Истории с окраины - между двух тополей

Михаил Вейцман
    Это было место, очень близкое к нашему дому, всего через один соседский дом, как раз между двумя раскидистыми тополями, покрывавшими в начале лета всю округу невесомым белым пухом. В послевоенные годы старались озеленить пострадавший от войны город, выбрали быстрорастущий, тенистый тополь, ставший затем ежегодной напастью для жителей и веселым уличным развлечением для мальчишек. Подожженный пух, вспыхивал веселым огоньком и сгорал с невероятной скоростью, это простое занятие так увлекало мальчишек, что они не замечали, как быстро пустел, принесенный из дома полный коробок спичек.

    В серединке, между тополями стоял ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК- предмет моей любви и почитания. К почтовому ящику я подходил с трепетом и предвкушением чего-то нового и непознанного. Нет, я не ждал писем и поздравлений к празднику, я радостно переживал тот момент, когда наряду с ежедневными газетами, будет один из многих, выписываемых мною журналов. Я чувствовал себя первооткрывателем или исследователем, стоящим на пороге новых открытий, стоило отворить дверцу и взять журнал, в котором были неведомые мне доныне, открытия и знания.

    Можно назвать чудачеством или просто любознательностью, мое детско- юношеское постижение окружающего мира, которое я пронес через всю жизнь. Это было окном, за которым находились до телевизионные и до интернетовские неизведанные миры далекого космоса и неразгаданные тайны нашей планеты, жизнь далеких, неизвестных стран, «Терра инкогнита» для меня.

    Богато иллюстрированный журнал « Вокруг света», с фотографиями и статьями из «Нешнл Джеографик открыл для меня подводные путешествия Жака Пикара, его знаменитое погружение в Марианскую впадину, где на глубине одиннадцати километров, были впервые обнаружены живые существа. Неутомимый Жак Ив Кусто показал всему миру прелести «морского рая»- коралловых рифов, с их фантастически красивыми и экзотическими обитателями.

    Знаменитый Тур Хейердал подтвердил возможность длительных плаваний на ветхих судах, построенных из сподручных местных материалов. На плоту «Кон- Тики», собранном из бальсовых бревен, он впервые пересек Тихий океан, благодаря чему, я узнал об острове Пасхи и ее гигантских истуканов, пристально всматривающихся в безбрежные воды океана. На лодке, названной «Ра»- в честь древнеегипетского бога Солнца, связанной из стеблей папироса, с международным экипажем он провел несколько успешных плаваний, доказав возможность контактов в Древнем мире.

    В одном из номеров журнала, впервые я увидел знаменитые изображения в пустыне Наска, в Перу.  На земле они выглядят как бесконечные борозды в каменистом грунте пустыни. Их случайно обнаружил пилот небольшого самолета, который с километровой высоты увидел гигантских размеров изображения насекомых и животных. Тайна о происхождении и назначении сотен изображений, видимых только с большой высоты, до сих не раскрыта. Страна Перу, как и вся Латинская Америка богата археологическими памятниками, которые с неохотой раскрывают погребенную в веках историю. Пример тому потерянный в горах загадочный город Мачу- Пикчу, также случайно обнаруженный самолетом, пролетавшим в горном районе Анд.

    Не меньше меня поразили фотографии и статья о Баальбекской веранде, расположенной в одноименной долине Ливана, мегалитической постройке древней цивилизации, невиданных размеров и веса. Каменные блоки, из которых собрана терраса, каждый весом более 1000 тонн-являются самым крупными и тяжелыми предметами, произведенными человечеством.

    Не забыть фотографию 1985 года перепечатанную из « Нешнл Джеографик», фотографию афганской девочки, смотрящей широко открытыми глазами на безумный и страшный мир. Нельзя забыть пронзительного, до мурашек взгляда неземных, изумрудного цвета глаз подростка.

    В эпоху раннего черно- белого телевидения, до выпусков образовательно-популярных передач, иллюстрированные научно- познавательные журналы сыграли большую роль в воспитании моего поколения. В начале 60-х годов, я впервые увидел переносной радиоприемник, размером с небольшой чемоданчик. Для меня это было потрясение и увлечение на всю жизнь, переросшее в интересную профессию, связанную с промышленной электроникой. Журнал «Радио» стал для меня настольной книгой на многие годы. Технические журналы, наряду с журналом «Радио» отобразили стремительный прогресс в области электроники.

    Революционный переход от электровакуумной, энергозатратной технологии к производству полупроводниковой малогабаритной, а затем современной дигитальной микроэлектроники, произвел настоящий индустриально- технический прорыв во всех областях современной жизни. Все это произошло за жизнь моего поколения, рожденного во время начала выпуска первых телеприемников, с линзой для увеличения изображения экрана, которое было размером с почтовую открытку.

    Если взять современный мобильный телефон и перевести его функции и возможности на технологии начала пятидесятых годов, то получится сложнейшая и громоздкая конструкция, для которой потребуется большая комната. Стоит также учесть громадное энергопотребление, большая часть которого шла на нагрев электровакуумных приборов и тут же на необходимость охлаждения всей аппаратуры. Невозможно представить жизнь современного общества без незаметных, но так необходимых электронных устройств, которые сделали нашу жизнь во всех отношениях комфортной и мобильной.
 
    Окнами в бесконечный и интересный мир науки и техники, были журналы «Техника-молодежи» и «Наука и жизнь», где я познавал со сверстниками технические и научные новинки. Это был своего рода технический и научный всеобуч, где мое поколение ориентировалось в предстоящем выборе профессии. Сколько новых профессий узнало и выбрало мое поколение, благодаря этим научно-просветительным журналам. Это были военные профессии для обслуживания современного оружия, будущие космонавты, микробиологи и генетики, будущие врачи и программисты. Они стали теми, о которых впервые прочитали в журналах, они выбрали профессию, которая им запала в душу и стала любимой работой, делом всей жизни.

    Где-то в возрасте тринадцати лет, я случайно купил еженедельник «За рубежом» и полюбил его на долгие годы. В еженедельнике я впервые прочитал о трагедии, происшедшей в ноябре 1963 года, в далеком американском городе Далласс. Это было очередное политическое убийство в трагическом двадцатом веке, но в отличии от многих других, оно осталось нераскрытым до сих пор. Меня поразил развернутый репортаж и комментарий об убийстве президента Кеннеди, это было интересно вдвойне, в условиях американской и советской цензуры. Скромные статьи о зарубежных, больших и малых странах, давали информацию о политической и социальной жизни, в недоступных для советского человека странах.

    В далеком 1970 году, в далекой латиноамериканской стране Чили, на президентских выборах победили социалисты, во главе с будущим президентом страны Сальвадором Альенде. Победа чилийских социалистов, в окружении реакционных, диктаторских стран, делало ситуацию схожей с победой социалистов в Испании, в предвоенные тридцатые годы.  Чили, богатая на полезные ископаемые страна, оказалась в экономическом бойкоте, возглавляемый США. Население начало голодать, все приобретало зловещий призрак назревающего переворота. Невозможно было забыть демонстрацию-марш разъяренных, выхоленных женщин из богатых районов Сантьяго, громко стучащих ложками, по дну пустых кастрюль.

    История имеет свойства повторяться, спустя сорок лет Чили тоже испаноговорящая страна, получила свой латиноамериканский вариант, кровавой испанской диктатуры, в лице главы военной хунты Пиночета. Но диктатор генерал Аугусто Пиночет учел ошибки своего предшественника -генералиссимуса Франсиско Франко и не дал стране погрязнуть в гражданской междоусобице. Далекая Чили не могла получить интернациональной помощи как в прошлом получила Испания, да и политическая обстановка была совершенно иная, чем в предвоенной Европе.

    Глава хунты Пиночет как и испанский каудильо Франко, захватившие власть в стране в результате военных переворотов,  смогли путем установления  жесткой диктатуры и долгого правления, вывести Испанию и Чили в ряды экономически процветающих стран. Ну, а после их ухода в мир иной, были проведены выборы и возврат к демократическим ценностям.

    C какой-то особенной теплотой и ностальгией по ушедшей молодости, вспоминается журнал, на обложке которого было стилизованное изображение девушки, в виде распустившихся веточек березы. Такое доброе, нежное и удачное изображение молодых авторов, пишущих на великом русском языке, языке замечательной российской литературы. Известный писатель Борис Полевой, а затем его преемник поэт Андрей Дементьев -главные редакторы журнала «Юность», очень много сделали для открытия новых, талантливых авторов.

    Виктория Токарева и Дина Рубина, впервые напечатавшие свои рассказы в «Юности» стали известными писательницами. Нежную лирику и возвышенные чувства у героев в адском пламени войны, описал великий писатель и великий гражданин Борис Васильев. Не забыть героев его повести « В списках не значился» молодого лейтенанта Плужникова и его первую и последнюю любовь- еврейскую девочку Мирру.  Ни голод, ни кровавое пекло войны, не могут победить всепоглощающей силы любви.

    При чтении повести « А зори здесь тихие», приходит на ум название книги очерков Нобелевского лауреата -белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Борис Васильев убедительно и трогательно описал неумелые и по-женски бесхитростны поведение молодых девушек- зенитчиц под руководством старшины, единственного мужчины в маленьком девичьим коллективе. Они хотели жить и любить, эти мирные, неумелые воины в юбках, но умирали они героически, не отступая на шаг.

    В повести «Завтра была война» писатель описал предвоенную атмосферу маленького советского городка, историю одного класса. Они были такие разные и судьбы были у них тоже разные. Герой повести спустя много лет после войны, едет на встречу одноклассников и с горечью понимает, что в живых то, осталось всего несколько человек. Спасибо и вечная память Борису Васильеву за его произведения, познакомившие послевоенные поколения с героизмом и мужеством наших сверстников в Великой Отечественной войне.

    В перестроечные годы стали актуальными и интересными, «Литературная газета» и журнал «Огонек», которые до тех пор были консервативными и идеологизированными изданиями. Известный манифест ленинградской преподавательницы Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами» породил сомнения и брожение в умах еще советских людей. За годы Советской власти родились и выросли три поколения «новых людей», для которых уклад жизни в стране был общепринятым и единственным.

    Подавляющее большинство населения Союза было воспитано на патриотическом самосознании. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда народы, населяющие Советскую империю- оказались перед трагическим выбором, либо быть порабощенными и уничтоженными, либо вступить в неравную схватку со смертельным врагом. Только Советский народ мог пойти на массовый героизм и неслыханные миллионные жертвы. Только такой сплоченный и сильный народ, мог одолеть фашистскую Германию.

    В дни так называемой «перестройки», а правильней «начала большого хаоса», начали предавать анафеме все сделанное и пройденное страной. Критики забыли, что не было и не будет идеального политического строя и государства, справедливого ко всем его жителям. Любое государство создается как результат насилия одной части общества над другой. Чем закончилась «перестройка» известно всем. Все созданное за семьдесят лет уничтожено, страна отброшена назад и живет до сих пор на советском наследстве. Былой интернационализм и патриотизм во многих республиках заменен махровым национализмом и ненавистью к соседям. А могло быть иначе и хорошо, если бы выбрали китайский путь развития экономики и политического устройства.

    Советские просветительские и познавательные журналы, предстают в нынешнем свете как немного наивные, устаревшие в век интернета и электронной информатики. Но они были добрыми учителями и наставниками для моего поколения. Своеобразным компасом в жизни, для выбора нужного направления в этом неспокойном, но прекрасном мире.