Мормышка

Анатолий Бызовской
Наша сейсмопартия, геофизической экспедиции, находилась в сезон работ на одной из небольших рек заполярья. Март месяц здесь еще нет того тепла, которое уже иногда приходит в более южные районы.  Но на речке начинает ловиться хариус, который оставался зимовать в этой реке на ямках.

 Толщина льда не менее восьмидесяти сантиметров и какие это ямки, когда воды подо льдом всего десять- пятнадцать сантиметров.  Местный хариус не очень крупный, но вредный - клюет не очень охотно и не на каждую снасть и наживку, да еще в определенное время.

 Но скоро придет свежая прибыль воды и инстинкт рыбы заставит, а именно проходного хариуса подниматься вверх по реке к местам нереста. И на этой речке тогда начинает ловиться хариус на все виды снастей. Но основная снасть будет некрупные блесенки. А с наживки обыкновенное мясо. И будет он ловиться безотказно.

 А пока местный хариус ловится на отдельных ямках и только отдельными поклевками, которые ждать довольно нудно. Сидим мы с моим напарником на одной из таких ямок. С утра были неплохие поклевки, но к обеду все стихло. Попив чайку я, взял удочку и решил пройтись по набуренным лункам вдоль реки. Мой напарник остался на месте, где в одной из лунок изредка были поклевки.

 Я обошел все лунки – поклевок не было, вернулся к напарнику и в этот момент у него поклевка довольно крупного хариуса. Он долго возился пока завел его в лунку и когда он уже показался в лунке – тот обрывает леску и уходит с мормышкой.

 Напарник с досады бросает удочку - таких мормышек больше нет, а на другие рыба клевать пока не хочет. Я, не зная почему, вдруг, предлагаю поймать ему этого хариуса. Обиженный он уходит в конец ямки к другой удочке.

Я, недолго думая, опускаю удочку в лунку и начинаю играть точно такой же мормышкой, которую оборвал хариус у моего товарища, их у нас было ровно две штуки.

 Не прошло и пару минут у меня поклевка приличного хариуса, немного повозившись с ним я его вытаскиваю на лед. Напарник обиженный, даже не смотрит в мою сторону. Я отцепляю мормышку, держу ее в руках, а хариуса отбрасываю от лунки. Но, что такое?  Мормышка в руках, а леска тянется к хариусу.

 Подтаскиваю к себе за леску и вижу в губе рыбы свою мормышку. Гляжу на руку в которой держу мормышку, недавно оторванную хариусом. Неоднократно кричу своему напарнику – Иди я, поймал твою мормышку.

Он мрачный подходит ко мне, в полном недоверии к моим словам. Но увидев мормышку заулыбался. Хариус оборвавшись с мормышкой, никуда не ушел, а остался на месте.

 А игра понравившейся мормышки, опять привела его к поклевке.  Были ли еще такие случаи на зимней рыбалке я, не знаю. Хотя летом срывающаяся с блесны щука, через некоторое время могла по новой взять эту блесну.