Послушание

Алексей Решетняк
               
                Настоящее уходит в прошлое.
                А вот прошлое повторяется в будущем.
Служба в храме Святой Троицы, что у станции метро «Пролетарская», окончилась около 12 часов. Верующие стали выходить на улицу. Я вышел. Чувствую ноги устали стоять, надо посидеть, отдохнуть. Увидел свободное место. Подошел. Сел. Стал рассматривать храм. Неожиданно для себя, увидел год  освещения храма, и  удивился, ему 230 лет. Решил, такую историю стоит рассказать.  Память медленно возвращала меня в прошлое.  Я читал, что это была усадьба генерал – прокурора Александра Александровича Вяземского. Это он выбрал это место, своей резиденцией «Александровское». В 1783 году князь получил от императрицы   Екатерины - 2, двести тысяч рублей за заслуги перед Отечеством. На эти деньги он и решил построить храм. Отметим, не положил в иностранный банк! Рядом, по соседству жил зодчий русского классицизма Николай Александрович Львов. Он поддержал его и предложил ему оригинальное архитектурное решение. Что мы сейчас и видим (смотрите фотографию): круглое здание церкви в виде ротонды, окруженное ионическими колоннами, и колокольню в форме четырехгранной пирамиды. Необычная форма. В народе за храмом укрепилось название «Кулич и Пасха». Осветили церковь на праздник Святой Троицы в 1790 году. Да! Мой читатель! У меня такое ощущение, что я сейчас нахожусь на том самом месте, где, когда то при освещении церкви стояли Вяземский А. А. и Львов Н. А. и любовались той же красотой. 
      В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). История обретения знаменательна – 23 июля 1888 г. В тот день, над Санкт – Петербургом разразилась сильная гроза, молния ударила в часовню Тихвинской иконы Божией Матери, начался пожар, который вскоре потушили. Стали выносить иконы и увидели, что икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» дивно обновлена Небесным огнем, потемневший от времени лик Богоматери просветлел, и к нему чудно прилепились одиннадцать грошиков из разбитой молнией кружки для пожертвований. Весть о дивном просветлении святой иконы Небесным огнем с быстротой молнии облетело столицу. Массы богомольцев вереницами потянулись к часовне, в надежде получить исцеление, многие возвращались совершенно здоровыми. Сохранилось предание, что эта икона была пожертвована в Тихвинскую часовню купцом Семеном Ивановичем Матвеевым в благодарность за чудесное спасение от потопления. Заступница Усердная услышала мольбу погибавшего Матвеева и подала помощь.   
   Сижу и  душой понимаю, как хорошо то, что у святых икон стоят рамочки с написанными молитвами, люди их читают, и укрепляет веру.
Тропарь, глас 2:
 Чудотворной иконе Божией Матери:
- Всех скорбящих Радосте и обидимых
Заступнице, алчущих Питательнице,
Странных Утишение, обуреваемых Пристанище,
Больных Посещение, немощных Покров и Заступнице,
Жезл старости, Мати Бога Вышняго,
Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабомТвоим.
        Смотрю на высокую колокольню, а в голове звучат слова сказанные Прп. Амросием Оптинским: «Большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христа спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянно прибыточного добра большую имеет разницу».
       Вижу, ко мне подходит старик, на меня смотрит, ему за 70 лет, он медленно сел рядом и заговорил: «С праздником!»
  - И Вас с праздником «Покрова!»
 – Меня звать Володя. Внук меня в Питер привез, город посмотреть, квартиру   купил, решил показать. Я живу в городе Печоры.  Вы торопитесь?
- Нет! – сказал я, - решил посидеть, посмотреть на труды рук человеческих, творчество ума и сердца! – и добавил, - Алексей.
    Володя  посмотрел на меня по-детски трогательно и беззащитно. Его лицо излучало любовь. Начал разговор от самой молодости. Каждое предложение обрастало подробностями и пояснениями. Тяготы долгой жизни, с длинной цепью имен предков окружили его рассказ.
      Читатель! Я попрошу Вас со мной, вернуться на 15 минут в прошлое. Хочется передать воспоминания, как говорят деды, из теплых рук в теплые руки. Продолжим – слушаю себя, пишу все, что запомнил в той встрече:
  - Мой отец воевал, - Володя задумался, - освобождал Псков. Был ранен. В 1945 году вернулся домой в г. Печоры. Немцы, отступая под натиском Красной Армии, жгли деревни. И его деревня сгорела. Родственников не нашел. Куда идти? Случайно узнал, что в Псково – Печерском монастыре стали ремонтировать кельи. Он был плотник, – Володя посмотрел на меня, улыбнулся, - он мне часто рассказывал о своей жизни, о жизни старцев в монастыре, - потом поднял лицо, посмотрел на храм.
- Помню отец, - старик перекрестился, что то прошептал, - рассказывал, подхожу к монастырю, смотрю, куда не глянь разруха. Никольская колокольня разбита снарядом. Ограда развалена. Стою, не знаю что делать? На всей территории как будто что искали, нарыто ям! Вижу трапезная – окна  забиты досками, крыльцо разбито снарядами. Иду мимо, выходит инок. Я к нему – так, мол, и так. Он выслушал меня, послал к настоятелю монастыря, в то время был архимандрит Агафон.   Тот как увидел меня, спросил, что я могу делать? Ну, я ему и сказал – плотник я по специальности. Он улыбнулся и говорит –  отчего же не принять, пошли, укажу тебе место.
   Время было бедное, обед и ужин был по кельям. Хлеба нам выдавали по шестьсот граммов на день. Супы варили, из чего только придется. Посты соблюдали строго. На трапезу ходил со своей чашкой, глиняной и ложкой, ее он сам вырезал из ольхи,  хлеб тоже каждый приносил с собой. 
  - Так они и жили. – Он замолчал. Я смотрел на старика, в его глазах не было страха, только радость, мне показалось, он и сам с детства был участником тех событий.
    Со стороны если посмотреть на нас, сидят два старика, по очереди склоняются друг к другу, будто через забор перекликаются. Помолчав Володя опять заговорил: - отец как то мне с любовью сказал – женился, ты родился. Мы с женой стали вместе ходить в храм работать. Весной сажали огороды. За монастырем числилось восемь гектаров пашни. Сеяли рожь. На всякой работе пришлось трудиться. Весной 1949 году, мне шел третий год. Я чуть не погиб, страшное бедствие нагрянуло неожиданно. Отец ремонтировал кельи. Мама работала на огороде. По воспоминаниям моей мамы.   
      В день Святой Троицы, 6 июня. Около трех часов дня, мама шла на обед. На горизонте ползла над землей, страшная черная туча. Она быстро накрыла город. Пошел, нет, полил дождь, люди в страхе после вспоминали, что это был водопад. Наш дом стоял на возвышенности, мама побежала ко мне, взяла меня на руки и мы поднялась на чердак. Она видела, как улицы затапливала водой. К вечеру ненастье утихло. Этот ливень оставил после себя хаос и ужас. В городе началась паника. Мама спасла меня.
     А вот что вспоминал папа: - после обеда полил дождь. Выбежали на улицу, скотный двор плавал в воде, нижние ворота затопило на метр. Мы побежали их открывать для протока воды. На ближней башне стояли железные решетки, они были закрыты на замок. Вода по дороге несла потоком доски, бревна и все к монастырю. У ворот получился затор. Решетка не выдержала, ее вырвало вместе с петлями. Вода хлынула в монастырь, создавая такой шум, как будто по монастырю мчалась колонна танков.      
      Родители потом часто с грустью в голосе вспоминали: - настоящая беда была в том, что  когда к вечеру ненастье утихло, мы увидели вокруг страшную картину,  вся трава смята, заборы поломаны, все смешано с грязью и мусором. Все посевы были уничтожены. Как жить? Но они выжили!
         Я после армии окончил курсы шоферов. Всю жизнь работал на машине. И вот перестройка! Володя покачал головой, посмотрел на прохожих. Народ кок бы и тот, но стал приходить в храм, очень печальный, молились, плакали?  Я не понимаю молодых правителей? И опять тишина. Смотрю, на его лицо, глаза вдруг просветлели, он улыбнулся:
     - А мне в жизни повезло, мы  с такими добрыми людьми жили, работали в монастыре! Помню, в феврале 1997 году в Свято – Успенской Псково – Печерской обители отмечали полувековой юбилей жительства в монастыре одного из старейших его насельников, в моей памяти навсегда осталось его имя – архимандрита Нафанаила (Поспелов). Его хорошо знал и мой отец, он пришел в Псково Печерскую обитель в 1947 году. Они вместе были на общих и на сельскохозяйственных работах. Отец Нафанаил сторожил монастырский огород и заведовал деревянным сараем, был трапезным и хлебодаром. Я его помню как бессменного казначея обители. Все удивлялись, у него была  уникальная память. Его спрашивали, он на вопросы давал ответ,  всех знал, люди удивлялись, как это? А он им спокойно говорил: «У меня послушание казначея, вот Господь и дал мне такую память. Ведь каждому из нас Он дает необходимые силы для исполнения любого послушания, - было бы только наше желание». Подумав Володя продолжил:
    - Помню отца Никандра (Николаев) – он был отличным врачом – хирургом и вообще – умельцем на все руки. Нужен ему, например, для какой – то работы клей. Он возьмет в трапезной овсяный кисель. Добавит в него сулемы и клей этот вообще не портится. Но как видно, отцу Никандру, с его крепкой верой, Бог определил быть в другом месте. Его владыка Можайский Макарий вызвал к себе и сказал: «Вот тебе документ от Патриарха о назначении тебя настоятелем храма, а вот – постановление Правительства. О передаче храма церкви».  Никандр принял бумаги и говорит: «Благословите». И ушел.
      Приходит в райисполком и требует отдать храм. Над ним стали сменятся. Отправили в село Спас - Загорье. Пришел в поселковый совет. Подал руководству бумаги. Потребовал передать храм. Те почитали и отдали ему ключи от храма. Приходит Никандр к храму, открывает двери, и там склад сельхоз техники. В углу зерно. Он помолился и стал выкатывать из храма, что ему по силам. И запел:
- Не имамы иныя помощи,
не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице:
Ты нам помози: на Тебя надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы
Раби, да не постыдимся.
     Голос, у него - О! ГО! ГО! Какой. А эхо в храме откликается, словно ангелы подпевают! У дверей стал собираться народ. Прибежало начальство кричит: «Что вы делаете!?» Он в ответ: «Освобождайте храм сами!» Прислали колхозников, те все выкатили, зерно убрали.  Так с молитвой храм был освобожден. Никандр обратился к народу с просьбой, что храм нуждается в уборке. Верующие люди поверили в него, собрались, намыли храм. Для них в первое же воскресенье, уже шла литургия.      
      Но ему этой работы было мало. Он ведь еще и врач. Он устроился главврачом поликлиники. Люди его полюбили.
      За эти Богу угодные дела, он был награжден саном архимандрита. На службе я его видел в белом подряснике, с красными скрижалями архимандритской мантии. 
       Отец Никандр (Николаев) дожил до девяноста с лишнем лет. Вечная им память.    
     Помню в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В храме собралось много народа! Духовник монастыря архимандрит Иоанн, напутствуя паломников, говорил им: «Други мои, помните, что никто из вас не уйдет отсюда таким, каким он преступил порог святой обители. Каждого наша Игуменья, Пресвятая Дева Богородица, наделяет дарованиями по его сокровенной потребе, дает врачевание тела и духа …»         
      Володя вздохнул. Задумался и  добавил: - Время идет! Хочу домой. Сейчас ночи кажутся долгими. Косточки ломит, будто каталкой для белья по спине водят.  Дума за думой. Молюсь. – Встал, поклонился храму, мне сказал «С БОГОМ!» и пошел к выходу.  Смотрю на него, уходит старик, отдаляется от нас прошлое. Хочется только понять, какое ему будет место в будущем? 
      Я тоже встал, пошел на выход. Подхожу к станции метро «Пролетарская» Вокруг меня люди, люди, люди …. Думаю, как хорошо о нашем поколении сказал поэт Михаил Львов в своих стихах «ЛИЦО ДУШИ».
Не сожаленья,
                не проклятья
И не бесчестное 
                вранье -
Я адресую,
                как объятья, 
Спасибо
                в прошлое свое. …
Спасибо
                истинно любившим
С великой щедростью
                земной,
Друзьям,
                сегодняшним
                и бывшим,
И тем, кто нынче
                под землей.
Как
                я  без вас бы
                понял счастье?
И что бы значил
                я без вас? …