4. Лукреция, цветок рода Борджиа

Мария Мас
Одна из самых противоречивых фигур в истории, даже спустя пятьсот лет остается символом алчности, кровосмешения и убийства. Но если очистить имя Лукреции от всех грязных домыслов и сплетен, то мы получим очень симпатичную и сильную личность эпохи Возрождения, чье существование закономерно в одном ряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело или Лоренцо Медичи. В отличие от многих женских образов Ренессанса, таких как Беатриче, Лаура и Симоннетта Веспуччи, она живая и деятельная.
На самом деле, Лукреция была одной из прекраснейших и умнейших женщин Италии своего времени. Адриана де Мила, двоюродная сестра Родриго Борджиа, дала ей хорошее домашнее образование. Лукреция прекрасно говорила по-итальянски, по-испански, по-каталонски, по-французски и на латыни. Она прекрасно пела и танцевала, разбиралась в поэзии. Она вдохновляла живописцев и поэтов. Один из них, Пьетро Бембо даже состоял с ней в платонических отношениях. Хотя злые языки, а их было не счесть в жизни герцогини Феррарской, утверждали, что они были отнюдь не платоническими.
Теперь о самом имени Лукреции. Древний Рим был знаком с печальной историей Лукреции, которая закололась обесчещенная царем Тарквинием Гордым. Однажды он пожелал узнать, кто из жен и дочерей его приближенных, обладает неоспоримой добродетелью. Все дочери и жены были застигнуты за праздностью и развлечениями, одна лишь Лукреция в ожидании мужа пряла шерсть вместе со служанками. Это так возбудило Тарквиния Гордого, что, воспользовавшись отсутствием супруга, он обманом проник в дом и изнасиловал несчастную. Лукреция, не выдержав позора, закололась. Перед смертью она рассказала мужу и отцу обо всем. Те подняли восстание и свергли бесчестного царя. С тех пор в Риме восторжествовала республика.
Лукреции Борджиа было суждено снискать печальную славу. Ведь все исторические факты ее биографии, сдобренные солью и перцем слухов, свидетельствовали против неё. Но об этом и так всем известно. Она была рождена любовью и для любви, но стала пешкой в руках отца и братьев. Трижды она была замужем, но счастье обрела только в последнем браке. У неё было две большие любви – Педро Кальдерон и Альфонс, принц Бишельи, второй муж, но оба они были убиты Чезаре или по его приказу.
Еще при жизни ее обвинили в инцесте с отцом и братьями. И в этом был виноват папа Алессандро. Когда Лукреция родила первого сына от Педро Кальдерона, которого прозвали Римским инфантом, Римским дитем, папа издал две буллы. В одной отцом ребенка был назван Чезаре, во второй он сам. Имя Лукреции нигде не упоминали, но все знали, что она является матерью ребенка. С братом Чезаре Лукреция была близка настолько, что это тоже стоило ее доброго имени. Только Господу ведомо, что на самом деле творилось внутри этой семейки, которая мало отличалась от других семейств Ренессансной Италии.
Грязные сплетни заслонили образ женщины-политика. Лукреция в отсутствии отца работала в папской канцелярии, отвечая на дипломатические письма. Одно время она была назначена губернатором двух городов, находившихся во владениях папы Римского: Сполето и Фолиньо. И была она не номинальным правителем, а самым реальным. Она помирила жителей Сполето с жителями другого города, она разбирала жалобы посетителей, встречалась с видными горожанами, чтобы разрешить все имеющиеся вопросы.
В третьем браке Лукреция стала добропорядочной матерью семейства, которая все свободное время посвящала благотворительности. Хотя ей и приписывали интрижки, скорее все осталось на уровне переписки. Она умерла в возрасте 39 лет от родильной горячки. Последние ее слова были обращены к брату Чезаре.