Грань между гениальностью и ненормальностью

Кошкина Татиана
         "Огромная голова с тёмными волосами, красным лицом, чёрной бородой, лоснящейся кожей, толстым носом и уродливым ртом, но глаза, глаза были прекрасны, большие, открытые, лучезарные, излучающие тепло и сияние" - это описание Тулуза Лотрека певицей кабаре Иветт Гильбер в своих мемуарах «Песня моей жизни», когда он пришёл к ней домой сделать эскизы.
         Весёлые афиши Мулен Руж, полуобнаженные танцовщицы, цирковые артисты, кабаре, абсентные пьянки и загульные сцены из парижских кафе, именно так мы знаем Тулуза Лотрека. Но за распущенностью, фривольностью и кажущейся "лёгкостью бытия" - тонкая страдающая натура, большой внутренний надрыв и личностная драма от которой даже искусство не смогло спасти.
        Полное имя этого знатного французского художника — Граф Анри Мария Раймонд де Тулуз-Лотрек-Монфа. Семья его восходит к герцогу Раймонду Тулузскому, некогда самому могущественному феодалу Западной Франции и персонажу крестового похода против Альбигойцев.
        Брак между его отцом графом Альфонсом и матерью графиней Адель был близкородственный, они были двоюродными братом и сестрой, а бабушки родными сёстрами, что скорее всего при рождении Анри и привело к пикнодисостозу — хрупкости костей, в современной интерпретации - "хрустальные дети". С 6-месячного возраста Анри страдал из-за редкого дефекта суставов и костей, хоть и родился мальчик "с серебряной ложкой во рту ".
       Когда Анри было три с половиной года произошел разрыв между графом Альфонсом и графиней, терпение графини Аделаиды иссякло. Незадолго до этого умер маленький брат Анри Ришар, не дожив до года. Подавленная горем, оскорбленная и униженная изменами мужа, графиня поняла, что ее личная жизнь кончена и отныне ее единственное утешение был Анри.
      Гиперопекаемый матерью, бабушкой и многочисленными родственниками в замке Боск Анри рос маленьким тираном, он был капризный и постоянно закатывал истерики, привык верховодить среди сверстников и приходил в неистовство, когда кто нибудь пытался перечить ему.
       В 14 лет, 30 мая 1878 года Лотрек сломал шейку бедра левой ноги, через пятнадцать месяцев он сломал правую ногу.
       И вот после переломов обеих ног страшный вердикт врачей — остановить течение болезни невозможно. Болезнь на тот момент была неизлечима и рост его остановился на отметке 152 см, именно его ноги перестали расти, что делало фигуру Лотрека непропорциональной. Рушились все надежды на блестящую карьеру отпрыска древнего славного рода.
      И тогда рисование стало его утешением и отрадой.

     Лотрек вел страстный, испепеляющий образ жизни, ни часу покоя, как горящий фитиль, постоянно душевное и умственное перевозбуждение. Возможно болезнь исподтишка толкала его к бурной жизни.
    Он знал все рестораны Парижа, он обожал готовить сам и подбирать вина к каждому блюду. Кухня для него была, как и живопись – искусство!
    Домой он приезжал, когда закрывался последний кабак, садился на извозчика, засыпал, спал часа два, зачастую кучер ждал возле дома, потому что будить Лотрека было себе дороже, экипаж стоял, занималась заря, Лотрек просыпался и приказывал кучеру ехать в типографию Анкура, в ближайшем бистро подкреплялся одной-двумя рюмками спиртного и снова становился бодр и свеж. «Пол-литровая кружка: джин с вермутом пополам. И тогда можно совсем не опасаться за голову. Вермут нейтрализует действие джина», — утверждал Лотрек.
     Образ жизни Лотрека приводил в ужас его родных — они видели, как он опускается, но он ничего не мог поделать с собой. В его поведении не было ничего преднамеренного, он просто шел путем, предначертанным ему судьбой. У него, как и у Ван Гога, не было выбора: ему приходилось довольствоваться теми женщинами, которых можно было купить за деньги. Отверженный и презираемый, он тянулся к таким же отверженным и презираемым.
       Лотрек умер не дожив два месяца до 37 лет. Как не старались родственники скрыть истинную причину его смерти, но дотошные журналисты в газетном некрологе сообщили, что де Тулуз-Лотрек пал жертвой алкоголизма и сифилиса.
       Мать неоднократно отправляла его на дезинтоксикацию, но спасти его не смогла. Он прятал коньяк даже внутри своей трости, с раннего утра уже выпивал и имел свою личную комнату в публичном доме Флёр Бланш.
      Много холстов у Лотрека посвящены домам терпимости. Иветт Гильбер даже высказывала ему предположение, что в домах терпимости он прячется от своих кредиторов, а он отвечал, что ему там нравится наблюдать проституцию.
     Дома терпимости были его тихим убежищем. Лотрек пил все больше, становился агрессивным, резким, а порой  и совершенно невыносимым. Приходя от чего-нибудь в ярость, он  багровел, гневно потрясал своей палкой и выкрикивал ругательства. Этот разбушевавшийся Квазимодо производил тяжелое впечатление, и все же его друзья предпочитали выслушивать оскорбления, чем видеть, как он, сраженный усталостью и алкоголем, засыпал за столиком кафе.

      Умирал он в Жиронде, у себя на родине, будучи полностью парализованным после инсульта, случившегося в конце августа 1901 года.
      737 картин, 275 акварелей, 359 литографий, 5084 рисунка — на одной чаше весов и проститутки, абсент, алкоголизм, дебоши, белая горячка и дом для умалишенных — на другой.
      Такой вот неординарный персонаж, давший миру афоризм " Я буду пить молоко, когда коровы начнут жрать виноград".

     Может ли живопись что-то изменить?  Лотрек вложил в искусство свою любовь к жизни, все свое горячее стремление спасти себя.
     Тулуз Лотрек своим неистовством бросал вызов судьбе,  вся его жизнь, как исступленный танец смерти, а его исполнители — звезды кафешантанов, актеры, клоуны, проститутки — те мужчины и женщины, в чьи лица он впивался испытующим взглядом, резко и беспощадно срывая с них маски, все, кого он как бы увлекал за собой в буйную пляску, — на самом деле были лишь статистами.
     В два часа пятнадцать минут ночи  9 сентября 1901 года сердце Лотрека остановилось.
       Похоронен Лотрек на кладбище Верделе, что в переводе означает "стакан молока" - un verre de lait - ирония судьбы для истинного ценителя абсента, певца "Монмартра ", который пил и рисовал, рисовал и пил, но отнюдь не молоко.
      В «Эко де Пари» написали: «Имя Лотрека, бесспорно, займет свое место среди художников нашего времени, но это своеобразный, неприятный талант калеки, который все вокруг себя видел в уродливом свете и преувеличивал грязные стороны жизни, привлекая внимание к порокам и извращениям...»
       24 ноября 1864 - 9 сентября 1901.
        Граф Анри Мари Райион де Тулуз-Лотрек-Монфа — французский художник-постимпрессионист из знатного рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.