С севера на юг вдоль берегов России. Часть 6

Владимир Жестков
                Променад по Китовой аллее

        День шестой, 9 сентября. Полуостров Чукотка. Остров Ыттыгран
                (64°38,9' Северной широты, 172°31,9' Восточной долготы)
               
                Да, мир устроен празднично и мудро,               
                Пока могу я видеть каждый день               
                Тень облака, плывущего над тундрой,               
                Тень птицы, пролетающей над тундрой,               
                И тень оленя, что бежит по тундре,               
                А рядом с ними — собственную тень.
                (А. Городницкий)
               
     Этот день должен был стать самым насыщенным и долгим во всём круизе, поэтому и начался он очень и очень рано.

     По данным, которые нам предоставил штурман "Профессора Хромова" этот остров находится вроде бы совсем недалеко от места нашей вчерашней высадки — мыса Аччён, то есть географически так совсем близко, всего 3 градуса на восток, и одну минуту на юг от мыса, сами сравните географические координаты нашего судна, которые указаны в заголовке каждого дня путешествия. Если они указаны правильно, то получается, что эти два места наших высадок разделяет всего несколько километров, но это невозможно, так как судно вроде бы всю ночь шло.

     Сразу же после завтрака мы поспешили в каюту одеваться. Мои джинсы, рубашка и всё остальное, сушившееся в машинном отделении, пришли в нормальный удобоодеваемый вид, я всё это вновь напялил на себя, и мы помчались на палубу, где уже началась посадка в "зодиаки".

     Пришлось немного подождать, пока не появилась лодка с Катей у руля, иноземные гости любезно пропустили нас, и вот мы уже несёмся на всех парах к берегу. Море было спокойным, сияло солнце, поэтому вымокли мы не так, чтобы очень сильно. Судно бросило якорь между островами Ыттыгран и Аракамчечен, но поближе к первому. В утренней программе было посещение острова Ыттыгран, именно к нему и направилась наша лодка. На сегодняшний день остров Ыттыгран — это одно из наиболее известных мест на Чукотке.

     Так вот, начнём с информации об острове Ыттыгран — он расположен в Беринговом море у юго-восточной оконечности Чукотского полуострова, в 1,5 километрах от берега и почти в 4 километрах от острова Аракамчечен. Площадь острова составляет 17 км;, он вытянут на 13,5 км в длину при максимальной ширине в 5 км. На скалистых мысах по периметру острова существуют колонии морских птиц общей численностью до 10 тысяч пар, в колониях гнездятся обычные для региона птицы — беринговы бакланы, крупные белоголовые чайки, моёвки, кайры, тихоокеанские чистики, ипатки и топорки.

     В общем, казалось бы, обычный остров, каких в тех краях немало, но очень знаменитый, ради его посещения видные историки и археологи, занимающиеся историей народов Арктики, готовы всё что угодно отдать. Ну, а теперь давайте сделаем вот как: дальнейшую информацию я представлю после описания нашей высадки, а то получится совсем нелогично, вы будете обладать теми сведениями, которых мы не знали во время блужданий по Ыттыграну.

     Так вот, к величайшему сожалению, к моменту высадки на берег мы не располагали никакой информацией об острове и его тайнах, да и на берегу нам толком ничего не рассказали, поэтому мы и не смогли ничего не только рассмотреть, а даже всё правильно увидеть. Нам сказали, что на этом месте проводились какие-то религиозные сходки древних эскимосов, или празднества древних чукчей по случаю удачной охоты на китов, а, возможно, наоборот, я это точно не помню.

      Мы не поняли, что это за кости, приняли челюсти за ребра, черепа — за позвонки, в общем, выглядели приблизительно так же, как те эскимосы, которые пристреливали свои винтовки по столбам аллеи, но об этом чуть позже. Мы не смогли проникнуться уникальностью этого места и, соответственно, фотографировали всё без особого акцента, плохо подошли как к выбору объектов, так и к выбору техники для съёмки, и вместо хорошей зеркалки фактически использовали "мыльницу". Жаль, конечно, но теперь уже ничего не исправишь.

      Теперь остается только разобраться, что же мы увидели в течение того времени, которое мы провели на том берегу. Когда мы ещё только подплывали к острову, то увидели две огромные кости, воткнутые в землю и вертикально стоящие на заросшем высокой травой берегу. Эти кости служили ориентиром нашим рулевым, неподалеку от них наша лодка мягко ткнулась носом в песчаный берег, мы вылезли из "зодиака", поднялись немного вверх, обошли кости и сделали первую фотографию. Очень уж нам понравились эта картинка — зелёная трава, из которой тянутся в небо неизвестно чьи кости и маленький кораблик на синей воде, за которым виднеются горы.

     Когда все собрались на берегу, нас повели вверх по довольно-таки крутому травяному склону, оттуда открылся красивый вид на бухту и горы, её обнимающие, на малюсенькие "зодиаки", приткнувшиеся к берегу, и на "Профессора Хромова", тоже маленького, стоящего посредине залива.

     Интересно, внизу галечно-песчаный пляж, затем — травяной абсолютно сухой склон, а вот наверху — настоящее болото.

     Мы впервые оказались в тундре, читали, конечно, но толком себе не представляли, что тундра летом — это обычное болото, единственно, что очень мелкое, ведь под водой находится многометровый слой вечной мерзлоты. Вот такое, одно из многих, определений тундры я нашёл в Интернете: "Что представляет из себя тундра? Обычно это заболоченная местность, поросшая низким кустарником и травой".

     Вот именно с такой тундрой мы и столкнулись при первой же высадке на берег Чукотки. Под ногами хлюпает вода, жёсткая, как проволока трава, в которой застревает нога, если через неё вовремя не перешагнешь, но потрясающе красивые красные листья, а рядом зелёные веточки и крупные блестящие на солнце ягоды, красные, черные — на любой вкус.

     Мы обошли какую-то небольшую возвышенность, закрывавшую фантастически красивый вид на залив, на небольшие бухточки, вокруг которых как бы стекающие вниз потеками вязкой жидкости холмы, и на горы, вначале цепью протянувшиеся по всему окаёму, а уж затем на снежные вершины, слегка выглядывающие вдали. Очарованная Ира даже раскинула руки от восторга.

     А вниз сбегал склон холма, покрытый целым полем брусничника с красными, как и положено в это время года, листьями, а с правой стороны сбегал другой склон, весь серый и холодный, чтобы встретиться ещё с одним, третьим, на этот раз по-осеннему жёлтым, — вот туда вниз мы и держали путь, чтобы спуститься на берег и спокойно прогуляться по нему до места нашей высадки.

     Саша увидела с правой стороны скальный выход на поверхность и тут же помчалась туда, можно же полазать, как такое пропустить, а нас она потом догонит, если мы её не дождемся. Но мы, конечно, дождались, да и передохнуть ей дали, хорошо на горке посидеть, не все же по ней бегать.

     "Интересно, мы ещё не спустились, до берега далеко, откуда же здесь взялся якорь?" — подумал я, и только когда подошёл поближе, понял, что это не якорь вовсе, просто какая-то веточка очень удачно сыграла роль якоря, а здорово оказалась похоже, не правда ли?

      Наш путь вниз идёт, то по склону одного холма, а он окрашен в багровый цвет, то — другого, а он — зеленый, а то попадаешь на жёлтое пятно слегка пожухшей травы.

     Вот так мы спускались и крутили головой, надо внимательными быть, что пропустишь — больше можешь никогда не увидеть. Ну вот, среди низенькой травы, поднимающейся над поверхностью земли на какой-то десяток сантиметров, растёт целое семейство папоротников, кажущихся здесь какими-то великанами растительного мира, а вот яркая красная ягодка, так и манит: сорви и съешь, а вот этого-то делать никак нельзя, отравиться можно запросто.

      Мы спустились на самый берег, и Саша тут же подхватила с земли какой-то странный пучок, оказалось это водоросли, выброшенные сюда морем, наверное, не так давно волны здесь большие были, водоросли-то не до конца засохли.

     А вот уже и кости забелели впереди, но это совсем что-то свежее, а вот и ещё какая-то странная костяная фигура попалась, чей интересно это скелет? Ну, а вот это — мы знаем точно — панцирь морского ежа.

     Полоска песчано-гравийного берега шла в обе стороны, но мы-то знаем, где наши лодки, вот и повернули направо, и тут же чуть не наступили на свежий скелет кого-то здесь недавно съеденного.

     Впереди мы увидели группу наших туристов и ускорили шаги, пытаясь её догнать, но тут увидели огромные кости, лежащие в траве и невольно остановились, таких костей мы никогда не видели. Подошли почти вплотную, вспомнили, что нам рассказывали что-то такое интересное про китов и решили: длинная кость — это ребро кита, а вот эта громоздкая — наверняка, позвонок. Сфотографировали и пошли было дальше, но буквально уперлись в целую кучу таких же огромных костей. Обидно, мы оказались тут одни, нет ни Юли, ни Кати, не у кого спросить, чьи же эти кости, пытаемся вспомнить, что нам рассказывали — в головах полная пустота, рассказывали, это мы помним, но вот что, не помним. Этакая временная амнезия с нами приключилась.

     Ладно, давайте рассуждать логически. Могут это быть позвонки? Могут. А может это не позвонки, а что-нибудь ещё? Может быть. А какие ещё есть такие большие кости у кита? Ну, во-первых, череп, и во-вторых и в-третьих, опять череп, так как, кроме черепа, у кита практически ничего такого большого и нет. Ну, конечно, это могут быть только черепа. Но позвольте, если это позвонки, то ясно, почему их так много, кит один, но у него целая куча позвонков, а если это черепа, то, значит, здесь лежат кости не одного, а многих китов, это меняет всё дело.

     Подходим, разглядываем, совершенно не понятно, вроде бы позвонки бывают другими, вспоминаем, что совсем недавно, пару месяцев назад, мы ели икру в корякском чуме, на Камчатке, так вот там миска с этой самой икрой стояла на китовом позвонке, размер, конечно, другой, там был значительно меньше, но и форма там была совершенно другая. И какой из этого всего можно сделать вывод — значит, это не позвонки. Но тогда может это черепа? А вот тут никакой уверенности нет.

     Идём дальше и опять натыкаемся на такие же кости, и снова, и снова, сколько же их здесь? Мы пару сотен метров прошли и с пугающей точностью, почти на равном расстоянии, лежат большие, объёмные кости, и стоят длинные, зарытые в землю.
Наконец-то навстречу нам идёт Катя, сейчас всё разъяснится. И действительно, разъяснилось: большие — это черепа, а вот длинные — никакие не ребра, вы не поверите, но это — челюсти. Конечно, если вспомнить мультик про Конька-горбунка и ту сцену, где кит открывает рот, а оттуда выплывают корабли, сразу понятно, что это так и есть, но почему-то мультик вспомнился поздно.

     Ну вот, наконец-то мы увидели нечто хорошо знакомое, китовый позвонок, точно такой как мы видели в корякском стойбище, но больше, естественно. Да еще стоит на боку так здорово, что в его отверстие наше судно виднеется, как будто в тумане.

     Ну, а теперь-то мы уж точно подходим к месту высадки, вон и пара "зодиаков" у берега, кое-кто в них уже садиться начинает, а вот остальные лодки в море и довольно-таки далековато от берега, как же их оттуда доставляют? И сразу же, как будто на заказ, Нэтан и Лори сели в один из двух "зодиаков", притулившихся у берега, и вот уже Нэтан перебрался в лодку, которая стояла на якоре вдали от берега, а в Лорин "зодиак" начинают залезать её пассажиры.

     Как же доставляется в море последняя лодка? Да чаще всего она стоит у берега, и в ней находится один из рулевых. Берег, конечно, абсолютно безлюдный, но людей опасаться всё равно нужно, вдруг какие залётные окажутся тут, но ещё больше надо бояться животных. Вот так подойдёт медведь, да попробует на зубок или коготок резиновую лодочку, что получится-то? А получится именно то о чём вы подумали сами, не так ли?

     Всё, экскурсия, если это можно обозвать таким словом, закончилась, и я обязан выполнить своё слово и закончить рассказ о знаменитом острове Ыттыгран.
А знаменит он тем, что именно на этом острове был найден один из интереснейших археологических памятников, датированный периодом позднего Пунука. Мне очень захотелось узнать, что же это за Пунук такой. И вот что мне удалось раскопать в литературе. Надо отметить, что об этом периоде имеется очень мало сведений, да и те, что есть, почти дословно переходят из одной статьи в другую.

     Коротко вот, что получилось: Пунук — это древнеэскимосская культура, открытая Г. Б. Коллинзом в 1928 году на островах Пунук и Св. Лаврентия, откуда она и получила свое название, и распространённая ориентировочно с 600 до 1100 год нашей эры на побережье и островах Берингова моря. Пунук является развитием предшествующей древнеберингоморской культуры, от которой её отличают орудия труда и применение китовых костей в конструкциях жилищ. Наряду с промыслом тюленя и моржа в это время развиваются охота на китов с больших байдар и наземная охота. Появляется военное снаряжение. Ужасно сложно, не понятно и шибко научно, но, извините, другого ничего не имеется.

     Вот и всё, что в течение полусотни лет было известно науке, до тех пор, пока в 1977 году на острове Ыттыгран научная экспедиция не обнаружила знаменитую Китовую аллею — сооружение из вкопанных в грунт параллельных рядов черепов и челюстей гренландских китов, носившее явно культовый характер. Это открытие значительно повысило интерес к древностям Чукотки, который проявляют многие ученые — и наши, и зарубежные. Ведь, в соответствии с принятой сегодня гипотезой, через Берингию, которая 20–30 тысяч лет назад была не проливом, а перешейком, перебрались в Новый Свет палеоиндейцы. А в III тысячелетии до нашей эры именно с Чукотки перебирались на Аляску, а оттуда в Канаду и Гренландию предки нынешних эскимосов.

     Конечно, Китовая аллея — уникальный памятник древнеэскимосской культуры. Вот как описывают её первооткрыватели: "Китовая аллея представляет собой сооружение из двух рядов огромных костей гренландских китов, вкопанных в грунт у берега. Поражают как размеры аллеи, которая тянется вдоль северного берега острова примерно на 500 метров, так и её сложная структура. Ближний к берегу ряд образуют черепа китов, достигающие в ширину не менее 2 метров и возвышающиеся над землёй на 1,5 метра. Они располагаются 15 группами — по 2–4 черепа в каждой. Параллельно идёт второй ряд, образованный массивными столбами из челюстных костей. Высота столбов составляет почти 5 метров, а диаметр — около 0,5 метра. Для создания Китовой аллеи были использованы останки не менее чем 50–60 взрослых животных. Между рядами черепов и челюстных костей расположено порядка 150 мясных ям-хранилищ, в которых ещё кое-где сохранились остатки провизии, а также сооружения в форме выложенных из камня колец. От мясных ям по склону сопки проходит рукотворная каменная дорога длиной около 50 метров, ведущая к ровной, круглой площадке. Площадка окружена кольцом из каменных глыб, в центре — большой плоский валун, а недалеко от него — каменный очаг со следами золы.

     Как считают исследователи, Китовая аллея являлась центральным святилищем крупного межобщинного объединения, существовавшего на берегах пролива Сенявина и прилегающих территориях. Жители окрестных посёлков съезжались на Ыттыгран для проведения празднеств и ритуалов".

     Первые исследователи Китовой аллеи отнесли её к позднему периоду культуры Пунук и датировали её создание XIV веком. Это означает, что культура Пунук не исчезла в 1100 годах, как считал Г. Б. Коллинз, а развивалась ещё, по меньшей мере, 500 лет. Для добычи китов древние эскимосы объединялись в промысловые отряды во главе с наиболее удачливыми и уважаемыми охотниками.

     Есть версия, что Китовая аллея была местом ритуальных встреч мужчин, входивших в союз китобоев. Такие охотничьи союзы, по данным этнографов, существовали на Аляске, а значит, могли быть и на Чукотке. Предполагается, что на своих "сходках" мужчины делились опытом, рассказывали о новых способах охоты. Стоящие группами китовые черепа, возможно, отмечали "причальные места" для лодок обитателей разных поселений, приплывавших на празднество. А обряды, посвящённые умершим, могли проводиться у вертикально врытых в грунт китовых челюстей, которые для древних охотников Берингова пролива олицетворяли предков. Каменные кольца, видимо, символизировали души умерших сородичей.

     Ыттыгран был местом ритуальных встреч охотников на протяжении как минимум 200 лет. В XVI веке китобойный промысел пришёл в упадок в связи с резким похолоданием. Поскольку киты стали редко появляться в высоких широтах, необходимость в крупных охотничьих отрядах отпала, люди перестали посещать Китовую аллею, и со временем она была забыта. Ни в памяти местных жителей, ни в фольклоре чукчей и эскимосов нет никаких сведений о её предназначении. Почему-то ни местные жители, ни команды заходивших сюда катеров не обращали на памятник никакого внимания. Эскимосы, которые вообще-то обычно почитают память предков, пристреливали по столбам аллеи свои винтовки, именно это я и имел ввиду (смотри выше), а матросы использовали столбы для причаливания и повалили несколько из них. Археологи обнаружили под слоем гальки у кромки прибоя множество китовых костей, некогда, несомненно, бывших частью Китовой аллеи. Таким образом, в прошлом она представляла ещё более грандиозное сооружение, чем к моменту начала исследований на Ыттыгране.

     К сожалению, мы смогли увидеть только лишь черепа и челюсти, ну не увидеть их мог, я уж не знаю кто, а вот каменные кольца, мясные ямы и всё остальное, мы не увидели, да и вряд ли смогли бы увидеть, ведь мы же не знали, что это надо увидеть. Вот так и закончилась эта экскурсия и почему-то мне кажется, что не только для нас, я имею в виду всех русских, а и для продвинутых и хорошо информированных иноземцев тоже. Это мое мнение основывается, на том, что никакого возбуждения и последующего обсуждения не произошло.

     Мы подошли к лодкам, и услышали удивительное для наших ушей предложение, вернее, двойственное предложение, и вот как оно звучало:

      — Если у кого есть желание, мы можем поплавать по заливу в поисках серых китов, они тут обычно кормятся, ну, а кто устал, тот может вернуться на борт корабля.

     Конечно же, мы сразу же изъявили желание поплавать, мне казалось, что так поступят все, но, по-моему, две лодки все-таки направилось к "Профессору Хромову", ну, а мы надели спасательные жилеты, залезли в "зодиак" к Кате и пустились на поиски китов. Но это уже другая история.

     Продолжение следует.