Как я вертикализировал и горизонтировал

Александр Фефилов 2
Как я вертикализировал и горизонтировал "участников учебного процесса"

   Мы перестали вертикализировать студентов на занятиях. Даже когда мы их призываем к учебному ответу, они не отрывают пятую точку от стула и продолжают сидеть. Удобно! Можно шилять глазами в книгу или в записи, если, конечно, они есть. А лучше косить одним глазом в айфон, смартфон, не держа его в руках, а другим глазом отслеживать реакцию преподавателя. Всё, так сказать, в поглазовой доступности.
   Пару лет назад я проявил креативную инициативу при поддержке ректора и одобрении будущего депутата госдумы, и установил руками хозчасти университета стоячие столы (а-ля конторки) в одной из учебных аудиторий. Студенты с воодушевлением и достойно начали отстаивать учебную вахту. Но ослабленные от тяжёлой работы преподаватели стали бороться за свои права и делали всё, чтобы не вести занятия стоя:
- Да Вы что?! Я сидела более сорока лет на стуле, и Вы хотите, чтобы я вот так стояла? – возмутилась одна очень уважаемая преподавательница.
- Но это же полезно для кровообращения и умственной деятельности! – парировал я.
Ответ был более чем вежлив. - Если Вам полезно, Вы и стойте!
   Я стоически отстаивал вертикальную учебную позу. Известно, что коварству нет предела. Чтоб моя идея не казалась мне такой радужной и перспективной, мне как бы случайно или в силу «производственной необходимости» стали ставить все пары в экспериментальной аудитории. Вскоре студенты сломались:
- Извините, но мы не можем больше стоять … все три пары подряд!
- Дорогие мои, вас же никто не принуждает всё время стоять! Устали – присядьте на стул. Стулья расставлены по периметру у стен.
С победной и саркастичной ухмылкой большинство преподавателей саботировало мою идею и призывало студентов сидеть. Тех студентов, кто продолжал отстаивать вертикалку, призывали:
- Ну, что Вы стоите, когда все сидят? Вам же удобнее будет… Вы же устали…
   Со временем «уставшие» студенты, начали втихаря ломать столы – откручивать болты, выворачивать столешницы. Через полгода пришлось вызывать столяра, который чудесным образом опустил столешницы стоячих столов до уровня пупка сидящего человека, и, отчитываясь о проделанной, работе, сказал, как в том фильме: «Всё что могу! Всё что могу!». Моя вертикальная идея приказала долго жить так и не поднявшись на должную высоту. Проблема стояния была снята. Преподаватели вздохнули с облегчением. Студенты послушно приняли сидячее положение.
Известно, что человек успешно освоил в своей жизни три положения в пространстве – стоячее, сидячее, лежачее. В этой связи я вспомнил вдруг, что мы живём на родине Обломова, который предпочитал жить лёжа на диване. Я подумал – может быть, провести новый эксперимент и н;чать (речевой оборот первого и последнего советского президента) внедрять в учебный процесс идею горизонтализации. От сидячки, до лежачки, как говорится, всего один шаг! А если точнее – всего одно разгибающее движение на каких-то девяносто градусов до горизонтали.
   Не так уж сложно представить себе аудиторию, в которой расставлены кушетки, на которых лежат студенты и внимают лежащему преподавателю. Кто-то загадочно улыбнётся: «Да, но как-то непривычно!». А кто-то округлит глаза: «Да Вы в своём уме?». - Ну, я вроде пока не при чужом, а при своём, иначе бы такую идею не озвучивал. Тут в связи с пандемией возникает коварный вопрос. - А что делают студенты, обучаясь дистантно, на удалёнке? Что, все сидят? Свежо предание… Взгляните на экран монитора, уважаемый лектор! Кого и в каком количестве Вы там видите во время демонстрации учебного материала? Все окошечки дружно свёртываются. Видны только, в лучшем случае, изображения перечёркнутого микрофона и фотографии студентов, а в худшем – фейсы любимых кошечек, собачек, игрушек с указанием фамилий – Петров, Иванов, Сидоров… или ласкательные имена и клички (ники) типа Алюсенька, Сушулечка, Кысуля, Пупсик. Резко отключите демонстрацию – через несколько секунд один за другим начнут возвращаться сонные, виновато улыбающиеся лица студентов с помятыми, непричёсанными волосами. Ясно, что студенты побывали в горизонталке – лежали на кроватях, на диванах. А где остальные? Одни прикрылись телефонами. – «Простите, у меня нет камеры». Другие не знают, что надо возвращаться, так как пребывают на кухне и поглощают оставшиеся после завтрака пирожки, купленные в соседней пекарне. (Примечание: Современные мамы уже давно ничего не пекут!).
   Итак, основная масса отключившихся студентов пребывает во время онлайн-лекции в лежачем положении. Я ничего не имею против горизонтальной учебной позы, но я против лежачки как продолжения отдыха после ночного недосыпа или болезни. Обращаю Ваше внимание на разницу между ЛЕЖАЩИМ и ЛЕЖАЧИМ человеком. 
Конечно же, я не питаю больших надежд на реализацию идеи горизонтализации студентов в учебном процессе. Руководство отвергнет этот креативный метод организации учебного пространства. И не потому, что у нас девушек-студенток больше, чем парней-студентов и мужчин- педагогов! А потому, что преподаватели, в особенности преподавательницы, не захотят ложиться!
   Ну, а если бы идея учебного лежания была поддержана? Радости нашей не было бы предела – ведь в этом случае преподаватели сами не захотят сидеть! - Обозримости мало, за  всеми  студентами не уследишь. Наставники наконец-то сами, добровольно начнут менять позу, вертикализироваться и постепенно привыкнут к стоячему положению своего тела в пространстве. Может быть, это позволит им вывести горизонтализированных студентов из состояния дрёмы и подвигнуть их к учёбе. Танцуем, так сказать, от противного. Кто-то из читателей может громко пошутить: «Поздно уже! В телах молодых людей сформировались антитела к учёбе ещё во время ЕГЭшного натаскивания в школе!». Ну, а что тогда делать?  Прик;жите и дальше преподавать ТЕЛАМ с антителами?
   Я всего лишь пытался сначала реально, а потом и виртуально создать образовательную вакцину против…(?)...  До масштабной вакцинации, как видите, ещё далеко.