О золотой рыбке и революции

Сергей Козырев 2
               

          Всем хорошо известна сказка Пушкина о золотой рыбке. Обычно эту сказку читают детям, но мне довелось прочесть ее уже самому в среднем школьном возрасте, который вряд ли можно назвать детством –скорее, это было отрочество. Я прочел эту сказку в книжке с картинками, очень красиво оформленную и предназначенную явно для маленьких детей.
         Сказка понравилась, но сильно огорчила и удивила меня. Почему? Мне было жаль всех – старика, который так безрассудно не использовал свои желания,  старуху, которая в результате всех этих жутких событий осталась ни с чем, но и золотую рыбку мне тоже было очень жаль, потому что она так бестолково, бесполезно и даже вредно  использовала свои сказочные возможности. Больше всего я возмущался поведением старика - ему бы, этому старику, который ловил неводом рыбу, попросить что-нибудь важное. Конечно, лучше всего было бы попросить молодость, здоровье и силу себе и старухе, потому что молодость лучше старости.  Потом, еще бы попросить у рыбки денег, в крайнем случае какой-нибудь корабль для эффективного вылова рыбы или, хотя бы, новый невод, но нет - старик пошёл к старухе и стал с ней говорить и выполнять её капризы. Зачем? Теперь то я понимаю - старик просто был подкаблучником. Ну да ладно, пусть подкаблучник, но всё-таки голова должна быть на плечах…
            Позже я стал задавать себе главный вопрос - кто виноват, что всё так закончилось? Вывод напрашивался такой: виноват старик – он, видя безрассудное поведение своей жены, ничего не сделал для того, чтобы усмирить её и использовать возможности рыбки эффективно, с пользой и для удовольствия. Ещё - подумал я – рыбке, наверное, самой хотелось делать что - то хорошее, а не те глупости, которые заставляла её делать старуха.
             Саму старуху винить я как-то не мог. Почему? Видимо, старуха от природы была злобной и властной, очень сильно стремилась к богатству, славе и знатности - одним словом, порочная была старуха, да ещё и недалёкая. Мало ли таких? Не разбиралась в ценностях, не понимала, что главное - не богатство и слава за счёт других, а честная, правильная жизнь. Если бы она это понимала, то попросила бы здоровье и молодость, ну и каких –то денег. Еще один важный вывод - старуха не любила старика.
             В общем, вся история о золотой рыбке оставила горестное ощущение каких-то больших, важных неиспользованных возможностей, которые ушли безвозвратно и которые появляются только раз в жизни.
                ********
               Я вспомнил об этой сказке и связанных с ней своих ощущениях недавно, в августе этого, 2020 года, когда в Беларуси началась революция.  Оказывается, история о золотой рыбке, старике и старухе очень актуальна, ведь сейчас там происходит именно то, что описано в сказке Пушкина.
            В роли старухи выступает Лукашенко, который уже получил очень много, но хочет всё больше и больше. Ему бы остановиться, сказать себе – хватит, всё, что я мог, я уже сделал и получил, дальше будет только хуже; впереди будет разбитое корыто. Но нет, остановиться старуха не может.
            В качестве старика с золотой рыбкой и морем я вижу белорусов, которые смиренно, с какой-то робостью подчинялись четверть века Лукашенко, но теперь их терпение иссякло, они взбунтовались, происходит революция. Со стороны народа пока что это мирное восстание, я называю это восстанием ягнят. Восставшие не используют силу а, подобно ягнятам, милым и симпатичным, блеют, всё время ходят и ходят, просят чего-то… Нет, не так - они просят уважать их законные права: на выбор власти, на протест, в конце концов все права и свободы человека. Я не хочу никого обидеть и моё сравнение восставших с ягнятами выражает то искреннее чувство, которое вызывают эти милые животные у людей. Нельзя не уважать тех, кто восстал против обид, ради защиты своих законных прав.
           Ещё Лукашенко в данной ситуации напоминает волка, который выхватывает из стада тех, кто побойчее и съедает их; всех съесть не может, но и заставить замолчать не может также.
            Но вернемся к Пушкину, его сказка не такая простая, как кажется, в ней заложен глубокий смысл; это философская сказка, я бы сказал, это наставление для правителей, а ещё больше - для авторитарных правителей - как надо поступать и как не надо поступать.
            Простой, но почему – то непонятный для многих вывод, который можно сделать: власть и богатство не приводят к счастью, они засасывают человека как болото; окунувшись туда, ему трудно из него выбраться, трясина начинает довлеть над ним и в конце концов топит.
Нельзя долго гулять по трясинам - иначе пропадешь. А ещё нужна соответствующая подготовка, воспитание - не все способны ходить по болотам и оставаться в живых.
             Представьте, каким прекрасным председателем колхоза был бы сейчас Лукашенко, если бы не пошёл в президенты. У него был бы богатый колхоз, счастливые люди, почёт и уважение, он жил бы припеваючи и радовался жизни…
            А кем он станет после восстания, что его ждёт? Где его разбитое корыто?
            Не поздно ещё и сейчас закончить издеваться над бедными овечками и уйти; он смог бы жить где-то спокойно и безбедно…
            Но нет, он идёт до конца, ищет позора, презрения, возможно, смерти. Я искренне хочу, чтобы он избежал всего этого. Но нет, с каждым днём проклятая судьба старухи тянет его во что-то неизведанное, тяжёлое, возможно трагическое. Я не судья ему, но могу сказать одно - надо читать Пушкина и понимать всё, что там написано, так как написано для нас и нашей жизни.
           Возможно - еще подумал я – Лукашенко или не читал сказку Пушкина, или не понял. Как жаль, что не было человека, который вложил бы в него всю мудрость, заключающуюся в этой прекрасной сказке, и тогда, может быть, не пришлось бы страдать ни ему самому, ни белорусскому народу ...
           Слава Пушкину!
                13 ноября 2020