметам, старались сохранить лучшие традиции школы в деле обучения и воспитания. Все они отличались большим профессионализмом, преданностью своему нелегкому труду и неподдельной любовью к ученикам. Именно поэтому в школе царила атмосфера тепла и уюта, взаимоуважения и всеобщего интереса к знаниям.
С сердечной теплотой выпускники школы вспоминают и директоров. Среди них немало самоотверженных патриотов,  которые руководили коллективом педагогов и учащихся  более 5 лет. Теплов Николай Григорьевич, Зверев Константин Павлович, Мельников Владимир Никандрович, Пестряков Евгений Константинович - это были руководители энергичные, умные, способные и убедить, и вдохновить. Они видели основную задачу в сплочении учителей, учеников и родителей в сильный, работоспособный коллектив. Организаторский талант, интеллигентность, ценностное отношение к истории и традициям школы позволяли им это делать. Главным для них было движение вперёд.
Преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать её славу – это самое ценное, что пытается сохранить коллектив школы на протяжении двух веков.
В 230-летний юбилей 484 ученика начали очередной учебный год в стенах родной школы. Всего в школе 20 классов-комплектов, из них в начальной школе – 8, в основной – 10 и в средней – 2. В школе трудится коллектив профессионалов. Шестеро из педагогов поощрены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», одиннадцать – Почётной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Нынешние учителя – победители и призёры конкурсов профессионального мастерства самого разного уровня.  Немалую часть коллектива составляют выпускники школы: Наталья Леонидовна Морковкина, Людмила Валерьевна Романова, Марина Анатольевна Смирнова, учителя начальных классов; Екатерина Павловна Смирнова и Мария Андреевна Махина, учителя английского языка; Любовь Валентиновна Гизатова, учитель физики; Инесса Александровна Мурзина, заместитель директора; Анатолий Николаевич Румянцев, рабочий по обслуживанию зданий.  Все они, в разное время окончившие школу №4, являются хранителями и продолжателями лучших  её традиций. 
Современный педагогический коллектив достойно продолжает дело своих предшественников. Как и прежде, ведется серьезная музейная работа, много внимания уделяется духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Эти направления определены самой историей школы.
Ещё в середине 20 века, в 1959 году, по инициативе учителя истории Михаила Павловича Шкотова в школе был создан комплексно-краеведческий музей, в котором и до сих пор хранится богатая история учебного заведения. Многое изменилось в школе с того времени, но нынешняя хозяйка музея Елена Константиновна Кузьмичёва вместе со своими подопечными, активистами объединения «Наследие», делают всё, чтобы сохранить  уникальный фонд, куда входит более двух тысяч подлинных  экспонатов:   фото, документы по истории школы, макеты, личные вещи участников Великой Отечественной войны, личные архивы знаменитых выпускников школы, выдающихся учёных и деятелей культуры,  материалы о Ф.Н.Красовском, предметы быта,  археологические, нумизматические материалы и многое другое.
С 2015 года на базе школы действуют 8 образовательных центров: «Наследие» (историческое краеведение), «Родники» (литературное краеведение), «Эко центр» (природа родного края), «Центр геодезии и картографии», «Истоки творчества» (прикладное искусство), «Мы за безопасность» (история организации школьного отряда «ЮИДД»), «Спорт: годы, события, люди» (спортивные традиции школы, герои спорта), «Казачок» (культура и традиции казачества). Педагоги, руководители данных направлений, постарались выстроить работу таким образом, чтобы все вместе центры образовали единую систему урочной и внеурочной деятельности. На сегодняшний день школьный музей – это не отдельный кабинет, который очень сложно использовать для проведения уроков и дополнительных мероприятий, а единое пространство школы с огромной коллекцией ценных музейных экспонатов, это своеобразный творческий научно-исследовательский центр, где каждый ученик, педагог или гость школы в свободном доступе может поработать с материалом в соответствии с нужным предметным направлением.
Школа и по сей день живёт традициями, которые объединяют учителей, учащихся, родителей, выпускников в сплочённый коллектив. Как и в любой школе, в школе №4 бережно относятся к традиционным мероприятиям. День самоуправления, Вечер встречи выпускников, Вахта памяти, научно-практическая конференция, конкурс вокального мастерства «Две звезды», конкурс литературно-художественного творчества «Дебют вдохновения», всевозможные волонтёрские акции и многие другие мероприятия, каждое из которых имеет свою историю и корнями уходит в глубокое прошлое.
230 лет – это не только опыт, история, это и большое количество проблем, связанных с материально-технической базой. У молодых школ (технически оснащённых, с типовыми зданиями) есть свои преимущества: например, возможность выбрать разнообразные профили, поучаствовать в самых смелых экспериментах, проектах и сделать пространство классов и коридоров максимально просторным, чего не может позволить себе старая школа. Может быть, это и к лучшему: сама жизнь ограждает старейшую школу от участия в цифровой трансформации образования, невольно понуждая участвовать в проектах, требующих не материальных, а душевных и физических затрат.
230 лет. Годы неумолимо берут своё: школа стареет, изнашивается, но по-прежнему молодой остаётся её душа. История школы, традиции её бережно сохраняются духовным покровителем учебного заведения – Феодосием Николаевичем Красовским, чей мудрый и строгий взгляд с парадного портрета встречает каждого, кто заходит в основное здание школы.  Одно поколение сменяется другим, вот уже выпускники-родители ведут в родную школу своих детей. И каждый год 1 сентября и во все дни памятных дат ребята возлагают цветы к школьному обелиску. Каждый год в День Победы у обелиска, рядом с Вечным огнём, стоит почётный караул учащихся школы. И пока коллектив понимает важность и ценность таких событий, школа будет жить!

В статье использованы материалы книг М.П.Шкотова «4 школе им. Ф.Н.Красовского г. Галича – 200 лет», Галич, 1991 г.; Н.В.Сотникова «Замечательные люди земли галичской», Галич, 2004 г.