Зачинщица

Вера Дейниченко
Странно, но вот эту старинную притчу  я узнала из  православных  сборников совсем недавно.
              "МУХА И ПЧЕЛА"
  Спроси муху,есть ли в окрестностях  цветы.Она ответит:"Насчёт цветов не знаю.А вот консервных банок,навоза,нечистот во-он в той канаве полным полно". И муха перечислит все помойки,где побывала.
  А спроси пчелу,видела ли она нечистоты? Она  ответит: "Нет,не видела нигде. Здесь так много благоухающих цветов - садовых и полевых".
  Муха- о помойках. Пчела о том,что неподалёку  растёт  лилия, и распускается гиацинт.
  Так и люди: те,кто похож на муху,в каждой ситуации выискивают плохое,ни в чём не видят добра. Те,кто похож на пчелу, находят доброе во всём.
       Мудрые слова! Вспоминаю себя,подростка,выросшего в бедной и неблагополучной семье, и моё стремление вне дома увидеть и почувствовать красоту. Как та пчёлка я по крохам собирала хорошие впечатления, впитывая  их в себя. Верила,что моя жизнь,в отличие от родительской, будет лучше,интереснее,значительнее.
       Я была своенравной девчонкой,любила командовать,что-то организовывать.Умела увлечь подруг и одноклассниц разными идеями.не всегда хорошими. Учителя считали меня заводилой и зачинщицей.Что бы не произошло в классе- с Полянской первый спрос. Моя одноклассница Валя Кузмидина- наша правильная и рассудительная Кузя недавно в интернетной переписке напомнила мне о нескольких эпизодах школьной жизни 1963 года.
       В  нашем 6-Б классе Альметьевской  школы № 10 преподавала географию вредная и язвительная  училка Ольга Николаевна. Пожилого возраста,очень полная,даже какая-то широкая  с лицом, похожим на лягушку. Мы прозвали её Ляга.Измывалась она над учениками с каким-то садизмом,обзывала последними словами за неудачные ответы. Гоняла у карты мира, тыкая указкой в разные точки, и грозно требовала немедленного ответа с названием государства и его столицы.
      Казалось бы,география -интереснейший предмет, но из-за Ляги  мы его тихо ненавидели. Дошло до того,что кто-то из девчат предложил побить окна в финском доме училки. Такая "месть" мне показалась сомнительной,ведь дело пахло хулиганством. Но  на меня замахали руками,мол, если боишься,  то и без тебя справимся. Трусихой я себя  никогда не считала и согласилась стать членом  "банды" мстителей. А на следущий  день,меня как на грех,свалила простуда и мама в школу не пустила. Одноклассники ждать не стали и акция возмездия состоялась  тем же вечером. В окна Ляги  с размахом покидали камнями и,услышав  звон разбиваюшихся стёкол, разбойники бросились бежать. 
     Ольга Николаевна  пожаловалась директору. Увидела ли она кого из 6-Б,или соседи опознали нападавших,неизвестно,но на допрос вызывали  всех с целью выяснить зачинщиков. Я получила выговор  за то,что знала о безобразной акции и не рассказала классной руководительнице,чтобы пресечь заговор на корню.В глубине души я страшно возмутилась, что мне предлагают доносчицей стать. И гордо задрав свой курносый нос,дерзко ответила :"Жалко,что  я заболела,а то  с удовольствием  пошла бы бить окна вместе со всеми!"  Меня выгнали из кабинета вон.
     Одно время наша школа № 10 была переполнена учениками и несколько классов "переселили" в барак по  улице Маяковского. 6-Б разместили в комнате,где раньше жила семья Кузмидиных. Валя Кузя рассказала  мальчишкам об имеющемся подполе и не выучившие  уроки стали  там прятаться. Сидели тихо,чтоб не застукали учителя.
      Как-то и мы с подружкой Зойкой Хуснуллиной урок математики провели в темном подполе. Прыскали от смеха,закрывая ладошкой рты,жались друг к дружке. На переменке вылезли и не почувствовали себя героинями: чего уж хорошего сидеть в пыли да в сырости? А за объяснением домашнего задания пошли после уроков к Вале Кузе. Она у нас училась хорошо по всем предметам. И точные науки ей легко давались,не то что нам-троечницам. В доме у Кузи  было очень уютно,чисто и всегда пахло пирогами. Мать Вали тётя Люба-южных кровей, женщина  приветливая и гостеприимная, всегда угощала нас своей выпечкой.
      В зале у них посредине стоял стол,покрытый  льняной скатертью  с чудесной вышивкой гладью,а на двери,отделяющей зал от кухни, висели шторы-портьеры так же вышитые. И мне мечталось о таком доме,что и говорить. Младший брат Кузи Витька только изредка здоровался с нами и исчезал в другой комнате. А отца их-дядю Мишу мы редко видели, он работал ,в основном,в командировках.
     Мы с Зойкой стеснялись звать Валю Кузю к себе в дом. У меня мама ворчливая и отец мог заявиться пьяный и устроить скандал. У Зойки ( родные звали её Заря)-татарская семья,в которой  строгому отцу перечить никто не смел, а мать-молчунья  ни слова не знала по- русски. Старшие сёстры Зойки Асия и Эндже жили отдельно,а с братьями Борькой-Барыем и Рафаилкой  мы всё время дразнили друг друга.  Так сложилось,что мы с Зоей росли словно сёстры, и родители её и мои принимали  это.
      В 6-ом классе нас разделили на уроках труда: девочки занялись домоводством,а пацаны осваивали в мастерских столярное  и слесарное дело.
      И у меня,впрочем как у всех,появилась добрая наставница и чудесная учительница Галина Абдулловна.  У неё был тихий голос с ласковыми интонациями.Никому из нас она не делала замечания,не укоряла  за неумелость и торопливость.
       Мы приносили из дома варёные овощи с солёными огурцами и квашеной капустой  и нарезали красивый и вкусный винегрет.Разделывали селёдку,укладывали  ровные кусочки на селёдочницу,принесённую   нашей учительницей, приставляли голову  и хвост, обкладывали кружочками варёной картошки и колечками лука.Перед общей трапезой Галина Абдулловна   под каждую тарелку подкладывала белую бумажную салфетку, рядом клала столовые приборы.
    Помню, я выпросила у учительницы четыре салфетки и,придя домой,расстелила на кухонном столе развёрнутые квадраты. Поставила разнокалиберные тарелки для маминых щей,положила рядом аллюмиевые ложки,тоненько нарезала хлеб на отдельную тарелку  и стала ждать родителей к ужину. Брат Валерка привёл их в кухню,надеясь поразить "сервировкой".Но моя деревенская мама лишь нахмурилась:
     - ЧОй-та ты тут наставила? Чай не в стОлОвой! Дома и эдак стрескаите- без салфетков.
      Я опешила и стала оправдываться, что на уроках домоводства так учат.А папа-москвич одобрительно похлопал меня по плечу и сказал, что в жизни всё пригодится.Я собрала салфетки и ушла от семейного ужина в нашу с братом комнату.
      На другом занятии по кулинарии мы готовили мясной прозрачный бульон,терпеливо снимая пену,чтобы некрасивые хлопья не осели на дно и на стенки кастрюли.
     Уж не знаю, с чего вдруг,я решила похвалиться маминой стряпнёй. Рассказала, как вкусно она делает заливную рыбу: жарит камбалу,а потом заливает её жареным луком с томатной пастой.Кто-то из девчат листал как раз толстенную с красочными фото книгу "О вкусной и здоровой пище" и, услышав  рецепт,под хихиканье сунул мне под нос картинку ...с рыбьим холодцом.
     Я смешалась,а Галина Абдулловна укоризненно глянула на "знатока" и тихим голосом сказала, что  в кулинарии легко и самим придумывать разные варианты блюд. После урока попросила меня помочь ей донести сумки до дома и по дороге мы говорили  о чём угодно,только не о моей оплошности.
     Жила Галина Абдулловна на улице Ленина в угловом доме. Пригласила меня в квартиру,познакомила с дочками. А младшая Алсу доверительно сообщила мне, что у неё через два дня день рождения. Меня так растрогала эта атмосфера домашняя,что захотелось чем-то порадовать Галину Абдулловну.
     Рассказала о посещении   Зойке ,а потом и одноклассницам.Подговорила нескольких девчонок собрать денег на подарочную  красивую куклу и явиться домой к учительнице - поздравить её дочку. Никого не смутило, что мы идём в гости без приглашения,а я даже гордилась,дурёха, своими организаторскими способностями.
      Из Москвы мне как раз папины родные прислали вещи,из которых выросла его племяшка. Вот я и нарядилась в узкую юбку со шлицей сзади, в трикотажную кофту на пуговицах. Обувка у меня была типа сандалий из свиной кожи.Но шла я широко шагая, чтобы все видели,какая узкая на мне юбка!
       Никогда не забуду удивление,на миг мелькнувшее на лице Галины Абдулловны,узревшей на пороге нашу толпу с подарочной куклой.Но тотчас она с улыбкой,называя каждую по имени ,за руку вводила в прихожую.Мы дружно поздравили выбежавшую к незваным гостям  именинницу и она повела всех в зал.
       Только тут я осознала,в какое неловкое положение поставила свою любимую учительницу. Вызвалась помочь ей на кухне,не в силах выговорить слова извинения.  А Галина Абдулловна,как ни в чём не бывало, нарезала полукопчёную колбасу,украсив каждый кружок  луком. На другие тарелки я резала под её руководством на красивые ломтики солёные огурцы и приправляла их подсолнечным маслом. Потом появилась ваза с печеньем и свежезаваренный чай.Застолье прошло весело и  непринуждённо,хотя я и скрывала охватившее меня чувство раскаяния.
     А Галина Абдулловна оставалась моей любимой учительницей на много лет. В новой школе № 14 она на уроках труда учила нас кройке и шитью. У неё дома была импортная швейная машина,выполнявшая множество операций. И мы по очереди бегали обмётывать швы,пробивать петли для пуговиц и т.д. А про наряды,сшитые под руководством Галины Абдулловны  стоит писать  отдельный   рассказ.
 
Гатчина,2020 год.
На фото я в возрасте моей внучки-13 -й год пошёл...