Герой Советского Союза убит в Баку 14

Серафим Григорьев -3
              Т е р е ш к о в а,  А л и е в  и  Б е л я е в



   
   Фронтовики разгулялись не на шутку – в номер заходит человек в шикарной, позолоченной дипломатической форме. За ним гарсон катит очередной сервировочный столик с редкими  напитками и изысканными закусками (кокосовое молоко «Нариял-ка-дуд», сок сахарного тростника и фруктовые шербеты. шафрановый плов, курица «Мар Ханди», различные сладости, лепешки «Наан» и еще что-то) – сказывается длительная работа за границей.
   Чувствуется его военное прошлое, он подходит к дважды Герою Советского Союза, генерал-полковнику Михаилу Одинцову:
   - Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Пакистане и Бенгладеш Владимир Беляев.
   - Проходите к столу, будьте как дома, - принимает представление генерал.
   - Услышал фамилии Валентины Терешковой и Гейдара Алиева, подумал, что мой заход будет уместным… Однажды я спас этих героев дня от верной гибели!..
*Владимир Георгиевич Беляев. После окончания десятилетки в 1942 году, работал кузнецом в райпромкомбинате. В июне 1943 года окончил Моршанское минометно-пулеметное училище. Участник Великой Отечественной войны. Трижды ранен, контужен. В августе 1944 года демобилизован по инвалидности.
Окончил исторический факультет Воронежского государственного университета и Высшую дипломатическую школу МИД СССР. На дипломатической работе с 1955 года.
   - Историю я расскажу, а прежде прошу обратить ваше внимание на блюдо из плодов Хлебного дерева, - дипломат поднимает граненый стакан с водкой (таков художественный замысел режиссера мероприятия). – За Родину, за Леонида Ильича – это дипломатическая шутка наших времен.
   - Доложите по форме, - шутит Михаил Одинцов.
   - Рассказываю: ОКТЯБРь 1983 года, стоит благостный день – пятница, здешний выходной день. Все замирает и  хочется ничего не делать, и ни о чем не думать. Вдруг в комнату буквально вбегает мой шифровальщик и показывает мне радиограмму с пометкой «Правительственная», «Срочно». Читаю и глазам своим не верю: «Прошу обеспечить перелет самолета члена Политбюро ЦК КПСС,   первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Г е й д а р а  А л и е в а в Бангладеш. Самолет вылетает ч е р е з  т р и  ч а с а!
      Моя первая редакция: «Дорогая, срочно собирай чемоданы»!
   Привыкшие и не к таким кульбитам, Герои Советского замирают.
     - А где же «Аэрофлот»? – спрашивает всезнающий Владимир Карпов.
     - Звоню по телефону во все инстанции, начиная с местного Аэрофлота и заканчивая приемной  Президента  Пакистана генерала  Мухаммеда Зия-уль-Хака. Никто,  нигде не берет трубки.  Тишина – пятница! Посол почему-то  отозван в Москву, я тогда – Временный поверенный в делах - бегу в шифрокомнату  и пишу текст ответного сообщения: «Прошу задержать вылет литерного самолета. Разрешения на перелет над территорией Пакистана получить невозможно – П я т н и ц а!». Ответ из Москвы не замедлил себя ждать: «Самолет в воздухе»!
   - Ситуация напоминает эпизод с корейским «Боингом», - замечает полковник СВР Дмитрий Романовцев.
   Владимир Беляев продолжает:
   - Я мгновенно оцениваю ситуацию:  1 сентября 1983 года советский истребитель-перехватчик  сбил южнокорейский «БОИНГ-747». Это стало поводом для небывалой антисоветской истерии не только на Западе, но и во всем мире. Произошла проверка на прочность ЮРИЯ АНДРОПОВА, ставшего после Леонида Ильича Брежнева «Коммунистическим императором» - Генсеком КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР!
  * Так-так, я слушаю ветерана войны и вспоминаю эпизод 1994 года, когда мы освещаем торжественные мероприятия в Минске по поводу 50-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Происходит встреча с легендарным генералом армии ИВАНОМ ТРЕТЬЯКОМ – Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда. Помимо разговора  о войне я задаю ему вопрос о «Боинге-747» - Иван Моисеевич,  во «Время-Ч»,  был Командующим Дальневосточного военного округа. Генерал армии охотно рассказывает  о фронтовых  эпизодах, а  тут лицо его делается суровым и он демонстративно, на камеру, говорит:
      - Самое постыдное бывает, когда мужчины плачут!
      Тут же вспоминается другой эпизод. Мы на Дальнем Востоке в командировке, в одной из воинских частей. После полигонных стрельб, по традиции, нас приглашают в баню. Душевно паримся с дальневосточными вениками, от которых исходит несравнимый ни с чем лиственный аромат. После парной – модный тогда спирт «Рояль», с непременным пивом. «Водка без пива – это деньги, пущенные на ветер» - армейская традиция. Офицеры перебирают в памяти генералов - командующих округом. Дмитрий Язов. Иван Третьяк…Так-так, что говорили о Третьяке?!
      - Прилетает к нам на вертолете командующий округом, Иван Моисеевич Третьяк, - начинает свой рассказ полковник Безфамильный и с любовью перечисляет все титулы, награды и звания знаменитого генерала. – Проезжает мимо наших сараев, за ним следуют несколько машин командарма и комдива. Останавливается и выходит из машины. А сараи наши – затрапезные, сделанные кое-как из кой-чего!
      -  Это что такое?! – спрашивает Третьяк.
      - Гаражи! – бодро отвечает командарм  Михаил Таежный.
      - И что в этих ГАРАЖАХ?! – ехидно вопрошает Герой Советского Союза.
      - Легковушки! – растягивает слово Таежный.
      - Мотоциклы, - поддакивает комдив.
      - Снести! – коротко реагирует командующий округом. - На обратном пути обязательно проверю!
      - Есть! – охотно соглашаются и командарм, и комдив.
      Проходит несколько дней, и Иван Третьяк, возвращаясь с инспекции, сажает свой вертолет в Н-ском гарнизоне. И видит: «гаражи» стоят!
      -  А рядом с сарайчиками нашими, как раз располагается настоящий гараж  - танкового полка! – продолжает свой рассказ полковник Безфамильный.
     - Заводи, сыночка! – командует генерал армии сержанту, командиру танка Т-72. – Даю офицерам двадцать минут, чтобы вывели свои «автомашины и мотоциклы» из «гаражей»!
      Командарм объявляет в части «Боевую тревогу». Что тут началось?! Офицеры и прапорщики бросаются к своим строениям. Кто заводит «Жигули», мотоциклы. Кто не успевает завести, выкатывают машины вручную. Велосипеды лежат грудой. Визжат вдруг откуда-то взявшиеся поросята, кудахчут бегающие куры!
      Ровно через полчаса легендарный генерал армии Иван Третьяк дает команду, и танкист на т-72 утюжит местный Шанхай. Через 10 минут дело было сделано. А Герой Советского Союза объявляет сержанту благодарность.
      - Служу Советскому Союзу! – огорченно произносит танкист.
      Командующий округом отбывает из гарнизона на вертолете. А по Дальнему Востоку молниеносно сносятся «гаражи» и «сараи» ветхого типа, и начинается строительство кирпичных хозблоков и настоящих гаражей.
      На рассвете 1 сентября 1983 года в квартире командующего войсками Дальневосточного военного округа Героя Советского Союза генерала армии И. М. Третьяка зазвонил телефон. На связи был начальник штаба округа, доложивший командующему, что в воздушное пространство СССР в районе Камчатки вторгся иностранный самолет. Позже генерал вспоминал: «Он летел по необычному маршруту. Это нас насторожило. Части ОСНАЗа установили, что из самолета передается радиограмма на спутник. Расшифровав ее, мы узнали, что экипаж докладывает об успешном выполнении задачи по наблюдению за нашими подводными лодками, находящимися в Охотском море. Исходя из такой обстановки, я был вынужден доложить об этом начальнику Генштаба Маршалу Советского Союза Н. В. Огаркову, который дал команду заставить самолет сесть, а если он не будет выполнять наших команд, уничтожить его».
P.S. Внука Героя Советского Союза Валерия Уткина посадили на 18 лет за тройное убийство (Болшево)

 

** 14.11.2020. Военная полиция РФ приступает к патрулированию в зонах "Север" и "Юг" в Карабахе

                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т:


предыдущая: http://proza.ru/2020/11/12/893

фото - Владимир Беляев

инфа- Инет