Патографический портрет художника Тулуз-Лотрека

Александр Шувалов
Судьба французского живописца и графика, одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрека оказалась на редкость злой. И всё – из-за патологически отягощённой наследственности. 
 
Отец - Альфонс де Тулуз-Лотрек женился на своей кузине. Личность его была более чем странной. Граф любил наряжаться ковбоем, черкесом, шотландцем, мог надеть кольчугу крестоносца или выйти к семейному обеду в пледе и балетной пачке. В обществе был известен как эксцентричная личность.

Считается, что браки близких родственников, распространённые в аристократической среде, отражаются на здоровье их потомства. Согласно другим медицинским гипотезам, единокровный брак не мог стать причиной недуга Анри, мальчика хилого и болезненного с самого рождения. Однако роль наследственности прослеживается слишком убедительно: одна из кузин будущего живописца была карлицей. Не только родители Анри были двоюродными братом с сестрой, но и его дядя с тётей. Все вместе они произвели на свет шестнадцать детей, четверо из которых, включая Анри, были карликами. Это уже похоже на закономерность.

В возрасте 13-ти лет Анри, вставая с кресла, упал и получил перелом шейки левого бедра. Через 15 месяцев произошёл перелом шейки правого бедра. После этого его ноги перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни. Так он превратился в калеку с частично атрофированными ногами. Отец, разочарованный уродливой внешностью сына, уделял мальчику всё меньше внимания. Детство и юность Анри провёл в семейных владениях под заботой матери.

Так как размеры его туловища были нормальными, то фигура на коротких ножках выглядела очень нелепо. Голова казалась непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги. Эта несоразмерность с годами увеличивалась. Более того: с каждым днём он становился уродливее: толстел нос, губы выпячивались, а нижняя губа нависала над скошенным подбородком. Да и слова, которые произносил этот деформированный рот, были искажены шепелявостью, звуки наскакивали один на другой, слоги он проглатывал и, разговаривая, брызгал слюной.

Семья с трудом перенесла свалившееся на неё несчастье. Физический дефект лишал Анри де Тулуз-Лотрека возможности занимать подобающее его положению место. Единственный сын в знатном аристократическом роду не мог стать военным, не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, также сильно уменьшалась.

Болезнь Лотрека можно отнести к группе полиэпифизных дисплазий. По мнению других, причиной маленького роста Анри был остеопетроз (болезненное утолщение кости), протекающий в мягкой форме.

В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал 150 см, но, поскольку в те времена люди были в среднем на десяток сантиметров ниже наших современников, художника не считали карликом (с таким ростом тогда даже призывали служить в армию).

Физические дефекты Лотрека не умеряли его сексуального влечения. Он был наделён незаурядной чувственностью и с годами превратился в настоящего горбатого Дон-Жуана, который мог бы представить обширный любовный список. Но вся эта тысяча женских имён и без него были тщательно зарегистрирована в префектуре полиции. Разврат, рассеянный образ жизни, который Лотрек вёл сам и в который вовлекал своих друзей, а также мизантропия, вызванная его физическими недостатками и сознанием нравственного падения, бесспорно, деформировали его психику в худшую сторону. Он часто восклицал: «Эх, хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник уродливее меня!»

Однажды Лотрек влюбился в актрису и танцовщицу Марсель Ляндер. Двадцать вечеров подряд он покупал себе билет в театр, где она тогда выступала, занимая каждый раз самое близкое к сцене место. Когда у него спросили, зачем он это делает, Лотрек ответил: «Я прихожу сюда специально, чтобы смотреть на её спину. Взгляните хорошенько, и вы убедитесь, что никогда в жизни не видели ничего более прекрасного». Лотрек очень любил красивые женские носы, поскольку при его росте нос был обычно первым, что он мог видеть на женском лице.

В жизни художник был спокойным и доброжелательным человеком, и в «нормальном» состоянии он за свою короткую жизнь никого не обидел ни словом, ни поступком. Но Лотрек пил, и пил много, а под действием алкоголя становился неуправляемым, и то, что он, ни разу не имел дела с законом, было просто удивительно. Впрочем, здесь могло быть и другое вполне допустимое объяснение: Лотрек был всё-таки потомком одной из самых знаменитых и древних аристократических семей Франции.

Вследствие своей уродливости Лотрек был приговорён к отчуждению. Постоянным спутником последнего часто является спиртное. Он начинал пить, едва проснувшись, и продолжал весь день. Однажды Анри с «тайной гордостью» обнаружил, что он «прирождённый пьяница», так как без заметных последствий способен проглотить поразительное количество спиртного. И испытал от этого открытия малопонятное удовлетворение. Пристрастие к спиртному к 30 годам превратило художника в больного человека и постепенно довело до психиатрической лечебницы, а алкогольные психозы деформировали его личность. Так что если опьянение, с одной стороны, и приносило ему утешение, то, с другой, несомненно способствовало преждевременной смерти.

Коньяк помог ему преодолеть существовавший страх перед борделем. Художник начал регулярно посещать публичные дома после разрыва с очередной любовницей. А с 1894 г. стал жить в одном из таких «шикарных домов на улице Мельниц». В этом, а затем и в других борделях Лотрек практически провёл весь остаток жизни. Такое необычное место проживания давало ему возможность наблюдать за естественными, без всякого позирования, движениями обнажённого женского тела и тут же рисовать его.

Уровень распространения сифилиса к концу XIX века был настолько высок, что, по некоторым данным, им были заражены около 15% населения Европы. Неудивительно, что среди жертв «французской болезни» оказывались и знаменитости.

Алкоголизм и сифилис, которым он заразился от одной из проституток, подтачивали силы художника. Лотрек страдал также бессонницей, в результате которой – на фоне бесконечного пьянства – у него развивались устрашающие галлюцинации и мании преследования. Его поведение всё больше становилось неадекватным, он всё чаще подвергался приступам безумия. Летом 1897 г. стрелял из револьвера по воображаемым паукам, осенью 1898 г. ему казалось, что на улице его преследуют полицейские и он прятался от них у знакомых.

В феврале 1899 г. «со страшным приступом белой горячки» мать поместила сына в психиатрическую клинику. Но через несколько месяцев после выхода из лечебницы Лотрек опять стал много пить. С 1899 г. он находился в компании Поля Вио, дальнего родственника, крупного, спортивного сложения мужчины, который из-за болезни желудка не мог себе позволить ни капли спиртного и по просьбе семьи должен был следить за Анри, удерживая его от выпивки.

Но систематическое пьянство рано или поздно предъявляет свой счёт. В конце 1901 г. после перенесённого инсульта Лотрека «разбил паралич». Наверняка состояние усугублялось развитием алкогольной полинейропатии. Другими словами, художник превратился в инвалида.

Мать увезла его в замок Мальроме. Выйдя из состояния апатии, он делал попытки работать, но паралич всё больше сковывал движения. Передвигался Анри только в кресле-каталке и почти оглох. Его приходилось кормить с рук. «Перед смертью он говорил очень мало. Только иногда бредил с широко открытыми глазами».

Болезненные механизмы в творчестве Тулуз-Лотрека

Страсть к рисованию проявилась у Анри рано. Мать поощряла и старалась развить эти способности. Лишённый долгими месяцами возможности ходить и бегать, мальчик с удовольствием рисовал. «Подумать только! Я никогда бы не стал рисовать, если бы мои ноги были чуть длиннее», говорил он не без оснований. Живопись помогала Лотреку преодолеть отчаяние.

Больше всего на свете Тулуз-Лотрек боялся одиночества. Он спасался от него сначала живописью, затем - женщинами и алкоголем. Постоянные темы его полотен - проститутки, портреты друзей, сцены танцев. Мир парижского «дна» изображался в композициях и портретах без морализирования, с присущими Лотреку нервно-обострённой зоркостью и язвительной иронией. 

Талантливый художник сделал собственное уродство частью своего искусства. Критики утверждают, что болезнь Лотрека оказала ещё одно воздействие на его искусство: после 1893 г. в нём обнаруживается чёткая тенденция удалять у моделей ноги, так чтобы в раме оставались только головы и торсы. Вероятно, этот приём позволял исключить ту часть туловища, о которой он сам предпочитал не думать. Многие критики утверждают, что именно своеобразная ненависть к собственному телу заставляла его искать и изображать то, что было наиболее некрасивым и неприятным в его окружении.

Быть может, именно потому, что Лотрек был глубоко обижен судьбой, он возненавидел человечество и постарался на протяжении нескольких лет своей творческой жизни представить в карикатурном виде всех тех, кто служил ему в качестве модели.

Художник никогда не работал в состоянии опьянения. А так как с каждым годом он пил всё больше, то и картин у него становилось всё меньше. В 1897 г. он написал всего лишь около пятнадцати полотен, а ведь не так давно создавал их сотнями. Он писал всё меньше и меньше, переходя от одного бара к другому.

В последующие два года жизни его картины стали мрачными и меланхоличными. В искусстве на первый план проступали ощущения боли и мрачной тревоги. Цвет обрел драматический накал, в то время как линия потеряла свою гибкость и выразительную силу. Многие исследователи видят в его последних картинах проявление творческого упадка. Так что предположения критиков о влиянии уродства художника на особенности его живописи не лишены психологического обоснования.

Диагноз. Патологическое формирование личности дефицитарного типа, в основе которого лежала реакция мальчика на осознание своей физической неполноценности. При этом типе формирования личности преобладает сниженный фон настроения, ограничение социальных контактов с уходом в мир внутренних переживаний («псевдоаутизация личности»). Алкоголизм, в основе которого лежало дистимическое расстройство, носил вторичный характер. Если первоначальную устойчивость Лотрека к алкоголю можно объяснить биохимической индивидуальностью организма, то развившаяся в последующем алкогольная зависимость и тяжёлое течение заболевания – это уже следствия изначально высокой алкогольной толерантности, аффективных нарушений депрессивного круга, а также подсознательного влечения к смерти (алкоголизм – медленная форма самоубийства).

***
2013 г.