Зарисовка

Юрий Важенин 2
          Это село и его окрестности мне хорошо известны. Здесь я проходил практику. Чтобы выдать диплом агронома, институт требовал справку с места работы в сельской местности. Меня поселили к бабушке - матери управляющего одного отделения  совхоза. Село башкирское. Из русских только три человека: директор школы, завуч и я. Школа средняя. В селе три улицы, вытянутые вдоль речки на целых два километра. В каждом доме хозяйство: корова, а то и две - три, телята, овцы, куры, водоплавающая птица: гуси и утки. У большинства имелись лошади. По самым хорошим меркам деревня причислялась к зажиточным.
           Село просыпалось от петушиных криков и разнотонного лая собак. Открывались ворота  каждого хозяйства, и  выходила на простор вся эта живность. Особенно выделялись гуси. Торжественно, степенно и важно, строем, с высокоподнятыми головами они шли за своими вожаками, делясь между собой  впечатлениями за прошедшую ночь.
           К середине августа молодёжь хорошо поднялась, окрепла и уже по праву считала себя взрослой. Не менее важными чувствовали себя и утки - они также деликатно, строем, переваливаясь, шли вслед за гусями. Эти отдельные семейства, сохраняя дистанцию, вливались в длинную вереницу целого пернатого водоплавающего войска, растянувшегося по всей деревне, и  двигались в конец села. Там, перейдя речку вброд, они набрасывались на скошенное поле пшеницы. К вечеру, уставшее и довольное, гогоча и крякая, это полчище возвращалось тем же путём. У дома всегда оставались домовничать петух со своим гаремом и цепные псы. Во время заготовки сена совхозная работа на время приостанавливалась, Люди трудились на себя. Время покоса в первую очередь отводилось для своего личного хозяйства. Так у них заведено и безоговорочно соблюдалось.
          Однажды, когда я находился один в конторе и работал с бумагами, туда вбежала пожилая женщина и давай мне лепетать по- своему, по-башкирски. Я немного смутился, было перед ней неудобно:
          - Вы меня извините, я ваш язык не понимаю, - “бельмень”.
          Женщина прыснула и убежала.
          Конечно, руководитель обязан общаться с народом другой национальности на языке этого народа, если с ним работаешь. Но в настоящее время большинство людей говорит по-русски.
          Когда я вспоминаю свою практику, невольно всплывают ощущения неуверенности в первое время работы агрономом, И всё же было очень интересно наблюдать быт этого села, трудолюбие его жителей и наслаждаться неповторимым уральским колоритом.