Письма в редакции и ответы, 13

Виталий Альбертович Иванов
Письма в редакции и ответы. 1987-1991 гг. Книга 1 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. –296 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4176/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/vqwq/
_________________________________________

27.05.1988 Ответ. Журнал «Сельская молодежь» - 5
--------------------------------
Стихи
Брошенная игрушка
С Мечтою по Жизни
«Средь пьяного смеха…»
В кино
Путь
Застойное
«Качаются тонкие ветки…»
Руководителям поэзии
Сны Б.Г.
Пешим по-танковому

на №11178 от 27.04.88г. 193318

Уважаемый Виталий Альбертович!
Возвращаем Вам рукопись с некоторыми замечаниями.
Хотя, как Вы сообщаете, этих замечаний Вами получено предостаточно - но, раз уж Вы обратились к нам, давайте и мы попробуем разобраться - в чем же дело?
Мы не совсем поняли - неужели цель Ваша - дотянуть до «общего серо-журнального уровня»?! Во-первых - каков критерий этого «общего» уровня - особенно сейчас, когда каждый журнал имеет свои критерии, свой уровень, и иногда далеко не серый. Вряд ли за последние два года Вы найдете серые стихи, скажем, в «Новом мире», или в «Знамени», или в «Дружбе народов». Что было, то было, но сейчас дело обстоит несколько иначе.
Но каков бы ни был «уровень» /а сейчас его нет единого, это фикция/ - все равно «дотягивать» до него не стоит. За солидную практику работы литконсультантом мне слишком часто приходилось сталкиваться с этим - на мой взгляд диким, но весьма распространенным заблуждением, что - «если я пишу не хуже, чем те, которых печатают - меня тоже можно и нужно печатать» /вот такая примерно формула/. Не вина тысяч, десятков тысяч людей, берущихся за перо, что за последнее десятилетие поэтический труд дискредитирован до такой степени, что не считается трудом вообще - трудом в полном смысле этого слова, требующим навыков, знаний, глубокой гуманитарной культуры /о таланте не говорю - это вещь субъективная, за хвост не поймаешь, в безграмотности уличить можно, в бездарности - практически нельзя/.
Люди рвутся в печать, ведут активную переписку с редакциями и издательствами, искренне недоумевая - чем они хуже других. Действительно - ничем не хуже, а многие даже лучше. Но - при чем здесь поэзия? Человек, берущийся за перо, должен ведь прежде всего думать о ней.
Скажу Вам откровенно - пусть даже обидно: Ваши стихи действительно до «серого уровня» прошлого десятилетия не дотягивают. Прежде всего из-за множества формальных недоработок: негодных рифм, грубых штампов - здесь играет свою роль элементарная нехватка знаний. Но если Ваши стихи подчистить, поубирать откровенные «ляпы» - они дотянут, и вполне. Ну, а дальше - что?
Беда в том, что получаются у Вас пока не стихи, а рассуждения в столбик, сочинения на заданную тему. Возникает мысль, формируется во фразу - и не имеет продолжения в той логике поэтического образа, которая должна вести стихотворца. Вот давайте посмотрим вместе:

«Вы думаете, что вы - красные?
Нет, вы - одинаково-серые!
А я - разный, -
для вас опасен неимоверно!»

Все, что называется «в лоб». И все - по самой поверхности. Нет, они не думают, что они - красные. Как максимум - они себя таковыми преподносят, величают. Да и кто «они»? Их ведь тоже много - разных «руководителей»? Поймите, как нет «общего» уровня, так нет людей вообще, руководителей вообще, и т.д. Мысль в предыдущих строках до того неглубока, что ее будто и нет вовсе.
А Вы - как стихотворец, не опасны /хотя, конечно, куда приятнее на это сваливать свой неуспех, чем на что-то другое, менее лестное/. Не опасны Вы, потому что невнятны, потому что нет у Вас четкой авторской позиции, твердости руки, самостоятельного почерка. Вы черпаете стихи не из души, а из литературы - причем не лучшей, стремитесь к «похожести» на чужое - напечатанное.
Разбирать рукопись построчно я не стану - дело это долгое, скучное, да и не в каких-то частностях суть.
Вам стоит всерьез задуматься о, том, на что уходит столько времени, сил и чернил. Здесь, как и везде, надо быть самим собой, и прекратить дотягивать, подтягивать. Читайте больше хороших стихов, а также почитайте книги по истории и теории русского стихосложения /попробуйте Жирмунского «Теорию стиха», Бахтина «Эстетику словесного творчества». Если это покажется сложным «начните с Д. Самойлова «Книга о русской рифме». Короче говоря, сначала попробуйте разобраться в деле, за которое взялись, в себе самом, а потом уже - если еще останется интерес - в прилитературной чиновной болтанке, в уровнях и пр. Уверяю Вас - если Вы сумеете писать хорошие стихи, печатать Вас будут.
Не знаю, какие чувства вызовет у Вас столь резкий и откровенный ответ. Хотелось бы, чтобы он помог Вам хоть в чем-то.
Желаю успехов.
Всего доброго.

Литконсультант Т.Поляченко

______________________________________________________

02.06.1988 Театры: «Современник»,
на Таганке,
им. Лен. Комсомола,
Новый Драматический театр.
Письмо
--------------------------------
Пьеса «Страна Бюрократия»

Уважаемая Литературная часть театра!

Предлагаю Вам пьесу в стихах «Страна Бюрократия». Сразу честно признаюсь: в сочинительстве пьес я новичок, это первая моя драматургическая проба. Однако, стихи пищу 19 лет, имею публикации в периодике... Но автор я малоизвестный, потому, наверное, что публикаций было мало.
Расскажу Вам о себе. Мне 34 года, родился и вырос в Ленинграде. После окончания школы поступил в ЛПИ им. Калинина, затем проучился три года и ушёл до собственному желанию работать грузчиком-стропальщиком, а потом рабочим экспедиции, механиком-электромонтажником, токарем, слесарем ТРЖ, бойцом и командиром многих шабашек. Был в разных местах. Но в 1977-ом году восстановился на третий курс Завода-ВТУЗа при ПО ЛМЗ, который и окончил благополучно. С тех пор работаю в НПО ЦКТИ, а сейчас ещё и учусь в аспирантуре. Я - научный сотрудник.
Время взросления во многом определяет внутренняя жизнь человека. Ещё со школьных лет, которые совпали для меня с началом времён застоя, испытывал глубокое равнодушие к жизни общественной, слепленной из убогих штампов. Несмотря на некоторое разнообразие внешних черт биографии, пестроту трудовой книжки, внутренне всё это время жил глубоко в себе, стараясь разными способами уйти как можно дальше от всяких внешних проблем.
Рабство многолико. Наблюдение за происходящим сбоку, неоригинальная попытка встать над суетою сует - маска самостоятельности с внутренним содержанием раба, самообман самонадеянной пешки, считающей себя непризнанной королевой в то время, как ею двигают и едят её.
И всё же народная мудрость права: один в поле не воин. Только свежий ветер 85-ого, всё то, что сегодня объединено ёмким понятием перестройка, толкнуло меня к выходу из состояния глубокой внутренней апатии. Одним из результатов чего является эта пьеса. Написана она в августе-сентябре 1987-ого года, предлагал её в ряд журналов, театров Ленинграда. Однако, в журналах мне говорят, что это вещь более для постановки, нежели публикации, а в театре - что скорее это неплохие стихи, чем какая ни на есть пьеса. Короче, в очередной раз я завяз в том самом бюрократическом болоте, о котором и написал. Пожалуй, это говорит о непреходящей жизненности темы, но, увы, не двигает дело.
Вероятно, пьеса не лишена недостатков, но всё же мне представляется, что она может быть полезной для перестройки, а она мне очень нужна! Над недостатками - возможно, некоторой суховатостью, отвлечённостью или чем другим? - автор готов работать до полного искоренения всех недостатков. Однако, должна же быть чья-то конкретная заинтересованность в этом кроме самого автора, определяющая, так сказать, направление необходимых работ.
Надеюсь, заинтересованным лицом окажетесь Вы. На этом кончаю затянувшееся письмо и жду ответа.

С уважением
Виталий Иванов

Ps. В случае необходимости автор может приехать в театр. Если Ваша часть не заинтересуется пьесой, Большая Просьба подсказать куда автор может обратиться ещё, хотя с некоторой надеждой на успех его дела.
Автор не будет также возражать, если Вы прямо передадите рукопись в другой театр, студию, группу или редакцию, где пьесой могут заинтересоваться и использовать её каким-либо образом на пользу перестройке.
О любом Вашем решении просьба сообщать по адресу:
______________________________________________________

04.06.1988 Журнал «Крестьянка». Ответ - 2
--------------------------------
Стихи
«Тихонько ты так говорила…»
«Я волнуюсь, тревожусь…»
«Погаснет медленно свеча…»
Расставание
Признание
«Мы были беспечны и молоды…»
Родная улица
«Ты меня в этот вечер…»
«Освети мне лицо глазами своими…»
«Когда притупятся волненья…»
«Ты посмотри, какие звезды…»

№ 11182

Уважаемый Виталий Альбертович!
Благодарим за доверие к журналу. Мы внимательно прочитали подборку Ваших стихов, но отобрать для публикации, к сожалению, ничего не смогли. Стихи Ваши пока довольно небрежны («Я волнуюсь, тревожусь и мучаюсь, Потому что я очень соскучился»), из простоты изложения их «бросает» в неудержимые красивости («Мы помолчим с тобой ещё Под музыку Луны» в поверхностные стилизации (Когда притупятся волненья Души наивной и живой, Тебя я вспомню в сновиденьях Как мимолётный гений мой») - здесь ещё и грамматическая ошибка. Короче говоря, Вы ещё далеки от обретения собственного голоса, манеры письма.
Ищите, совершенствуйтесь.
С уважением
Литконсультант Д. Новиков

______________________________________________________


17.06.1988 Журнал «Знамя». Ответ - 4
--------------------------------
Поэма «Мечта о России».

Уважаемый Виталии Альбертович!

Внимательно прочитали присланную Ваш поэму «Мечта о России». К сожалению, вынуждены Вас огорчить: опубликовать ее в «Знамени» не представляется возможным - поэтические произведения такого объема журнал печатает в случаях редчайшего исключения.

Возвращая рукопись, желаем Вам всего самого доброго.

С уважением
Консультант отдела поэзии
О.Кефалиди

______________________________________________________