Почему и как красота спасёт мир

Александр Владимирович Кузьмин
- Правда, князь,  что вы раз говорили, что мир спасёт „кра¬сота“?  Господа, — закричал он громко всем, — князь утвер-ждает, что мир спасёт красота!

Свою основную, стержневую, центральную идею Фёдор Михайлович вложил в уста князя Мышкина. Сказано просто и точно. Но чтобы понять смысл, утвердиться в истинности этой формулы необходимо ещё многое прибавить.
Самые главные заповеди, данные Богом, общеизвестны – возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и, равная ей, - возлюби ближнего, как самого себя. С тех пор в войнах и бедствиях прошло два тысячелетия. Пролиты реки крови христианских мучеников… Прибавилось ли этой любви? Много ли тех, кто живёт в соответствии с этой заповедью? Многие и себя то не научились любить, уродуя тело проколами, тату, сменой пола, неестественным цветом волос… А это почему так? Чего не хватает?
Красоты не хватает. Как же так, спросите вы, - красота вокруг нас во всём – в природе, в искусстве, в достижениях культуры. А очень просто, отвечу я вам, - её не видят. Любовь – это свойство не тела. Это – свойство души. Это её порыв к красоте. Красоте не только внешней, а и внутренней. Красота от Бога и предвечна. Она была до нас и будет после нас. Но мы можем прожить так, что не увидим её.
Наш покойный учитель музыки Василий Сергеевич Суриков усаживал класс перед проигрывателем и ставил виниловую пластинку с музыкой Чайковского, Мусорского, Глинки… Кто-бы из нас, увлечённых в то время Макаревичем и рок-идолами зарубежья стал бы это слушать? Но тут делать было нечего – приходилось слушать. Я очень благодарен Василию Сергеевичу – он открыл для меня ( и не только для меня) волшебный мир красоты классической музыки. Узнал бы я этот мир без него? Мы живём среди россыпей алмазов, изумрудов, сапфиров – наша удивительная природа (какого лешего мы ищем в Турции?), наша удивительная литература, музыка, живопись, история, философия … Здесь за одну жизнь всё не увидеть. Но мы едем на песчаные пляжи зарубежья (не увидев всего великолепия Крыма), слушаем музыку, которую … музыкой то нельзя считать (тот же рэп). Многие ли из нас любят балет, оперу, классическую музыку, прочитали всё лучшее из русской литературной классики? А у нас ведь ещё Серебряный век. А потом чУдное созвездие поэтов с гитарой – Высоцкий, Визбор, Суханов, Никитин, Клячкин, Городницкий… А ещё – Левитанский, Евтушенко… А великий Советский Кинематограф?
Всё это, что перечислил, вполне способно спасти и мир, и душу каждого из нас. Потому что красота пробуждает любовь. И наши души устремляются к прекрасному идеалу из безобразной, нелепой реальности. Прикоснувшегося  к красоте, познавшего красоту уже не проведёшь. Его не обманешь горе-сатириками эстрады, дешёвой попсой и пустыми телесереалами… Он знает – каким нужно быть и для чего нужно жить…
Ему вдруг открывается и вся ошибочность, ущербность попытки социалистов преобразовать этот мир с помощью изменения социально-экономического строя…
Фёдор Михайлович Достоевский  всю жизнь трудился над разгадкой тайны души . Только это не загадка. И не разгадаем здесь. Но узнаем там...
Среди писателей он первый. Не по красоте языка - это может и Гоголь, и Пушкин. Не по эпохальному охвату - это сильнее у того же Пушкина, Солженицина. Не по остроте юмора - он вообще не сатирик... Достоевский - русский национальный (а значит и мировой) философ. Он ставил важнейшие для вопросы и на многие из них дал точный ответ. Ниже приведу только самые важные его слова, но ... но сколько в них глубинного смысла! В них и точный ответ на вопрос почему среди других истинных религий православие стоит особняком и его истинность выше. Здесь и точный ответ на вопрос о причинах глупости, мировоззренческой тривиальности коммунистической идеи. Здесь, наконец, и точное указание метода спасения Человечества.
- Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной. Кроме как в Христе нет другой личности и другой идеи, способной передать абсолютный человеческий идеал, идеал совершенного Человека.
- Все нравственные идеи основаны на идее личного совершенствования … в идеале.
- Христос и заявил этот идеал человечества вековечный – окончательный идеал человека. Нравственность Христа в двух словах: это идея, что счастье личности есть вольное и желательное отрешение её, лишь бы другим было лучше.
- никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следовательно – от виновности и преступности. Зло таится в человечестве глубже, чем полагают лекаря-социалисты, что ни в каком обществе не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальности и грех исходят из неё самой…
- лечить душу человека можно только одним – идеалом красоты! Человек изменится не от внешних причин, а не иначе, как от перемены нравственной.

Вот здесь то мы и приближаемся к идеалу красоты, выше которой нет. Кто это видел, тому уже не нужно объяснять смысл и значение первой заповеди. Но видеть это могут только чистие сердцем…
Вот и выдержка из рассказа Паисия Святогорца:
… Начало светать. До девяти по-святогорски (примерно шесть утра по-мирскому) я еще не уснул. И тут я увидел, как исчезла одна из стен моей кельи (та, что в сторону мастерской, возле нее стоит кровать). Я увидел Христа — в Свете, на расстоянии примерно шести метров от меня. Я видел Его сбоку. Волосы Его были светлыми, а глаза голубыми. Он мне ничего не говорил, только смотрел — но не прямо на меня, а как бы чуть в сторону.
Я все это видел не телесными глазами. Тут телесные глаза открыты ли, закрыты ли — никакой разницы нет. Я все это видел глазами душевными.
Увидев Его, я подумал: "Как же они могли в такое Лицо плевать? Как же они — не боявшиеся Бога люди — могли к такому Лицу прикоснуться? Как они могли вколачивать в это Тело гвозди? О, Боже мой!.."
Я был поражён. А какую я испытывал сладость! Какое радование! Я не могу описать словами эту красоту. Она была тем, о чем говорится: "Красен добротою паче сынов человеческих". Вот какой была эта красота. Я никогда не видел ничего подобного ни на одной из Его икон. Одна только, не помню уже, где я ее видел, — была немного похожа…

Как они могли… - вопрошает Паисий Святогорец?  Так же, как лесному зверю не понятна красота живописи Третьяковской галереи, так и римским солдатам, вколачивающим гвозди, и орущим на площади пред пилатовым дворцом – распни, распни… была не понятна и не доступна красота воплотившегося Бога… Они не могли понять, не могли вместить – Кто пред ними… И не ведали, что творили…
К чему я это всё написал? А к тому, что красота не спасёт мир сама по себе. Её нужно показывать, доносить до людей, насаждать, открывать. Иначе её не увидят… Тот же атеист считает себя очень умным человеком и плутает в лабиринтах кажущихся ему красивыми построений временного человеческого разума… Он как тот человек, который не пробовал яблока и пытается судить о его вкусе. Он просто не знает. Да он же ничего, ничего не знает! Он просто не видел… Он ничего не видел!  Ему никто не показал… Образование – вот самое важное из того, на что стоит обратить внимание правителям нашим.  Лучшие люди должны работать там. А самые лучшие – составлять программы… Вот тогда и только тогда красота спасёт этот падший мир.